>Два опуса двух графоманов и компилляторов, в принципе не стоящих ломания копий при их обсуждении. При наличии желания заработать деньги или имя можно варганить такие произведения десятками. А еще лучше удариться в альтернативщину, на основании писем графини Н. к княгине М. доказать, что настоящим, но непонятым и не раскрытым спасителем отечества был генерал О.
Ну, я же все это для забавы разместил.:)
Но вот момент интересный, действительно из области "альтернативной истории", -
>>Отправляясь в Россию, Наполеон действовал по своему излюбленному плану: обещал всем, что каждого интересовало. Дворянству была обещана конституция, мужикам — земля и воля от помещиков, а наиболее крайним элементам масонства — искоренение православной церкви путем насмешек над верованиями народа и осквернением святынь...
>
>Если это касается жителей Виленской и др. губерний, подпадающих под определение бывших земель Речи Посполитой, то таки да. Касательно собственно российских территорий - Наполеон неоднократно подтверждал отсутствие каких-либо намерений произвести цитируемые действия. Даже приводил как аргумент при попытках мирных переговоров - "Москву конечно взял, но враждебных намерений не имею, вот даже свободы никому не обещал. а мог бы..."
Мне кажется, он от всей этой затеи отказался уже после московского пожара, когда понял, как крепко влип. Но вопрос рассматривал обстоятельно, даже затребовал, сидя в Москве, переводы архивных документов по истории пугачевского бунта.
В книжке Сироткина я видел в свое время фото статУи "Наполеон-освободитель", которая находится сейчас в запасниках Государственного исторического музея в Москве. Этих истуканов Великая армия тащила с собой в Москву аж в количестве четырех штук, в итоге они достались казакам. Толстый Наполеон изваян навроде одесского дюка Ришелье, в лавровом венке, в римской тоге и сандалиях, держит-протягивает свиток, надо понимать, с указом о даровании "свободы".
Тарле объясняет, что сделать такое Наполеону помешало его классовое перерождение, но похоже, после пожара он понял: если затеет "освобождение", то для него это может кончится еще хуже.
С увжением,
А.Рюмин
ЗЫ Да, а какого Вы мнения, кто Москву-то поджег? Растопчин себе славу приписал, или действительно какие-то оставленные им поджигатели и вывезенные пожарные насосы были? Французы писали об этом. Действительно ли москвичи лавки и дома сами поджигали, или это все перепившиеся мародеры Великой армии подожгли город?
Кстати, по моему мнению тема Бородино - единственная, где за альтернативные анализы не волокут пороть на конюшню:)
Уважаю Наполеона за обстоятельность при исследованиях каких-либо вопросов, правда иногда развожу руками от его последующих выводов.
Полагаю, что после весьма непростого похода по российской земле, сражений по форме удачных, но удручающих по результатам, анализа поведения народа и армии, анализа архивных документов он получил своего рода психологическую травму, поняв бесперспективность, а главное - непоправимость сделанного им. Недаром он фактически бежал из армии - нормальная тяга "потерявшегося мальчика" нырнуть под мамино одеяло.
Это все из области психологии, конечно. Тарле с его объяснением - что сказать, плод эпохи.
На досуге просмотрел один документ - протокол заседания военного суда над поджигателями. 26 человек, из них 9 - солдаты Московской полиции (35%). По результатам расследования к казни приговорено 10 (38%), из них полицейских 1 (11%). Т.е. брали на пожарах всех подряд, вероятно, включая наводящих порядок чинов.
Даже если какое-то количество полицейских не получило приказ на оставление города, в силу служебного положения и чувства ответственности (все обвиняемые - люди уже в возрасте) могли пытаться выполнять свои обязанности и препятствовать толпе.
Ростопчин был опытным чиновником и прекрасно понимал, что оставленный без противопожарного обеспечения город (насосы действительно вывезли) сгорит и сам, поэтому отдать приказ (и кому приказ? горожанам? полиции?) он вряд ли бы отдал. Тем более, зная менталитет русских, тем более экзальтированных до предела, взвинченных неясной обстановкой - достаточно кому-то сказать сакраментальное "да гори оно гаром, братцы, однова живем!". И приказа не надо.
Кстати, примеры живые и были - некоторые купцы, не имевшие возможность вывезти добро, уничтожали его.
К тому же, если я не ошибаюсь, большинство введенных в Москву войск - это немцы, поляки, итальянцы и т.д., слабые на пограбить.
Поэтому правы и неправы все источники. Факт, что приказа (№, дата, подпись, печать) не существовало, электрического освещения улиц еще не было, у одних еще существовала дисциплина, позволяющая покидать место стоянки тайком по ночам, а у других естесственная боязнь грабить добро сограждан днем, поэтому и русские и французы выходили с факелами за добычей по ночам.
Виноваты все поровну. Да и какая разница? Нам оба варианта выигрышны: сами сожгли - подвиг, враги сожгли - варвары:)