От Scharnhorst
К Константин Федченко
Дата 24.11.2003 18:41:18
Рубрики WWII; Танки;

Re: ? британские...

>Нарвик (1940)
Было направлено 3 (прописью - три!!!) танка Марк-6 3-го батальона King's Own Hussars - все погибли 15 мая на польском лайнере "Хробры"
Французы - под Нарвиком воевала 342-я отд. танковая рота (15 танков Н-35). Потери в ходе боевых действий составили 3 машины (завязли в грунте при высадке с ДКа и были взорваны), судьбу остальных точно не установил, но ничто не мешало их эвакуировать.

С уважением, Scharnhorst

От Константин Федченко
К Scharnhorst (24.11.2003 18:41:18)
Дата 25.11.2003 11:40:58

Норвегия

>Нарвик (1940)
>Было направлено 3 (прописью - три!!!) танка Марк-6 3-го батальона King's Own Hussars - все погибли 15 мая на польском лайнере "Хробры"

транспорт затонул вблизи Будё (Норвегия, р-н Трондхейма) после авианалета (возможно, не 15 - а вечером 14 мая).

>Французы - под Нарвиком воевала 342-я отд. танковая рота (15 танков Н-35).

однако прибыли только 10 (29 апреля, Харстад, транспорты "Брестуа", "Шато Пави", "Сен Фирмэн". Остальные не были отправлены или потонули в пути?

кроме 342 роты, туда же назначалась 354 рота такого же состава, но оставлена во Франции.

>Потери в ходе боевых действий составили 3 машины (завязли в грунте при высадке с ДКа и были взорваны),

другое свидетельство: " Менее удачной для французских танкистов оказалась подобная операция 28 мая. Тогда два Н-35 сразу завязли в болотистом грунте на месте высадки. Один из них (номер I 40747) сел так глубоко, что его пришлось впоследствии взорвать"
может, это тот же эпизод? ("два завязли" + "один взорван" превратились в "три завязли и взорваны")

>судьбу остальных точно не установил, но ничто не мешало их эвакуировать.

"Ничто не мешало" - а транспорт для них был?

все приведенные мной данные - из статьи С.Патянина "Танки в Норвегии", ТиВ, 4-2000. Там же фото Н-35, захваченного немцами (тактический номер 133), но это уже явно не Норвегия, автор неправ - танк уже прошел немецкую "локализацию" - командирский купол заменен на двустворчатый люк. Так что вопрос о том, куда делись уцелевшие девять (семь?) Н-35, остается открытым.

И еще - в той же статье упоминается о закупке Норвегией нескольких (от 6 до 9) танков Ландсверк L100 в Швеции в 1936 г. Танки поступили на вооружение 1 и 2 отдельных кирасирских рот в городах Кристиансанн, Берген, которые были захвачены в первый день вторжения.
Есть ли еще какие-то уточняющие данные по ним?


>С уважением, Scharnhorst
С уважением

От Scharnhorst
К Константин Федченко (25.11.2003 11:40:58)
Дата 25.11.2003 16:43:34

Re: Норвегия

>транспорт затонул вблизи Будё (Норвегия, р-н Трондхейма) после авианалета (возможно, не 15 - а вечером 14 мая).
Точные данные таковы:
15.05.40 в 00:40 тяжело поврежден герм. бомбардировщиками Не-111 из со-става I/KG 26 в районе Будё (67-40 с.ш., 13-50 в.д.), возник сильный пожар; около 05:00, после снятия экипажа и находившихся на борту солдат, потоплен торпедоносцем “Суордфиш” с брит. АВ “Ark Royal”
>>Французы - под Нарвиком воевала 342-я отд. танковая рота (15 танков Н-35).
>однако прибыли только 10 (29 апреля, Харстад, транспорты "Брестуа", "Шато Пави", "Сен Фирмэн". Остальные не были отправлены или потонули в пути?
>кроме 342 роты, туда же назначалась 354 рота такого же состава, но оставлена во Франции.
>>Потери в ходе боевых действий составили 3 машины (завязли в грунте при высадке с ДКа и были взорваны)>
>другое свидетельство: " Менее удачной для французских танкистов оказалась подобная операция 28 мая. Тогда два Н-35 сразу завязли в болотистом грунте на месте высадки. Один из них (номер I 40747) сел так глубоко, что его пришлось впоследствии взорвать"
Это взято из моей статьи в ТиВ за 2000 год. С тех пор утекло немало воды. Как оказалось, танков было все же 15, а в упомянутом эпизоде было потеряно 2 танка, еще один - в тот же день под Анкенесом (зап. Нарвика).

