От БДС
К Владимир Старостин
Дата 02.04.2003 01:58:34
Рубрики Спецслужбы; Локальные конфликты; Загадки;

Re: "Протекторатъ Россiи...

"примерно в то же время (несколькими годами ранее) российские граждане, не состоявшие на госслужбе, пытались проделать то же самое с Гавайями и Абиссинией. С тем же успехом".

Здравствуйте, Владимир.Спасибо за отклик.
Владелец этой записной книжки СОСТОЯЛ на госслужбе! Он "В 1900 г. был командирован на берега Персидского залива".
(см. Русский Биографический Словарь Половцева (
http://kolibry.cyberpalm.com/01180705.htm)).
А вот успехи миссии - отдельная тема. Имеющая отношение к Русско-японской войне (кажется, - к переходу нашей эскадры на Дальний Восток). Кроме того, есть материалы о роли русских военных в организации Персидской армии и т.д. Но мой основной вопрос был о возможных местах поиска материалов об этой и других подобных миссиях. Может, подскажете и об упомянутых Вами? ("Абиссиния" - не Гумилев ли?)
С уважением, Борис.






От Владимир Старостин
К БДС (02.04.2003 01:58:34)
Дата 03.04.2003 02:52:23

Re: "Протекторатъ Россiи...

день добрый

>Но мой основной вопрос был о возможных местах поиска материалов об этой и других подобных миссиях. Может, подскажете и об упомянутых Вами? ("Абиссиния" - не Гумилев ли?)

Нет не Гумилев. В мемуарах Витте есть про действия русских в Абиссинии.

но более интересны действия некоего русского (не помню фамилии - что-то вроде Кляйн) на Гавайях. Если память не изменяет, перед республиканским переворотом он уже договорился об установлении российского протектората над королевством. А после переворота он же стал первым и единственным президентом Гавайской республики.




http://www.volk59.narod.ru

От Агент
К БДС (02.04.2003 01:58:34)
Дата 02.04.2003 05:28:35

Удивительные приключения казаков в Африке

>Может, подскажете и об упомянутых Вами? ("Абиссиния" - не Гумилев ли?)

--
Ещё в 1888 г. терский казак Николай Иванович Ашинов во главе отряда в полтораста человек и в сопровождении архимандрита Паисия высадился на берегу Красного моря и объявил о создании поселения «Московская станица» к северу от нынешнего города Джибути. За спиной Ашинова стояли влиятельные силы. Он был представлен Александру III. Победоносцев сравнивал его с Христофором Колумбом. Нижегородский генерал-губернатор Баранов направил Александру III предложения о создании русской колонии в тех местах и о своём желании «при некотором содействии правительства образовать Российско-Африканскую компанию» 10.

Основание «Московской станицы» выглядело как проявление частной инициативы. Но канонерской лодке «Манджур» Главный морской штаб сразу же приказал тщательно осмотреть Таджурский залив, где решил обустроиться Ашинов, и сообщить, представляет ли этот залив «надежное убежище для судов и в какой мере и какими средствами можно его укрепить, чтобы до известной степени он был недоступным для неприятеля». Указания давались и ещё определённее. «Делая соображения по этому вопросу, обозначьте на карте, где, по Вашему мнению, наиболее выгодно расположить укрепления или минные заграждения, и места, удобные для устройства угольных складов» 11.

Место, где попытались основать «Московскую станицу», было стратегически очень важным: на выходе из Красного моря в Аденский залив, у горловины, где сужался путь из Европы на Восток. Французы, уже обосновавшиеся в том районе, не могли допустить там нового соперника. Они обстреляли «станицу» и заставили казаков уехать.

Но в середине 1890-х годов Эфиопия стала очень заинтересована в сближении с Россией. К 1890 г. Италия захватила Эритрею, а в 1895 г. началась итало-эфиопская война. Эфиопы смогли разгромить итальянскую армию в битве при Адуа в марте 1896 г. — это была первая крупная победа африканцев над европейским войском. Однако притязания западных держав на Эфиопию и прилегающие области на этом не кончились. В условиях усиливающейся схватки за раздел Африки поддержка России стала для Эфиопии жизненно важной.

В марте 1895 г. в Аддис-Абебу прибыла экспедиция, организованная известным путешественником А.В.Елисеевым. А через три месяца в Петербург приехала абиссинская дипломатическая миссия.

В марте 1896 г. Российское общество Красного Креста решило отправить в Абиссинию санитарный отряд и ассигновало для этого 100 тыс. руб. Выпустили даже нагрудный знак с надписью: «Православным братьям Абиссинии. Красный Крест России». Был укомплектован отряд во главе с генерал-майором Н.К.Шведовым: врачи, лекарские помощники, фельдшера, санитары и медицинские сёстры. С конца мая, когда отряд достиг Харэра, там был открыт амбулаторный приём. И с июля в Аддис-Абебе стал действовать русский госпиталь.

В феврале 1898 г. в Аддис-Абебу прибыла российская императорская миссия. Её приезд фактически означал установление постоянных дипломатических отношений. Во главе миссии был поставлен действительный статский советник П.М.Власов. Миссию сопровождал конвой — 20 казаков под начальством подъесаула лейб-гвардии Атаманского полка П.Н.Краснова. Да, того самого Краснова. В Гражданскую войну он, уже генерал, был одним из вождей Белого движения. Потом стал писателем, хотя и не отошёл от политической деятельности. Пожалуй, наибольшую известность получил его роман «От двуглавого орла к красному знамени». Но первый литературный опыт он приобрёл, написав книгу «Казаки в Абиссинии», изданную ещё в 1899 г.

Это было первое дипломатическое представительство, отправленное Россией в «Чёрную Африку».

Далёкие западные части Абиссинии и даже Восточный Судан повидал полковник Генерального штаба Леонид Константинович Артамонов. Он был прикомандирован военным министерством к миссии Власова и, прибыв в Аддис-Абебу, почти не задерживаясь, отправился дальше на запад. С двумя казаками, Архиповым и Щедровым, он путешествовал почти год, с марта 1898 по февраль 1899 г., и исследовал ту часть бассейна Белого Нила, которая была почти неизвестна европейцам.

Но особенно близко познакомился с Абиссинией поручик лейб-гвардии Гусарского полка Александр Ксаверьевич Булатович. Он был там 4 раза. Накануне третьего путешествия, в марте 1899 г., его принял и напутствовал Николай II.

Булатович повидал даже самые отдалённые юго-западные окраины этой страны. Первым из европейцев пересёк с севера на юг Кэфу (Каффу) — область, от названия которой произошло слово «кофе». Доказал, что р. Омо не связана с Нилом. Горный хребет на правом берегу Омо назвал в честь Николая II.

Конечно, разные люди побывали тогда в Абиссинии. Кто-то просто по казённой надобности. Были и такие, кто по-настоящему увлекался, отдавал свой труд и талант узнаванию Абиссинии и её сближению с Россией.
--
http://www.historia.ru/2002/02/davidson.htm