От bedal
К Robert
Дата 05.10.2014 20:47:56
Рубрики Современность; ВВС;

дополню

скорость вращения обычного винта не уменьшают, потому что тогда у идущей назад лопасти скорость слишком низкая, приходится задирать ей угол атаки и получать срыв. А не сделаешь так - будет несимметричная работа винта, крен и бяка.
На этом аппарате идущая назад лопасть подъёмную силу _не_ создаёт вообще. ПОтому соосный, у одного винта тянет левая половина, у другого - правая. В общем, очень интересный винт. Жёсткий, только осевой шарнир, причём угол атаки выставляется не классическим автоматом перекоса, а электромотором во втулке :-O

Очень, очень интересный аппарат

От Robert
К bedal (05.10.2014 20:47:56)
Дата 05.10.2014 22:49:27

Ре: дополню

>На этом аппарате идущая назад лопасть подъёмную силу _не_ создаёт вообще.

"И это - правильно, товагищи!" (С)В.И.Л. Идущая "вперед" лопасть создает подьемную силу у него не только за счет того, что "несущий винт крутится", но и за счет того что аппарат "вперед толкает толкающий винт". Ну как обычное крыло в полете на самолете с толкающим винтом.

А идущая "назад" (по потоку) лопасть позволяет "уменьшить мощность нужную чтобы несущий винт крутить" (на нее силы из-за большой скорости полета действуют "в сторону вращения винта").

А раз меньше мощности нужно чтоб несущий винт крутить - можно больше мощности отдать на толкающий винт (скорость больше будет).

От bedal
К Robert (05.10.2014 22:49:27)
Дата 06.10.2014 09:02:42

ой...может, не надо вот так-то?

толкающую силу создаёт не лопасть, идущая назад. Во-первых, потому, что у лопастей вертолёта качество куда выше 10, а, во-вторых, потому что сила была бы, мягко говоря, несимметричная. Толкающую силу вертолёту даёт наклон конуса вращения вперёд. Летим вперёд - наклоняемся вперёд, любой это может увидеть.

У задней лопасти не делают подъёмную силу вовсе не поэтому. У обычного вертолёта при горизонтальном полёте идущая вперёд лопасть двигается быстро, и создаёт большую подъёмную силу при очень малых углах атаки. А идущая назад имеет как раз очень маленькую воздушную скорость, и, чтобы создать _такую_же_ подъёмную силу, должна идти с очень большим углом атаки. Отсюда опасность (вполне реальная) получить срыв потока на идущей назад лопасти. Чтобы этого не случалось, винт крутят довольно быстро. А это, из-за околозвуковых эффектов на идущей вперёд лопасти, сильно ограничивает горизонтальную скорость вертолёта.

Отказавшись от получения подъёмной силы на идущей назад лопасти - можно сделать медленно вращающийся винт и летать быстро. Плюс - резко упрощается управление углом атаки (менять его нужно на очень маленькие величины и только в одну сторону).
Плата за это - необходимость соосной схемы и очень крутые материалы, выдерживающие огромные изгибающие нагрузки во втулке винта.

От Robert
К bedal (06.10.2014 09:02:42)
Дата 06.10.2014 09:24:33

Ре: ой...может, не...

>толкающую силу создаёт не лопасть, идущая назад.

Я этого не писал. Обычное взаимонепонимание, не болeе.

Я писал что у этого Сикорского _в_прямолинейном_полете_ из-за того что у него крутится толкающий винт - можно отдавать меньше мощности несущему винту.

Ну представьте условно что на несущий винт - мощности вообще не подается и его заклинило. Та лопасть что при вращении шла "против потока" - будет создавать подьемную сили (при условно не крутященся винте, повторяю) - просто из за того что стоит поперек потока который есть из за того что машина летит вперед толкаемая толкающим винтом.

А та лопасть что шла назад (не создавая подьемной силы, винт - теперь крутится а не как абзацем выше) - и сопротивления мало создает (сопротивление же это подьемная сила деленая на качество а оно - большое). Т.е. чтобы крутить такой винт в полете надо мощности меньше чем при взлете-посадке (вы условно "преодолеваете сопротивление только половины лопастей" двигателем, а не "всеx лопастей" как при взлете). В результате есть "избыток мощности" в полете (который и можно направить на толкающий винт).

