От Константин Федченко
К All
Дата 30.07.2002 14:04:26
Рубрики WWII; Танки; Армия; 1941;

Ремонтно-восстановительный батальон, 1941 год

Прошу дополнить и уточнить имеющиеся у меня данные:

Ремонтно-восстановительный батальон моторизованной дивизии (численностью 12000 чел) по штату № 5/81 на декабрь 1939 года:

личного состава – 266 чел (в т.ч. 105 – комначсостава и мл.нач состава, 161 – рядового состава, далее даются через дробь):
управление – 10 чел (7/3),
рота монтажных работ – 41 чел (13/28),
рота спецработ – 84 чел (36/48),
рота спецработ – 65 чел (31/34),
рота технического обеспечения – 28 чел (8/20),
подразделения обслуживания – 38 чел (10/28).

Ремонтно-восстановительный батальон моторизованной дивизии мирного времени (численностью 10939 чел) по штату № 5/81 на июль 1940 года:

личного состава – 270 чел ( в т.ч. 1 – комсостава, 32 – начсостава, 78 – мл. нач. состава, 159 – рядового состава),
ручных пулеметов – 3,
зенитных комплексных установок – 2,
танков БТ – 20,
легковых а/м – 1,
грузовых а/м – 16,
специальных а/м – 45,
эвакуационных тракторов – 20,
автокухонь – 2.

Ремонтно-восстановительный батальон моторизованной дивизии военного времени (численностью 11579 чел) по штату № 05/81 на июль 1940 года:

личного состава – 494 чел ( в т.ч. 6 – комсостава, 36 – начсостава, 132 – мл. нач. состава, 320 – рядового состава),
ручных пулеметов – 3,
зенитных комплексных установок – 2,
танков БТ – 20,
легковых а/м – 1,
грузовых а/м – 36,
специальных а/м – 53,
эвакуационных тракторов – 20,
автокухонь – 4,
мотоциклов – 2,
радиостанций 5-АК - 1.

Ремонтно-восстановительный батальон танковой дивизии мирного времени (численностью 10544 чел) по штату № 10/976 на июль 1940 года:

личного состава – 179 чел ( в т.ч. 7 – комсостава, 32 – начсостава, 46 – мл. нач. состава, 94 – рядового состава),
легковых а/м – 1,
грузовых а/м – 11,
специальных а/м – 22,
эвакуационных тракторов – 10,
автокухонь – 2,
мотоциклов – 3.

Основное "профильное" оснащение ремонтно-восстановительных батальонов – ремонтные мастерские-"летучки" на автошасси и тяжелые эвакуационные трактора "Ворошиловец".

По данным на лето 1941 года, штатное количество этой техники следующее (предположительно, это штат военного времени):
танковая дивизия – 34 мастерских "А", 23 мастерских "Б", 40 тяжелых тракторов;
моторизованная дивизия – 16 мастерских "А", 19 мастерских "Б", 38 тяжелых тракторов;
управление мехкорпуса и корпусные части – 5 мастерских "А", 4 мастерских "Б", 24 тяжелых трактора (находились в корпусном моторизованном инженерном батальоне (на примере 42 миб 7 мк) и, предположительно, не предназначались для эвакуации техники).

Трактора "Ворошиловец" по штату распределялись следующим образом:
а) В танковой дивизии – по 10 "Ворошиловцев" в двух танковых полках (итого – 20), остальные 20 – предположительно, в ремонтно-восстановительном батальоне. Отсюда видно, что при мобилизации и переходе на штат военного времени состав тракторов в батальоне удваивался. При нехватке эвакуационных тракторов их концентрировали в танковых полках, что показывает пример 32 тд (22 "Ворошиловца", из них 10 – в 63 тп, 10 – в 64 тп, 2 – в 32 рвб).
б) В моторизованной дивизии – 20 тракторов "Ворошиловец" находилось в рвб, остальные 18 – предположительно, в более многочисленном танковом полку мд (238 танков БТ вместо 191 танка в тп тд, в основном – более тяжелых КВ и Т-34)

Распределение ремонтных мастерских по частям и подразделениям пока не выявлено, известно только следующее.
Мотострелковый батальон имел по штату 1 мастерскую неустановленного типа.
На примере корпусных артполков можно сделать вывод о том, что на артиллерийский дивизион полагалось иметь по штату 1 мастерскую "А" и 2 мастерских "Б".
Предположительно, танковый батальон также мог иметь 3 мастерских.
Приняв эти предположения, получим оценочный расчет:
танковая дивизия – всего 57 мастерских, из них:
- в 2 танковых полках 4-батальонного состава – 24,
- в артполку 2-дивизионного состава – 6,
- в мотострелковом полку 3-батальонного состава – 3,
- в остальных подразделениях, в том числе в рем-восст батальоне – 24;
моторизованная дивизия – всего 35 мастерских, из них:
- в танковом полку 4-батальонного (3 линейных батальона и 1 учебный) состава – 12,
- в артполку 3-дивизионного состава – 9,
- в 2 мотострелковых полках 3-батальонного состава – 6,
- в остальных подразделениях, в том числе в рем-восст батальоне – 8.
Разница (24 и 8) получается существенная, поэтому без дополнительных данных таким расчетом пользоваться ненадежно.

Прошу помощи и дополнений.
С уважением

От Константин Федченко
К Константин Федченко (30.07.2002 14:04:26)
Дата 30.07.2002 15:18:29

а теперь - собственно вопросы

мозговой штурм, так сказать ) может быть, и аналогии с более поздним периодом помогут.

на фига в рем-восст батальоне мд - 20 танков БТ? в каком подразделении они могли быть?

почему их нет в рем-восст батальоне тд?

каковы функции роты монтажных работ, спецработ, технического обеспечения? почему рот спецработ – две? для ремонта боевых и колесных машин отдельно?

