От ID
К amyatishkin
Дата 04.08.2003 22:46:30
Рубрики Прочее; Современность; Армия;

Re: А можно...

>что там произошло?

«...КОРАБЛИ, КАК БЫ ВООРУЖЕНЫ НИ БЫЛИ) ПОВИННЫ ПРЕД НАШИМИ КРЕЙСЕРАМИ СПУСКАТЬ МАРС-ЗЕИЛИ))

Вице-адмирал Ф.А. Юрьев, отлично зная морские законы, заставил английских дипломатов и лордов адмиралтейства уважать российский военно-морской флаг




ЛЕТОМ 1850 года отряд кораблей Черноморского флота под начальством командира 4-й дивизии вице-адмирала Ф.А. Юрьева находился в «практическом крейсерстве». Однажды, когда суда шли под парусами в районе Керченского пролива, сигнальщики обнаружили на расстоянии пушечного выстрела купеческий бриг без флага. О неизвестном торговом судне доложили флагману, и Юрьев приказал произвести сигнальный выстрел, чтобы заставить бриг поднять флаг.
Однако после первого пушечного выстрела никаких действий на бриге не последовало, он продолжал следовать прежним курсом. Тогда были произведены еще два выстрела — и снова никакой реакции.
Чтобы заставить бриг выполнить общие для всех правила плавания, Юрьев направил к нему фрегат, который также сделал три пушечных выстрела. Лишь после этого бриг остановился, спустив паруса, и поднял британский флаг.
Русские моряки произвели досмотр судна, в результате чего выяснилось, что бриг «Медуза» следует из Мариуполя в Англию с грузом пшеницы. На вопрос, почему не был поднят флаг, шкипер Джон Мурман ответил, что спал'.
Бриг был отпущен «с миром», однако вице-адмирал Юрьев посчитал, что шкипер Мурман совершил «нарушение уважения должного нации». После возвращения в Севастополь, 27 сентября 1850 года2, он написал письмо (очевидно, с ведома главного командира Черноморского флота и портов адмирала М.П. Лазарева) генеральному консулу Великобритании в Одессе Джеймсу Джем-су. В этом письме Юрьев изложил суть происшествия и выразил уверенность, что консул «поступит по закону» — взыщет со шкипера Мурмана деньги «за выстрелы, произведенные как с корабля, так и с фрегата», а также уведомит его, Юрьева, о том, что «учинено будет».
21 октября 1850 года Дж. Джеме отправил донесение о происшедшем инциденте и письмо вице-адмирала Юрьева в Англию министру иностранных дел лорду Г. Пальмерстону. В столице туманного Альбиона в обстоятельствах инцидента разбирались лорды адмиралтейства. В своем заключении они выразили сожаление по поводу невнимательности, проявленной шкипером «Медузы», и «непременное намерение» потребовать от него объяснения после возвращения брига в Англию. В то же время лорды адмиралтейства сообщили Пальмерстону, что им неизвестно о существовании закона или обычая, дающего право военному кораблю требовать с купеческого судна плату за произведенные выстрелы.
СООБЩАЯ об этом консулу в Одессе в письме от 3 декабря 1850 года, Пальмерстон пояснил и существующие нормы международного права:«По взаимному национальному условию каждое военное судно имеет право требовать от купеческого судна поднятия флага в доказательство его законности; если будет основательная причина сомневаться в правах судна на поднятый им флаг, тогда командир военного корабля, также по взаимному условию, может послать шлюпку, чтоб рассмотреть бумаги и удовлетвориться в национальности судна,и лица, принимающие в нем участие, не могут требовать вознаграждения за происшедшее от того промедление.
При таковых случаях военный корабль, по принятому общему обыкновению, подает сигнал купеческому судну холостым выстрелом; если судно не остановится, корабль стреляет по нем боевым зарядом повыше борта, если это не подействует, тогда вновь стреляет, но только целя в снасти, а не в корпус».
В заключении Пальмерстон просил Джемса довести до сведения российского адмирала, что «деньги, требуемые им за выстрелы, учиненные по бригу «Медуза», не могут быть уплочены и что правительство ее британского величества не признает... никаких прав на требование этой уплаты»6.