>все приведенные мной данные - из статьи С.Патянина "Танки в Норвегии", ТиВ, 4-2000. Там же фото Н-35, захваченного немцами (тактический номер 133), но это уже явно не Норвегия, автор неправ - танк уже прошел немецкую "локализацию" - командирский купол заменен на двустворчатый люк. Так что вопрос о том, куда делись уцелевшие девять (семь?) Н-35, остается открытым.
Не прав не автор, а редкация - эту фоту они тиснули без согласования, хотя им было предоставлено достаточное количество фотографий, точно относящихся к описываемому периоду.

>И еще - в той же статье упоминается о закупке Норвегией нескольких (от 6 до 9) танков Ландсверк L100 в Швеции в 1936 г. Танки поступили на вооружение 1 и 2 отдельных кирасирских рот в городах Кристиансанн, Берген, которые были захвачены в первый день вторжения.
>Есть ли еще какие-то уточняющие данные по ним?
Не только нет, но и возникли сомнения в существовании этих.

С уважением, С.В. Патянин ака-Scharnhorst

От Константин Федченко
К Scharnhorst (25.11.2003 16:43:34)
Дата 25.11.2003 16:57:35

какой конвой )) то есть картуз )) тьфу.... конфуз!

спасибо за подробный ответ!!!

>им было предоставлено достаточное количество фотографий, точно относящихся к описываемому периоду.

были ли свидетельства того, что какие-то танки захватили германцы?

>>И еще - в той же статье упоминается о закупке Норвегией нескольких (от 6 до 9) танков Ландсверк L100 в Швеции в 1936 г. Танки поступили на вооружение 1 и 2 отдельных кирасирских рот в городах Кристиансанн, Берген, которые были захвачены в первый день вторжения.
>>Есть ли еще какие-то уточняющие данные по ним?
>Не только нет, но и возникли сомнения в существовании этих.

а почему, если не секрет?

>С уважением, С.В. Патянин ака-Scharnhorst

"Маска, я вас знаю":) Очень рад :))
С уважением

От Scharnhorst
К Константин Федченко (25.11.2003 16:57:35)
Дата 25.11.2003 23:06:22

Re: какой конвой...

>были ли свидетельства того, что какие-то танки захватили германцы?
за пять лет работы над темой не встречал

>>Не только нет, но и возникли сомнения в существовании этих.
>а почему, если не секрет?
1) полное отсутствие упоминаний о их применении, хотя перерыл немало норвежских книг, где расписаны действия отдельных рот
2) "Бронеколлекция", где упомянуты бронеавтомобили

С уважением, Scharnhorst

От Макс
К Scharnhorst (25.11.2003 16:43:34)
Дата 25.11.2003 16:54:13

Re: Норвегия

Здравствуйте!
>>транспорт затонул вблизи Будё (Норвегия, р-н Трондхейма) после авианалета (возможно, не 15 - а вечером 14 мая).
>Точные данные таковы:
>15.05.40 в 00:40 тяжело поврежден герм. бомбардировщиками Не-111 из со-става I/KG 26 в районе Будё (67-40 с.ш., 13-50 в.д.), возник сильный пожар; около 05:00, после снятия экипажа и находившихся на борту солдат, потоплен торпедоносцем “Суордфиш” с брит. АВ “Ark Royal”

А с чего такой экзотический способ затопления?