в какие из подразделений могли входить трактора, зенитные пулеметы?

перевод батальона из мд на штат военного времени означал в основном пополнение личным составом (по рядовым – вдвое) и автомобилями, как именно это могло выглядеть в разрезе подразделений?

во что превратился бы при переводе на штат военного времени батальон из тд?

С уважением

От Дмитрий Козырев
К Константин Федченко (30.07.2002 15:18:29)
Дата 30.07.2002 15:28:11

Re: а теперь...

>на фига в рем-восст батальоне мд - 20 танков БТ? в каком подразделении они могли быть?

я уже высказывал точку зрения - на основании имеющегося документа - правда от 1942 г - предписывающего иметь "запасные (резервные) танки".

Их тип - БТ - обусловлен типом танков в тп мд.
Назначение - заменять вышедшие из строя танки на период ремонта (разумеется если цел экипаж).


>почему их нет в рем-восст батальоне тд?

например потому что состав матчасти тд весьма разнороден.

>каковы функции роты монтажных работ,

предполагаю, что это работа лебедкой - связана с заменой крупных агрегатов (двигатель, башни, пушечное вооружение).
Возможно Василий Чобиток более компетентен в этом вопросе.



От knight777
К Дмитрий Козырев (30.07.2002 15:28:11)
Дата 30.07.2002 15:45:42

Re: а теперь...

Всем, здравствуйте!

>>на фига в рем-восст батальоне мд - 20 танков БТ? в каком подразделении они могли быть?
>
>я уже высказывал точку зрения - на основании имеющегося документа - правда от 1942 г - предписывающего иметь "запасные (резервные) танки".

>Их тип - БТ - обусловлен типом танков в тп мд.
>Назначение - заменять вышедшие из строя танки на период ремонта (разумеется если цел экипаж).

а может это еще использовалось и как учебная база?

С уважением, knight777

От Константин Федченко
К knight777 (30.07.2002 15:45:42)
Дата 30.07.2002 15:50:39

Re: а теперь...


>Всем, здравствуйте!

>>>на фига в рем-восст батальоне мд - 20 танков БТ? в каком подразделении они могли быть?
>>
>>я уже высказывал точку зрения - на основании имеющегося документа - правда от 1942 г - предписывающего иметь "запасные (резервные) танки".
>
>>Их тип - БТ - обусловлен типом танков в тп мд.
>>Назначение - заменять вышедшие из строя танки на период ремонта (разумеется если цел экипаж).
>
>а может это еще использовалось и как учебная база?

собственно, в составе танкового полка был целый учебный батальон - "по наследству" от танковой бригады.
>С уважением, knight777
С уважением

От Константин Федченко
К Константин Федченко (30.07.2002 14:04:26)
Дата 30.07.2002 14:27:10

дополнение

Летом 41 года с принятием нового сокращенного штата танковой дивизии вместо ремонтно-восстановительного батальона в состав дивизий введена ремонтно-восстановительная рота, имевшая в своем составе:
- взвод по ремонту тяжелых и средних танков;
- 2 взвода по ремонту легких танков;
- взвод по ремонту колесных машин;
- электротехнический взвод;
- взвод по ремонту артиллерийского и стрелкового оружия;
- взвод подвоза запасных частей;
- тракторный (эвакуационный) взвод.
Может быть, это подскажет, что вообще могло быть в батальоне старого довоенного штата



С уважением

От Константин Федченко
К Константин Федченко (30.07.2002 14:04:26)
Дата 30.07.2002 14:07:56

для справки - ремонтные мастерские

из книги Гоголева "Автомобили-солдаты":

Ремонтная "летучка" типа А (ПМ-3), принята на вооружение в 1935 г. Предназначалась для текущего и среднего ремонта боевых и вспомогательных машин. Ремонт производился главным образом путем замены неисправных узлов и агрегатов (агрегатный метод).
"Летучка" монтировалась обычно в кузове-фургоне на полуторках ГАЗ-АА или ГАЗ-ААА. Имелись также модификации на трехтонке ЗИС-5 и на транспортном тракторе СТЗ-5.
Ниша под кабиной служила для размещения запчастей и вспомогательных материалов. В рабочем положении верхние половины боковых и задней стенок фургона поднимались и служили навесами.
Оборудование мастерской:
слесарный верстак
бензосвар-бензорез
механический однотонный пресс
другое оборудование.
Имелся складной подъемный кран грузоподъемностью 0,5 т, который устанавливался в задней части машины и ручная таль.
Экипаж – 4 человека:
начальник (он же электрик),
слесарь-монтажник,
водитель (он же монтажник)
слесарь-электрик.




Походная мастерская типа Б (ПМ-5-6) монтировалась на шасси ЗИС-6. Она предназначалась для текущего и среднего ремонта боевых и вспомогательных машин и обладала более широкими техническими возможностями, чем "летучка" типа А.
Оборудование мастерской:
складной кран грузоподъемностью 1 т,
слесарный верстак,
токарно-винторезный станок,
сварочное оборудование,
настольный суппортно-шлифовальный станок,
электродрель,
механический однотонный пресс.
Для привода электрифицированного инструмента и для освещения места работы применялся бензоэлектрический агрегат.
При развертывании мастерской часть оборудования выносилась из кузова. Верхние половины боковых стенок в рабочем положении служили навесами. Нижняя правая, откидываясь, становилась полом для работающих на верстаке, а левая - добавочным верстаком для тех, кто работал на земле возле машины.
Имелся вариант мастерской с пониженным кузовом. Подъемный кран у нее монтировался не в задней, а в передней части кузова.
Экипаж – 6 человек:
начальник,
токарь,
газосварщик,
слесарь-монтажник,
электрик,
водитель.



С уважением