От
|
avro
|
К
|
All
|
Дата
|
06.09.2003 12:24:26
|
Рубрики
|
WWII; ВВС;
|
2 Alex Medvedev про СВАГ
Конкретно интересует авиазавод в Лейпциге. Есть версия, что ангар именно оттуда. Вроде как на заводе "Кондоры" делали в частности.
От
|
Alex Medvedev
|
К
|
avro (06.09.2003 12:24:26)
|
Дата
|
06.09.2003 15:24:52
|
Re: 2 Alex...
Про Лейпциг что нашел:
В Лейпциге - Институты Лейпцигского университета, завод "Лангбейн-Пофангаузер" и завод "Зюд И.Г.Фарбенидустри".
Для разработки силами немецких специалистов научно-исследовательских тем и проектирования новых авиационных конструкций, в настоящее время на базе бывших немецких научно-исследовательских авиационных организаций созданы особые конструкторские и исследовательские бюро с опытным строительством проектируемых объектов.
...
Работа указанных конструкторских бюро была обеспечена крупной производственной экспериментальной и исследовательской базой и имела в своем распоряжении около 1200 единиц оборудования около 100 действующих различных испытательных установок.
...
г. Лейпциг - исследовательское бюро по вопросам: авиационное литьеи металлических покрытий.
В первый период оккупации /в зоне, занятой нашими войсками/, в процессе предварительного изучения состояния Германской авиационной науки и техники, по заданию Министерства Авиапрома, привлечены прибывшие советские специалисты и созданы специальные группы из них.
Задачами указанных групп являлись выявление и учет крупных Германских научно-технических сил, подробное ознакомление с направлением их деятельности в довоенный и военный периоды и организация их труда по тематике, представляющей интерес для институтов и опытных конструкторских бюро Министерства Авиапрома. Как было указано выше к этой работе было привлечено большое количество немецких специалистов. Каждому из привлеченных немецких специалистов, было предложено составить отчет или доклад о прошлой деятельности научного учреждения, в котором он работал и своей личной деятельности как научного специалиста. Кроме этого давались отдельные теоретические задания по авиационной науке и технике.
После ознакомления с этими материалами, нашими специалистами ставились новые конкретные тематические задания, в развитие которых немецкие специалисты давали новые материалы.
Все полученные материалы с заключением наших специалистов направлялись в Министерство Авиапрома или соответствующие институты для более глубокого их изучения и применения в своей практической работе. Список указанных работ приложен к данному отчету.
Одновременно с этим нашими специалистами для более глубокой разработки, силами Германских специалистов научно-исследовательских тем и проектирования новых объектов, заслуживающих интереса, были приняты меры к восстановлению на территории Германии экспериментальных, производственных баз и конструкторских бюро, которые перечислены выше.
про ангары:
1. Ваша шифровка от 11 мая с.г. была нами получена 13 мая. Она была задержана доставкой в штабе тыла 1 Белорусского фронта.
Комиссия в полном составе, с экспертами, еще до получения шифровки, 11 мая перебазировалась на территорию Института в Адлерсгоф и начала работу по подготовке Института к вывозу. Производится опись оборудования и технических материалов, подлежащих упаковке и оправке в Москву, с одновременным отбором наиболее ценных и актуальных материалов для отправки их самолетом.
...
Новую и, в особенности, реактивную технику мы свозим в , где храним ее в отдельном ангаре. Член военного совета 1 Белорусского фронта генерал-лейтенант Телегин, по ходатайству Зам. Наркома тов. Кузнецова, приказал выделить эшелон в 25 вагонов для отправки в Москву всей собранной нами новой техники. К погрузке приступим, как только будут выданы вагоны. Перевалочный пункт с европейской колеи на широкую для этого назначен в Познани. Подача вагонов обещана начальником ВОСО фронта генерал-майором Черняковым в ближайшие дни.
От
|
avro
|
К
|
Alex Medvedev (06.09.2003 15:24:52)
|
Дата
|
06.09.2003 20:07:21
|
Вопросы
Это откуда?
К сожалению, не очень ясно про реактивную технику упоминание. Что именно все-таки на заводе производили?
Про Лейпциг что нашел:
>В Лейпциге - Институты Лейпцигского университета, завод "Лангбейн-Пофангаузер" и завод "Зюд И.Г.Фарбенидустри".
>Для разработки силами немецких специалистов научно-исследовательских тем и проектирования новых авиационных конструкций, в настоящее время на базе бывших немецких научно-исследовательских авиационных организаций созданы особые конструкторские и исследовательские бюро с опытным строительством проектируемых объектов.