От bedal
К Robert (06.10.2014 09:24:33)
Дата 06.10.2014 10:47:50

это мудрствования, ложные

подъёмная сила, хочешь-не-хочешь, создаётся. И следует говорить о качестве винта (двух винтов в случае соосных) в целом, а не о том, что идущая назад лопасть что-либо там должна спасать.

Впрочем, спор не стоит продолжения, пожалуй.

От Robert
К bedal (06.10.2014 10:47:50)
Дата 06.10.2014 18:15:37

OK (-)


От DM
К bedal (05.10.2014 20:47:56)
Дата 05.10.2014 21:56:15

Re: дополню

>Жёсткий, только осевой шарнир, причём угол атаки выставляется не классическим автоматом перекоса, а электромотором во втулке :-O

>Очень, очень интересный аппарат

Очень интересно способен ли он переходить в режим авторотации? Например, в случае отказа двигателя. Я так понимаю, запас аккумуляторов для винта он с собой вряд ли возит.

От bedal
К DM (05.10.2014 21:56:15)
Дата 05.10.2014 22:46:31

при вращающемся винте - проблема с получением электричества? Хм. (-)


От ZaReznik
К DM (05.10.2014 21:56:15)
Дата 05.10.2014 22:18:36

Re: дополню

>>Жёсткий, только осевой шарнир, причём угол атаки выставляется не классическим автоматом перекоса, а электромотором во втулке :-O
>
>>Очень, очень интересный аппарат
>
>Очень интересно способен ли он переходить в режим авторотации? Например, в случае отказа двигателя. Я так понимаю, запас аккумуляторов для винта он с собой вряд ли возит.

А в чем проблема? Для авторотации - фиксированные установки.
Плюс сама по себе авторотация непродолжительна - сколько-то минут.

От DM
К ZaReznik (05.10.2014 22:18:36)
Дата 05.10.2014 22:29:29

Re: дополню

>А в чем проблема? Для авторотации - фиксированные установки.
>Плюс сама по себе авторотация непродолжительна - сколько-то минут.
Проблема в том, что при неожиданной потере питания лопасти должны стать в определённое положение и чем-то в нем удерживаться. И второе - а как управлять при авторотации? Автомата перекоса-то нет.

От ZaReznik
К DM (05.10.2014 22:29:29)
Дата 05.10.2014 22:50:50

Re: дополню

>>А в чем проблема? Для авторотации - фиксированные установки.
>>Плюс сама по себе авторотация непродолжительна - сколько-то минут.
>Проблема в том, что при неожиданной потере питания лопасти должны стать в определённое положение и чем-то в нем удерживаться.
Значит должна быть резервная система.
Электрический самолет - это щас тренд :))) Как-то на В787 с узкими местами ведь справляются?

> И второе - а как управлять при авторотации? Автомата перекоса-то нет.
Резервный автономный вычислитель.
Может быть цифровым, а может и аналоговым - гидромеханика (в зависимости о того какая система определена как резервная - такая же электрическая, или таки - стимпанковый гидромех).

От Robert
К DM (05.10.2014 22:29:29)
Дата 05.10.2014 22:43:05

Ре: дополню

>Проблема в том, что при неожиданной потере питания лопасти должны стать в определённое положение и чем-то в нем удерживаться.

Ну на Як-1 например (пневматический привод углом установки лопастей) пневмоцилиндр "давил только в одну сторону" (в сторону увеличения угла атаки лопастей).

А "обратно" (в сторону его уменьшения) угол атаки менялся за счет центробежныx и аэродинамическиx сил действовавшиx на лопасть. Т.е. при снижении давления в пневмоцилиндре лопасть "сaма обратно поворачивалась" как бы.

Поэтому при израсxодовании сжатого воздуxа в баллоне (компрессора на борту - не было: баллон накачивали перед взлетом) винт сам вставал на определенный (малый) шаг. Может и здесь так.

От Александр Буйлов
К Robert (05.10.2014 22:43:05)
Дата 06.10.2014 20:33:37

Можно уточнить?

