От Bokarev Alexandr
К Олег...
Дата 14.02.2003 10:10:32
Рубрики 1941; Фортификация;

По моему Вы ошибаетесь с датой начала собственно строительства

Желаю здравствовать!

>Никак не могу понять, когда начали строится внутренние (не пограничные)
>укрепленные линии в СССР, по всему выходит - еще до войны,
>для примера, кроме Можайской линии - Красногвардейский, Ижорские УРы под Ленинградом, Ржевско-Вяземская оборонительная линия...
Начали строить или начали проектировать ? Проекты ведь могли ведь разрабатываться и много ранее, заблаговременно. Был какой-либо отдел при каком-нибудь Главном военно-инженерном управлении НКО, сидел себе, сочинял прожекты, посылал на практику курсантов Военно-инженерной академии (или как там ее), и курсанты старшекурсники что ни лето мотались по деревням, сочиняя проекты.
На форуме как-то постили статью Г.В. Малиновского ("Военно-исторический архив" № 2 за 2001 год) "Саперные армии и их роль в первый период Великой Отечественной войны".
Там, в частности, сказано:
"Уже 24 июня 1941 г. принимается решение о строительстве такого рубежа по реке Луга; 25 июня — по линии городов Невель, Витебск, Гомель, река Днепр и далее до Днепропетровска; а 28 июня — вдоль линии городов Осташков, Оленино, Дорогобуж, Ельня и по реке Десна до Жуковки (50 км западнее Брянска). В середине июля началось оборудование рубежей для обороны Одессы, затем Крыма и Севастополя. Одновременно встал вопрос о строительстве оборонительных рубежей для прикрытия подступов к Москве на Волоколамском, Можайском и Малоярославском направлениях. С этой целью в соответствии с решением Государственного Комитета Обороны от 16 июля 1941 г. и приказом Ставки Верховного Командования от 18 июля 1941 г. начинается создание Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа по линии городов Ржев, Вязьма, Киров и Можайской линии обороны, передний край которой проходил по рубежу от Московского водохранилища по реке Лама, городов Бородино, Калуга, Тула".
Судя по датам принятия решений проектные предложения к лету 1941 уже должны были быть готовы какие-то, возможно, задолго до войны составленные (все эти УРы на территориях и до 1939 в СССР входивших, а военное планирование наше в 1920-1930-х, если я правильно понимаю, предусматривало возможность отбиваться на своей территории от польско-румынских агрессоров, поддержанных новой Антантой). Но собственно строительные работы начали только после начала боевых действий (по крайней мере в части Можайской и Ржевско-Вяземской линий, насчет около-питерских УРов у Вас может есть какие-то иные сведения, в статье о дате принятия решения на их постройку не сказано, но с другой стороны вряд ли сие началось ранее стройки Лужского рубежа).
В общем мне очень сомнительно, что _строительство_ внутренних УРов началось до войны. Пока никаких подтверждений этому не видно.
Потом ведь возможно и крамольная мысль. Не по карте ли 5-километровке или 10-километровке все внутренние УРы проектировали прямо на заседаниях ГКО ? Вот направление движения противника, надо бы его остановить. После Псковы ближайшая широкая река - Луга, вот и давайте по ней строить. На такое заключение много времени не надо, и пока нет четких доказательств наличия предвоенного проектирования внутренних УРов такое предположение тоже допустимо.

С уважением, Бокарёв Александр

От Олег...
К Bokarev Alexandr (14.02.2003 10:10:32)
Дата 14.02.2003 16:53:50

Может и ошибаюсь :о)

Добрый день!

>Начали строить или начали проектировать?

В данном случае так спешили, что первое от второго не сильно по срокам различалось... Во всяком случае к 22 июня 1941 года строительство на Ржевско-вяземском рубеже шло во всю, на южно-ленинградских УРах уже были готовы противотанковые рвы с одеждой крутостей накатником и т.д...
Когда же началось строительство - пока не ясно, вот и пытаюсь найти концы... Привязал к этим играм - чисто логически, фактов пока никаких нет...