>...
>Работа указанных конструкторских бюро была обеспечена крупной производственной экспериментальной и исследовательской базой и имела в своем распоряжении около 1200 единиц оборудования около 100 действующих различных испытательных установок.
>...
>г. Лейпциг - исследовательское бюро по вопросам: авиационное литьеи металлических покрытий.
>В первый период оккупации /в зоне, занятой нашими войсками/, в процессе предварительного изучения состояния Германской авиационной науки и техники, по заданию Министерства Авиапрома, привлечены прибывшие советские специалисты и созданы специальные группы из них.
>Задачами указанных групп являлись выявление и учет крупных Германских научно-технических сил, подробное ознакомление с направлением их деятельности в довоенный и военный периоды и организация их труда по тематике, представляющей интерес для институтов и опытных конструкторских бюро Министерства Авиапрома. Как было указано выше к этой работе было привлечено большое количество немецких специалистов. Каждому из привлеченных немецких специалистов, было предложено составить отчет или доклад о прошлой деятельности научного учреждения, в котором он работал и своей личной деятельности как научного специалиста. Кроме этого давались отдельные теоретические задания по авиационной науке и технике.
>После ознакомления с этими материалами, нашими специалистами ставились новые конкретные тематические задания, в развитие которых немецкие специалисты давали новые материалы.
>Все полученные материалы с заключением наших специалистов направлялись в Министерство Авиапрома или соответствующие институты для более глубокого их изучения и применения в своей практической работе. Список указанных работ приложен к данному отчету.
>Одновременно с этим нашими специалистами для более глубокой разработки, силами Германских специалистов научно-исследовательских тем и проектирования новых объектов, заслуживающих интереса, были приняты меры к восстановлению на территории Германии экспериментальных, производственных баз и конструкторских бюро, которые перечислены выше.
>про ангары:
>1. Ваша шифровка от 11 мая с.г. была нами получена 13 мая. Она была задержана доставкой в штабе тыла 1 Белорусского фронта.
>Комиссия в полном составе, с экспертами, еще до получения шифровки, 11 мая перебазировалась на территорию Института в Адлерсгоф и начала работу по подготовке Института к вывозу. Производится опись оборудования и технических материалов, подлежащих упаковке и оправке в Москву, с одновременным отбором наиболее ценных и актуальных материалов для отправки их самолетом.
>...
>Новую и, в особенности, реактивную технику мы свозим в , где храним ее в отдельном ангаре. Член военного совета 1 Белорусского фронта генерал-лейтенант Телегин, по ходатайству Зам. Наркома тов. Кузнецова, приказал выделить эшелон в 25 вагонов для отправки в Москву всей собранной нами новой техники. К погрузке приступим, как только будут выданы вагоны. Перевалочный пункт с европейской колеи на широкую для этого назначен в Познани. Подача вагонов обещана начальником ВОСО фронта генерал-майором Черняковым в ближайшие дни.
От
|
Alex Medvedev
|
К
|
avro (06.09.2003 20:07:21)
|
Дата
|
06.09.2003 21:15:00
|
Если вы про Лейпциг, то там моторостроительный
Таким образом, возникновение большого количества новых филиалов заводов авиационных фирм во время войны объясняется не только стремлением расширить производственные площадки, а главным образом из соображений необходимости стратегического рассредоточения производства.
К началу 1945 г. авиационная промышленность Германии была рассредоточена по всей территории Германии и оккупированных ею областей. К этому времени в Германии не осталось почти ни одного авиационного завода с законченным технологическим циклом.
Поэтому наше понятие об авиационном заводе, в общепринятом у нас смысле, не может быть применено к этому большому количеству мелких производств территориально удаленных друг от друга на десятки, а иногда и сотни, километров, но технологически связанных между собой и обеспечивающих окончательную сборку и выпуск моторов и самолетов на основных сборочных заводах.
Таким образом, под влиянием поражений немецко-фашистской армии на советско-германском фронте и успешная бомбардировка германских промышленных центров, немецкая авиационная промышленность вынуждена была за сравнительно короткий срок / 1942 - 1944 гг./ дважды перестраиваться.
И если в первый раз /1942г./ реорганизация немецкой промышленности дала некоторые достижения по линии снижения трудоемкости, повышения выпуска самолетов и моторов, то вторая реорганизация свела на нет полученные достижения и отбросила авиационную промышленность Германии к старым организационным формам.