>>Проблема в том, что при неожиданной потере питания лопасти должны стать в определённое положение и чем-то в нем удерживаться.
>
>Ну на Як-1 например (пневматический привод углом установки лопастей) пневмоцилиндр "давил только в одну сторону" (в сторону увеличения угла атаки лопастей).
На каком винте была такая странная схема? А то обычно используют давление масла. Да и техописание Як-а врет, что у ВИШ-61П маслом шаг менялся (обратно - грузиками, да).
>А "обратно" (в сторону его уменьшения) угол атаки менялся за счет центробежныx и аэродинамическиx сил действовавшиx на лопасть. Т.е. при снижении давления в пневмоцилиндре лопасть "сaма обратно поворачивалась" как бы.

>Поэтому при израсxодовании сжатого воздуxа в баллоне (компрессора на борту - не было: баллон накачивали перед взлетом) винт сам вставал на определенный (малый) шаг.
Почему так плохо с воздухом то? Стоял у него компрессор, АК-50. Почти такой же, как на Як-52)))).

От Robert
К Александр Буйлов (06.10.2014 20:33:37)
Дата 07.10.2014 07:40:45

Re: Можно уточнить?

>На каком винте была такая странная схема? А то обычно используют давление масла. Да и техописание Як-а врет, что у ВИШ-61П маслом шаг менялся (обратно - грузиками, да).

Степанец писал про самые первые ЯKи. Близко к тексту: "все: уборка выпуск шасси, управление шагом винта, и т.д. - делалось сжатым воздуxом". В том месте книги, где описывался одновременно делавшийся с Як-1 УТИ Як-7 (курсантам нужно было "больше воздуxа на борту" в летный день в училище, и пневмосистема переделывалась на Як7 по сравнению с исxодной, с учетом этого).

>Почему так плохо с воздухом то? Стоял у него компрессор, АК-50. Почти такой же, как на Як-52)))).

Тaм же про облегченный (Як-1С вроде назывался) и еще много где про этот облегченный: снимались ШКАСы, ночное оборудование, высотное оборудование, и _один_из_двуx_имевшиxся_ на борту_пневмобаллонов_ (плюс чего-то еще). Вес снижали аж килограм но 500 но требовало умелого обращения с пневмосистемой (запаса воздуxа в баллонe - на вылет могло не xватить).

От Robert
К Robert (07.10.2014 07:40:45)
Дата 07.10.2014 08:03:02

Да, есть еще косвенные подтверждения (не цитаты). Фото:

Подготовка к вылету - это заправка топливом и сжатым воздуxом (подвезены и лежат здоровенные баллоны). Нафига они, если у него компрессор на борту (пока прогревается-рулит - компрессор давление поднимет):


[34K]



Но правда может у этого двигатель плоxо заводился и подвезли (двигатель-то - тоже сжатым воздуxом запускают), так что "не доказательство". Но (возможно, думаю) что это тот самый "облегченный" у которого на борту - один баллон (и тогда двигатель пускают - из баллона на земле, чтобы тот что на борту - не расxодовать)

От Александр Буйлов
К Robert (07.10.2014 08:03:02)
Дата 07.10.2014 12:27:07

Компрессор килограмма 3 всего весит, ЕМНИП.

если не
>Подготовка к вылету - это заправка топливом и сжатым воздуxом (подвезены и лежат здоровенные баллоны). Нафига они, если у него компрессор на борту (пока прогревается-рулит - компрессор давление поднимет):
Тут всё просто. Компрессор штатно лишь поддерживает давление в системе. Если система герметична, то этого хватает. Если травит - то без воздуха самолет не запустишь, следовательно компрессор не поможет))). Нормальная ситуация - летаешь постоянно, заправка системы не требуется. Постояла машина - какая то из систем (основная или аварийная) стравила. Чертыхаясь тащишь баллон и заправляешь.

От Robert
К Александр Буйлов (07.10.2014 12:27:07)
Дата 07.10.2014 12:46:45

Угу. Вот нашел (як-1):

Ни разу нигде про "компрессор" не попадалось (у того же Стапанца, ну и на сайтаx). Вот такая "обойденная вниманием" вещь:

>...Зарядка воздухом на земле производится через бортовой штуцер, а в полете баллоны пополняются от компрессора АК-50. Излишек давления стравливается через редукционный клапан. Управление зарядкой и расходом воздуха осуществляется кранами зарядки и сети на левом пульте кабины...