С уважением, Макс

От Scharnhorst
К Макс (25.11.2003 16:54:13)
Дата 25.11.2003 23:04:06

коль уж назвался груздем - придется лезть в кузофф

Для предотвращения дальнейших вопросов привожу кусочек из своей монографии по Норвежской кампании:

Вечером 14 мая польский лайнер “Хробры” со штабом бригады и батальоном ирландцев на борту в охранении эсминца “Вульверин” и шлюпа “Сторк” вышел из Харстада. Небольшой конвой шел на юг, прижимаясь к скалистым берегам. В 00:40 из-за гор, словно выстрелянные катапультой, появились два немецких самолета и атаковали “Хробры”. Несмотря на готовность средств ПВО, атака оказалась настолько неожиданной, что бомбы попали в лайнер прежде, чем был открыт ответный огонь. Корабли эскорта шли далеко впереди, а их зенитчики приняли самолеты за свои.
“Хробры” получил несколько прямых попаданий. Две тяжелые бомбы разорвались в глубине корпуса в районе третьего грузового трюма, несколько небольших взорвались на палубе. Сразу погибло 12 членов экипажа и 18 военнослужащих, в том числе командир ирландцев подполковник Фолкнер, три старших и два младших офицера. Многие были ранены. Возник сильный пожар, угрожавший взрывом перевозимых мин и снарядов – их было принято более 50 тонн. Борьба с огнем велась неорганизованно и не дала результата, поскольку многие пожарные рукава были перебиты. Вскоре начался спуск спасательных шлюпок, в которые в первую очередь грузили раненых.
В это время начался второй налет, и спасательные работы были приостановлены. “Вульверин” и “Сторк” отстреливались от самолетов и не подходили к горящему лайнеру. Среди солдат поднялась паника, вызванная недостатком шлюпок (многие из них были пробиты осколками) и отсутствием офицеров. С паникой удалось справиться благодаря усилиям двух поляков: 64-летнего врача Базиля Абрамовича, запевшего английскую солдатскую песню “Old Soldiers Never Die”, и старшего помощника Кароля Борхарда, носившегося по палубе и призвавшего людей не прыгать за борт, где в ледяной воде их ждала смерть.
Ветер сносил пламя в носовую часть судна. Вскоре “Вульверин” подошел к развешенным на корме лайнера сетям и начал снимать людей. Всего за 16 минут он принял на борт 694 человека, последним покинул палубу капитан Збигнев Дейчаковский. После этого эсминец ушел в Харстад. “Сторк” еще три часа оставался рядом с горящим и безжизненным судном, поднимая спасшихся из воды, со шлюпок и спасательных кругов. К удивлению многих, на объятом пламенем “Хробры” не произошло взрыва боеприпасов, и он не тонул, подтверждая свою репутацию лучшего лайнера польского торгового флота. В 04:50 “Сторк” также взял курс на Харстад. Потеряв терпение, британское командование выслало торпедоносец “Суордфиш” с борта “Арк Ройала” добить обреченное судно. После взрыва торпеды оно быстро скрылось под водой.

С уважением, Scharnhorst

От Константин Федченко
К Макс (25.11.2003 16:54:13)
Дата 25.11.2003 16:59:39

а что экзотично-то?

> потоплен торпедоносцем “Суордфиш” с брит. АВ “Ark Royal”

>А с чего такой экзотический способ затопления?

торпеда - вполне стандартно. а что с самолета - так может, поблизости даже эсминца завалящего не нашлось.

С уважением

От Андю
К Константин Федченко (25.11.2003 11:40:58)
Дата 25.11.2003 14:13:12

342 рота (ставшая 1-ой танковой ротой FFL) была эвакуирована из Норвегии (+)

Приветствую !

в Великобританию вместе в мат.частью, H-39, в количестве 12 штук. Сведения из первого номера нового журнала "Batailles & Blindes".

Андрей.

"Соблюдать правила безопасности проще, чем исправлять последствия их нарушения !"