В целях сохранения технологических целей производства, а также из экономических соображений немцами были снижены требования к отделке деталей, сокращены покрытия, в том числе и противокоррозийные.
Это было весьма рационально, так как по имеющимся сведениям, срок службы немецких самолетов определялся в 8-10 летных часов. При интенсивных полетах этот срок настолько незначителен, что потерь из-за коррозий за это время нем могло быть. Защитная окраска /комуфляж/ наносился после облета машин перед сдачей в части ВВС.
Внутренние поверхности, как правило, оставались без всяких покрытий. Такое упрощение технологии имело место не только в самолетостроении, но и во всех отраслях авиационной промышленности.
Министерством авиации в мае 1944 г. была выпущена специальная директива об упрощении конструкции приборов для оборудования самолетов, в которой между прочим говорится:
1.Каждая фирма должна проверить и упростить вырабатываемые приборы. Конструкция и методы производства должны быть также пересмотрены согласно прилагаемых правил. Проверка должна быть проведена самым тщательным и критическим образом.
В приложении к этой директиве даются указания:
Все требования к деталям, которые служат только для наружного вида - отменяются.
2) Обработку поверхности проверить и только в самых необходимых местах.
3) Допуска и посадки проверить и возможно загрубить. Далее даются указания о сокращении шарикоподшипников, замены дифицитного сырья, замены легированных трудно обрабатываемых сталей. Дается указание об изъятии частей, которые предназначены для удовлетворения чрезмерно высоких требований. И, наконец, говорится, что слишком большая долговечность приборов должна быть пересмотрена.
Указанные факты свидетельствуют о серьезных изменениях в организации и технологии авиационной промышленности Германии, проводившихся с целью сохранения ее производственного потенциала.
Авиационная промышленность Германии в конце войны оказалась в особо сложных условиях. Одновременно с организационной и технологической перестройкой, вызванной рассредоточением и уходом в подземелье, самолето- и моторостроительные заводы должны были начать освоение и выпуск новых типов самолетов и моторов /истребителей Ме-262, Ме-162, бомбардировщиков Арадо-234, с воздушно-реактивными двигателями Ю-004 и БМВ-003/.
Планируя выпуск самолетов в конце 1942 г. немцы не предусматривали выпуска этих типов даже в 1945 г. В плане с 1942 г. по 1945 г. намечался выпуск известных Мессершмидтов, Фокке-Вульфов, Юнкерсов и Хенкелей и их модификации с обычными поршевыми двигателями Даймлер-Бенц, ЮМО, БМВ. Решение о переходе на новые типы было принято, очевидно, значительно позднее.
Строительство подземных заводов.
Ведя подготовку к войне, фашистская Германия учитывала уязвимость своей промышленности с воздуха. Поэтому еще задолго до войны, строя новые военные предприятия, немцы стремились принять все необходимые меры к противовоздушной их защите. В этих целях строительство новых военных заводов, в том числе и авиационных, производилось, как правило, с учетом возможной маскировки их на местности /лес, складки холмов и гор, и т.д./
Многие авиационные заводы Германии были построены буквально в лесах (например: завод авиационного литья "Мемефа"). Каждое производственное здание было изолированным и находилось на значительном расстоянии от соседних зданий. Такой завод было трудно обнаружить с воздуха. Его нелегко было распознать даже вблизи. На фото, помещенных ниже, показана система маскировок этих заводов на местности.
Однако такого рода мероприятия, как рассредоточение или маскировка на местности, были еще не достаточны для обеспечения противовоздушной защиты. Практика показала, что это не гарантировало еще в полной мере от воздушных бомбардировок.
Систематические бомбардировки промышленных центров Германии союзной и Советской авиацией в конце 1943 г. начали выводить из строя один завод за другим. Спасая военную промышленность, немцы в конце 1943 г. и в начале 1944 г. начали интенсивное строительство подземных заводов. Расширялись и приспосабливались старые шахты, использовались пещеры, штольни, лихорадочно строились новые подземные заводы.
Строительство подземных заводов шло по двум основным путям:
1.Приспособлением старых выработанных шахт, расположенных глубоко под землей /до 400 метров/
2. Приспособлением и расширением штолен, расположенных в горах с горизонтальным положением входов и площадей.
Подземные заводы первого типа относительно быстро начали производство, но технология и санитарно-бытовые требования на этих заводах были очень сильно ограничены обычными шахтными возможностями.
В строительстве подземных заводов второго типа /в штольнях/ более полно предусматривались все требования работы завода под землей: освещение, вентиляция, конденсация воздуха, отопление и пр.