Одновременно лорд Пальмерстон послал депешу и в Санкт-Петербург британскому посланнику при высочайшем дворе лорду Д. Блумфилду7. После получения депеши Блумфилд ходатайствовал перед российским Министерством иностранных дел об отмене денежного взыскания со шкипера Мурмана.
В связи с этим товарищ (заместитель. — B.C.) министра иностранных дел тайный советник Л.Г. Сенявин" 13 декабря 1850 года обратился к начальнику Главного морского штаба князю А.С. Меншикову с запросом о том, какой ответ дать лорду Блумфилду". Меншиков отправил все имеющиеся по делу «Медузы» документы в Севастополь на отзыв адмиралу М.П. Лазареву, который одновременно получил и копии этих материалов из Одессы, от Джемса.
5 января 1851 года Лазарев направил свой рапорт начальнику Главного морского штаба, в котором, в частности, писал следующее: «Я остаюсь при том мнении, что если статья Морского военного устава о взыскании за выстрелы, по купеческим судам сделанные за неподнятие своего флага, была когда-либо публикована для сведения прочим европейским державам, то взыскание с шкипера брига «Медуза» Мурмана сделать следует на том основании, что всякое государство имеет свои постановления, точно так же и в Англии, купеческие суда других наций подвергаются денежным взысканиям, от которых в своем отечестве они изъемлемы. Если же статья о взыскании за выстрелы не была еще до сего времени известна прочим европейским державам, то я полагал бы справедливым публиковать оную для всеобщего сведения, что послужит к избежанию на будущее время подобных столкновений с иностранными министерствами...».
ПОСЛЕ получения отзыва Лазарева в Петербурге возник еще один вопрос, который могли разрешить только в штабе главного командира Черноморского флота и портов. 13 февраля 1851 года директор канцелярии Морского министерства А.А. Жандр направил в Севастополь запрос, в котором просил сообщить, «на каком пункте Черного моря» суда 4-й флотской дивизии встретили бриг «Медуза». В конце марта начальник штаба флота контр-адмирал В.А. Корнилов отправил ответ, в котором указывалось, что согласно шканечным журналам корабли эскадры вице-адмирала Юрьева встретили английский бриг в районе, находящемся «в 25 итальянских милях на S по компасу от Феодосии».
В Петербурге к выработке решения по инциденту с «Медузой» был подключен юрисконсульт Бу-тович-Бутовский. Он подготовил выписку из «Регламента шкиперам и прочим приходящим на торговых кораблях в порты Российского государства», утвержденного почти 130 лет назад — 19 июля 1723 года, еще при Петре Великом. В «Регламенте», в частности, было записано следующее: «Все чужестранные торговые корабли, как бы вооружены ни были, повинны пред нашими крейсерами спускать марс-зеили. А кто того не учинит, потом будет выстрел, и доправлен (взыскан. — B.C.) за тот выстрел червонной. А ежели потом не учинит, то будет по них выстрел же и доправлено за оной втрое». Кроме того, юрисконсульт нашел и «высочайшую резолюцию» императрицы Анны Иоанновны от 12 мая 1737 года, которой она повелела напечатать «шкиперский регламент» в Голландии и Англии.
Бутович-Бутовский составил для начальника Главного штаба подробный доклад по делу брига «Медуза». В нем он указал, что в Кораблестроительный департамент ранее поступали взыскания за выстрелы, произведенные брандвахтой по коммерческим судам за проход мимо нее «без прописки». Однако прецедентов с уплатой денег за выстрелы, произведенные с военных кораблей по английским купеческим судам «за неподнятие флага», ни в Корабельном,ни в Артиллерийском департаментах зафиксировано не было.