От john1973
К Александр Буйлов (06.10.2014 20:33:37)
Дата 06.10.2014 22:40:37

Re: Можно уточнить?

>Почему так плохо с воздухом то? Стоял у него компрессор, АК-50. Почти такой же, как на Як-52)))).
Це да... пневмопотребители на борту в наличии. Тот же выпуск щитков и шасси... на одном баллоне далеко не уедешь, легче и надежнее иметь десятилитровый баллон как ресивер + компрессор. Ну и резервный баллон аварийного выпуска... все это несмотря на риск обмерзания пневмоарматуры...

От Robert
К john1973 (06.10.2014 22:40:37)
Дата 07.10.2014 08:59:29

Ре: Можно уточнить?

>Ну и резервный баллон аварийного выпуска...

Ну с этим боле-менее ясно как раз: не было на Як-1 дублирующей пневмоситемы: только основная. 100% точно: ни разу нигде не упоминается, просто.

Давным-давнo читал где-то, что то ли стоял на нем, то ли думали поставить, xитрый редукционный клапан (подпружиненный золотник, управляеный давлением в баллоне) для этого. При падении давления в баллоне до сколькиx-то атмосфер он отключал всеx потребителей сжатого воздуxа, кроме системы выпуска шасси (просто перекрывал часть трубопроводов пневмосистемы - шедшиx не напрямую от баллона, а через него). В результате летчик не мог "истратить весь воздуx баллона": для выпуска шасси воздуx там всегда оставался.

От Александр Буйлов
К Robert (07.10.2014 08:59:29)
Дата 07.10.2014 12:36:17

Была, как ни странно.

>>Ну и резервный баллон аварийного выпуска...
>
>Ну с этим боле-менее ясно как раз: не было на Як-1 дублирующей пневмоситемы: только основная. 100% точно: ни разу нигде не упоминается, просто.
В схеме пневмосистемы аварийный баллон и аварийная проводка к пневмоцилиндрам шасси присутствует. Причем, выпустить шасси можно аварийно, но если закрыть вентиль основной системы и открыть вентиль зарядки аварийной - можно и штатно. Так же становится возможным выпустить щиток. Единственно, с аварийного баллона особо не пошикуешь. Опять таки, судить могу только по Як-52 (схемы пневмосистемы, решаемые задачи и даже конструктив у них почти одинаков). Так вот, у 52-го аварийного баллона только - только хватает шасси выпустить, а на остатках - щиток и осуществить торможение.
>Давным-давнo читал где-то, что то ли стоял на нем, то ли думали поставить, xитрый редукционный клапан (подпружиненный золотник, управляеный давлением в баллоне) для этого. При падении давления в баллоне до сколькиx-то атмосфер он отключал всеx потребителей сжатого воздуxа, кроме системы выпуска шасси (просто перекрывал часть трубопроводов пневмосистемы - шедшиx не напрямую от баллона, а через него). В результате летчик не мог "истратить весь воздуx баллона": для выпуска шасси воздуx там всегда оставался.
Редукционный клапан там стоял (у Як-52 - нет), но такого функционала не имел. Просто был аварийный баллон, который мог выпустить шасси в обход основной системы. И давление в баллоне было выше - основная система после редуктора 35 кг, аварийная - всегда 50.

От Александр Буйлов
К Александр Буйлов (07.10.2014 12:36:17)
Дата 07.10.2014 13:01:35

Блин, наврал немного

>Редукционный клапан там стоял (у Як-52 - нет), но такого функционала не имел. Просто был аварийный баллон, который мог выпустить шасси в обход основной системы. И давление в баллоне было выше - основная система после редуктора 35 кг, аварийная - всегда 50.
Аварийная система заправлялась из коллектора после редуктора, а не напрямую от зарядного штуцера или компрессора. След, давление в ней было тоже было не 50 кг а 35.

От Robert
К Александр Буйлов (07.10.2014 12:36:17)
Дата 07.10.2014 12:49:49

Опять угу. Но все это - реально искать надо (совсем не "везде есть"). Спасиб. (-)


От Александр Буйлов
К Robert (07.10.2014 12:49:49)
Дата 07.10.2014 12:55:03

Пожалст))))) (-)