>Проекты ведь могли ведь разрабатываться и много ранее, заблаговременно.
> Был какой-либо отдел при каком-нибудь Главном военно-инженерном управлении НКО, сидел себе, сочинял прожекты, посылал на практику курсантов Военно-инженерной академии (или как там ее), и курсанты старшекурсники что ни лето мотались по деревням, сочиняя проекты.

У нас так вообще проекты разрабатываются постоянно, особенно в том, что касается укреплений, однако лишь ничтожная часть их воплощалась в жизнь...

>"Уже 24 июня 1941 г. принимается решение о строительстве такого рубежа по реке Луга; 25 июня — по линии городов Невель, Витебск, Гомель, река Днепр и далее до Днепропетровска; а 28 июня — вдоль линии городов Осташков, Оленино, Дорогобуж, Ельня и по реке Десна до Жуковки (50 км западнее Брянска). В середине июля началось оборудование рубежей для обороны Одессы, затем Крыма и Севастополя. Одновременно встал вопрос о строительстве оборонительных рубежей для прикрытия подступов к Москве на Волоколамском, Можайском и Малоярославском направлениях. С этой целью в соответствии с решением Государственного Комитета Обороны от 16 июля 1941 г. и приказом Ставки Верховного Командования от 18 июля 1941 г. начинается создание Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа по линии городов Ржев, Вязьма, Киров и Можайской линии обороны, передний край которой проходил по рубежу от Московского водохранилища по реке Лама, городов Бородино, Калуга, Тула".

Все правильно, только это не означает, что это ПЕРВЫЙ раз принято решение... То есть вполне возможно, что такие решения принимались и ранее...

>Судя по датам принятия решений проектные предложения к лету 1941 уже должны были быть готовы какие-то, возможно, задолго до войны составленные (все эти УРы на территориях и до 1939 в СССР входивших, а военное планирование наше в 1920-1930-х, если я правильно понимаю, предусматривало возможность отбиваться на своей территории от польско-румынских агрессоров, поддержанных новой Антантой). Но собственно строительные работы начали только после начала боевых действий (по крайней мере в части Можайской и Ржевско-Вяземской линий, насчет около-питерских УРов у Вас может есть какие-то иные сведения, в статье о дате принятия решения на их постройку не сказано, но с другой стороны вряд ли сие началось ранее стройки Лужского рубежа).

Ржевско-Вяземский строился уже 22-го числа, это точно...
Красногвардейский ОДНОЗНАЧНО стал строится раньше Лужского рубежа...
Я сейчас точно с работы не посмотрю, но по-моему, даже какие-то части
Красногвардейского УРа использовались на Лужском рубеже...
В остальном - надо разбираться...

>В общем мне очень сомнительно, что _строительство_ внутренних УРов началось до войны. Пока никаких подтверждений этому не видно.

Вот и я удивляюсь... По Ржевско-Вяземскому вообще практически ноль опубликовано... Или нет?

Да и по остальным - такое ощущение, что История началась 22 июня -
там и там уже к вечеру все кипит, а что было до того - неясно...

>Потом ведь возможно и крамольная мысль. Не по карте ли 5-километровке или 10-километровке все внутренние УРы проектировали прямо на заседаниях ГКО? Вот направление движения противника, надо бы его остановить. После Псковы ближайшая широкая река - Луга, вот и давайте по ней строить.

Ну вообще по Луге еще Кингисеппский УР был.. Вообще, не думаю, что по карте строили - достаточно посмотреть на Можайские - Волоколамские позиции...

>На такое заключение много времени не надо, и пока нет четких доказательств наличия предвоенного проектирования внутренних УРов такое предположение тоже допустимо.

У меня тоже возникла крамольная мысль - сложилось впечатление,
что за некоторымии моментами ситуация с началом войны стала ясна нашему руководству еще в самом начале 1941 года... То есть все летние отступления у нас в принципе, планировали, в том или ином виде...

http://fortress.vif2.ru/