В то же время, как отметил Бутович-Бутовский, известен случай, происшедший летом 1841 года с французским бригом «Газель». Следуя из Кронштадта в Петербург, он проходил без поднятого флага через строй эскадры судов Морского кадетского корпуса. В связи с этим яхте «Нева» было приказано принудить бриг поднять флаг, но он, имея более высокую скорость, оторвался от преследования, невзирая на произведенные выстрелы. Тем не менее в Петербурге с дерзкого шкипера Дана «за нарушение правил мореплавания» взыскали 4 червонца, которые поступили в состав экономического капитала Морского министерства.
Изучив доклад, князь А.С. Мен-шиков принял соломоново решение — оставить дело «Медузы» без дальнейших действий, поскольку бриг во время нарушения «шкиперского регламента» находился за пределами российских прибрежных вод. Об этом и сообщил Л.Г. Сенявину 6 мая 1851 года. Сенявин согласился с мнением князя и, в свою очередь, проинформировал о принятом решении лорда Блумфилда, указав, что хотя шкипер Мурман и нарушил российские законы, но от «взыскания» освобождается.
Через два месяца английский посланник, выполняя указание своего МИДа, обратился к Л.Г. Сенявину с просьбой передать ему экземпляр «морских постановлений, которые в свое время пове-лено было напечатать в Англии и Голландии». 6 июля 1851 года эта просьба была удовлетворена.
ТАКИМ образом, инцидент с английским бригом «Медуза» был исчерпан. Остается лишь добавить несколько слов о личности вице-адмирала Ф.А. Юрьева, который «уважать себя заставил» — и не только английского шкипера Мурмана, но и, проявив завидное знание российских морских законов, английских дипломатов и лордов адмиралтейства.
Федор Афанасьевич Юрьев родился в 1783 году. С 1795 года он учился в Черноморском кадетском корпусе (г. Николаев), на корабле «Св. Троица» участвовал в сражении и взятии крепости Корфу22 и в 1801 году стал мичманом. Затем на бриге «Александр» Юрьев участвовал в описи Черноморского побережья, после чего, в 1802—1806 гг., находился в плавании в Средиземном море. За взятие Анапы (1807) Федору Юрьеву был пожалован орден Св. Георгия IV степени.
Впоследствии, через 20 лет, он участвовал в русско-турецкой войне 1828—1829 гг. и, командуя фрегатом «Рафаил», отличился во взятии Варны и Инады, за что получил орден Св. Анны II степени и золотое оружие. Позднее за уничтожение турецкого корабля в сражении под Пендераклией Юрьеву была пожалована императорская корона к этому ордену. В начале 1830-х годов он командовал кораблем «Чесма», затем, в Абхазской экспедиции, фрегатом «Архипелаг» и бригом «Аякс». В канун 1838 года Юрьев стал вице-адмиралом и командиром 3-й бригады 4-й флотской дивизии, а впоследствии командовал этой дивизией. В 1846 году он был награжден орденом Св. Анны I степени, а шесть лет спустя — орденом Св. Владимира II степени. В июне 1853 года вице-адмирал Юрьев был назначен членом Адмиралтейств-совета и оставался им до своей кончины в марте 1856 года.


С уважением, ID

От iggalp
К ID (04.08.2003 22:46:30)
Дата 05.08.2003 11:36:42

Re: А можно...

Каким особым знанием законов (особенно межународных) отличился Юрьев, если в основной переписке он не участвовал; действия его, судя из статьи, не соответствовали международному праву; доказательная база российской стороны была реально оценена нашей же стороной по итогу как довольно слабая. Единственно сами для себя как бы защитили честь мундира

От amyatishkin
К ID (04.08.2003 22:46:30)
Дата 04.08.2003 22:55:03

Спасибо. Полезный закон, однако. (-)


От Василий Фофанов
К amyatishkin (04.08.2003 22:55:03)
Дата 05.08.2003 01:51:15

Ага

Если кто не поднимет флага, производить с нашего корабля предупредительный залп противокорабельными ракетами, после чего с незадачливого судовладельца взыскивать их экспортную стоимость :)

С уважением, Василий Фофанов
http://armor.kiev.ua/fofanov

От Mike
К amyatishkin (04.08.2003 22:55:03)
Дата 04.08.2003 22:59:51

только никто его не обязан соблюдать

и это к лучшему. что было бы, если б пришлось английский Навигационный Акт соблюдать или еще что-нибудь в таком духе

С уважением, Mike.