По всей Германии к концу войны было организовано более 50 авиационных подземных заводов. Эти заводы представляли собой значительные производственные мощности надежно защищенные от бомбардировок с воздуха.
О широте размаха строительства в Германии подземных заводов достаточно красноречиво говорят следующие цифры: на одной только территории провинции Саксония и Тюрингия было обнаружено 20 подземных заводов, в том числе - 12 авиационных.
Общая площадь этих заводов составляла около 540 тыс.кв. метров, из которой к концу войны было уже сдано в эксплуатацию 307 тыс.кв. метров. Общее количество рабочих и служащих занятых производством было 45.850 человек. На строительстве и монтаже этих заводов было занято 86.600 человек.
В одном только районе г. Нордхаузена имелось три поземных завода: самолетостроительный завод фирмы "Юнкерс", завод искусственного топлива и кислородный завод. Строительство этих заводов было начато еще в 1936 - 1937гг.
NN Наименование и местонахождение завода Строительство Всего ед.
Начало Окончан оборудования
1. "ЮНКЕРС" в г.Нордхаузене 1936 1943-44 3.000
2. "ЮНКЕРС" в г. Ротлебероде I-1944 175
3. "ЮНКЕРС" в г. Херренлейте XII-1944 III-1945 50
4. "ЮНКЕРС" в г. Ашерслебен V-1944 I-1945 210
5. "ЮНКЕРС" в г. Венусберг V-1944 VII-1945 30
6. "РЕЙМАГ-ВЕРКЕ" в г. Гросскамсдорф X-1944 400
7. "РЕЙМАГ-ВЕРКЕ" в г. Кала V-1944 XII-1944 525
8. "БМВ" в д. Шпоинген 1944 XI-1944 250
9. "БМВ" в д. Аптерода 1944 880
10. "БМВ" в д. Бад-Заальзунген 1944 20
11. "КАРЛ-ЦЕЙС" в г. Ротштейн 1944 500
12. "АРТ-ЗАВОД" в г. Кельвинкель 1944 20
13. "МАНСФЕЛЬД" в г. Ванслебен 420
14. "Ф.ДЮРИНГ" в г. Ройсдердорф 145
15. ДКФ в г. Цвикау 1943 90
16. "ФОМАГ" в г. Плауен 153
17. Склад в шахте г. Вильрода 120
18. "КЛОСТЕР-ВЕРК" г. Блакенбург 70
19. Кислородный з-д в г.Нордхаузене 1937 III-1945 10
20. З-д искусственного топлива в г. Нордхаузене 1937 60
1. Завод работал,выпуск - 1, Т-004, Ю-213.
2. Выпуск шасси Ю-88.
3. Строительство авиазавода не закончено.
4. Завод работал.Выпуск деталей опеения Ю-88,Не-162
5. Строительство авиазавода не закончено. Агрегаты Т-004.
6. Строительство не закончено. Начат демонтаж. Выпуск агрегатов Т-004.
7. Строительство,частично монтаж - закончены. Началась сборка Ме-262.
8. Завод работал. Выпуск деталей Ю-213, Т-004.
9. Завод работал. Выпуск деталей Ю-213, Т-004.
10.Строительство не закончено. Сборка Т-004.
11.Завод работал.Выпуск оптики для перископов,прицелов и ПЛАЗО.
12.Строительство не закончено. Выпуск противотанковых пушек.
13.Завод работал. Выпуск деталей хвостового колеса
14.Строительство закончено. Выпуск шасси Ме-62.
15.Завод работал. Выпуск шарикоподшип.
16.Завод работал. Выпуск деталей танков.
17.- - -
18. Строительство не закончено.
19. Строительство и монтаж закончены Началась выдача кислорода.
20. Строительство не закончено.
От
|
avro
|
К
|
Alex Medvedev (06.09.2003 21:15:00)
|
Дата
|
07.09.2003 17:48:28
|
В списке нет завода FW, как минимум
Не туда ответ вставил...
--------------------------------------------------------------------------------
Я разговаривал с бывшим командиром транспортного отряда СВАГ, Заслуженным пилотом СССР Дыдыкиным. Он рассказывал, что конкретно в Лейпциге после войны было восстановлено производство самолетов из оставшегося задела, которые уходили в Союз.
Там же был козловой кран в ангаре, на котором был тренажер (кабина самолетов) с автоштурманом (движущейся картой) для тренировок летчиков.
Он же упоминал авиазавод в Галле.