От
|
Чобиток Василий
|
К
|
Andreas
|
Дата
|
28.07.2012 13:45:48
|
Рубрики
|
Танки;
|
Re: Юзабили
Привет!
>По "юзабилити" нормальный руль/штурвал/ручка 100 очков фары дают всяким джойстикам, и по точности управления, и по обратной связи.
Джойстики разные бывают. Есть джойстики-рули :)
На самом деле здесь точность должна быть сопоставимая, другое дело, что далеко не каждый купит себе дорогой джойстик, руль, мышку...
Вот Ваша мышка стоит $100 или $10? :-)
Предложения, заявления, жалобы есть? http://armor.kiev.ua/
От
|
Andreas
|
К
|
Чобиток Василий (28.07.2012 13:45:48)
|
Дата
|
28.07.2012 20:48:00
|
Re: Юзабили
>Привет!
>>По "юзабилити" нормальный руль/штурвал/ручка 100 очков фары дают всяким джойстикам, и по точности управления, и по обратной связи.
>
>Джойстики разные бывают. Есть джойстики-рули :)
>На самом деле здесь точность должна быть сопоставимая, другое дело, что далеко не каждый купит себе дорогой джойстик, руль, мышку...
>Вот Ваша мышка стоит $100 или $10? :-)
За ручку или штурвал настоящего самолета держались?
Впрочем, даже проще - сравните точность и тактильные ощущения в любой игрушке с манипулятором-рулем и реальный руль.
От
|
Чобиток Василий
|
К
|
Andreas (28.07.2012 20:48:00)
|
Дата
|
28.07.2012 21:26:36
|
Re: Юзабили
Привет!
>>Вот Ваша мышка стоит $100 или $10? :-)
>
>За ручку или штурвал настоящего самолета держались?
Ну, т.е. за 10 :)
Держался. Многие джойстики полностью повторяют джойстики современных истребителей. И с обратной связью у них в порядке.
>Впрочем, даже проще - сравните точность и тактильные ощущения в любой игрушке с манипулятором-рулем и реальный руль.
Отличные ощущения. У сына хороший руль, полный эффект присутствия.
Я Вас удивлю обратным примером. На наших танках с БКП ощущение рычага поворота не имеет ничего общего ни с текущим режимом движения, ни с дорожными условиями - обратная связь отсутствует. Он ощущается ровно так, как это заложено в догружатель - ролик идет по рабочей поверхности копира догружателя и на рычаге создается соответствующее усилие. Если догружатель отключить, то рычаг будет свободно болтаться и им, свободно болтающимся, можно управлять танком - опять же без всяких ощущений обратной связи на рычаге.
Предложения, заявления, жалобы есть? http://armor.kiev.ua/
От
|
Andreas
|
К
|
Чобиток Василий (28.07.2012 21:26:36)
|
Дата
|
28.07.2012 22:39:24
|
Re: Юзабили
>Привет!
>Держался. Многие джойстики полностью повторяют джойстики современных истребителей. И с обратной связью у них в порядке.
Что-то много ответов получается, но еще один.
До своего первого полета за реальной ручкой, даже налетав пару сотен часов "рядом", я был уверен, что "симуляторщик посадит самолет" (классический ходиварный спор на авиафорумах). После первого полета мнение поменял. А вот имея даже небольшой налет на "совсем легких", Цессну-182 посадил с первого раза.
От
|
bedal
|
К
|
Andreas (28.07.2012 22:39:24)
|
Дата
|
29.07.2012 20:35:44
|
В общем, это опыт в специфической области, ничего общего
реальностью взрослых самолётов не имеющей.
Я, кстати, был просто поражён степенью отчуждённости пилота, когда сын ознакомил меня с тренажером МиГ-29К. Сессны - это совсем другая реальность.
От
|
Andreas
|
К
|
Чобиток Василий (28.07.2012 21:26:36)
|
Дата
|
28.07.2012 22:36:22
|
Re: Юзабили
>Привет!
>Я Вас удивлю обратным примером. На наших танках с БКП ощущение рычага поворота не имеет ничего общего ни с текущим режимом движения, ни с дорожными условиями - обратная связь отсутствует. Он ощущается ровно так, как это заложено в догружатель - ролик идет по рабочей поверхности копира догружателя и на рычаге создается соответствующее усилие. Если догружатель отключить, то рычаг будет свободно болтаться и им, свободно болтающимся, можно управлять танком - опять же без всяких ощущений обратной связи на рычаге.
За танки не скажу, скажу за самолеты (небольшие)/вертолеты.
Есть два варианта. Или полностью автоматический режим, или "висеть на ручке" - а для висения на ручке обратная связь необходима. Причем не только на ручку, но и на задницу.
>Предложения, заявления, жалобы есть? http://armor.kiev.ua/
От
|
Andreas
|
К
|
Чобиток Василий (28.07.2012 21:26:36)
|
Дата
|
28.07.2012 22:30:36
|
Re: Юзабили
>Привет!
"Держался. Многие джойстики полностью повторяют джойстики современных истребителей. И с обратной связью у них в порядке."
С обратной связью от чего? Рассчитанных усилий на элементах управления? Это не совсем то, что реальные усилия, точнее совсем не то.
Нет, ну теоретически можно на всех управляющих поверхностях поставить тензометры и передавать обратную телеметрию на джойстик. Но слишком сложно, и вряд ли кто это делает.
Другое дело, что полностью автоматические самолеты есть, и они уже летают. От автоматического взлета до автоматической посадки.
Но причем тогда юзабилити, если под ней не понимать наличие одной большой красной кнопки.
От
|
NV
|
К
|
Andreas (28.07.2012 22:30:36)
|
Дата
|
28.07.2012 22:37:26
|
Ну, на скоростных самолетах (если о сверхзвуковых - то пожалуй на всех)
>>Привет!
>"Держался. Многие джойстики полностью повторяют джойстики современных истребителей. И с обратной связью у них в порядке."
>С обратной связью от чего? Рассчитанных усилий на элементах управления? Это не совсем то, что реальные усилия, точнее совсем не то.
давным-давно, еще с 50-х годов, усилия на органах управления ничего общего с реальными не имеют и полностью задаются автоматами загрузки. Переход к необратимым системам управления был абсолютно неизбежен - уж очень заковыристо меняются усилия при переходе через звук. Использование обратимых систем вводило летчиков в таких режимах просто в панику.
Виталий
От
|
Andreas
|
К
|
NV (28.07.2012 22:37:26)
|
Дата
|
28.07.2012 22:41:57
|
Re: Ну, на...
>>>Привет!
>давным-давно, еще с 50-х годов, усилия на органах управления ничего общего с реальными не имеют и полностью задаются автоматами загрузки. Переход к необратимым системам управления был абсолютно неизбежен - уж очень заковыристо меняются усилия при переходе через звук.
Я звук не переходил :), но коллеги летчики-истребители-инструктора утверждали совсем другое - наоборот, надо почувствовать изменение усилий на трансзвуке.
Но это чужие слова, не подпишусь.
От
|
tarasv
|
К
|
Andreas (28.07.2012 22:41:57)
|
Дата
|
04.08.2012 18:37:47
|
Re: Ну, на...
>Я звук не переходил :), но коллеги летчики-истребители-инструктора утверждали совсем другое - наоборот, надо почувствовать изменение усилий на трансзвуке.
>Но это чужие слова, не подпишусь.
Вот именно - почуствовать чтото на сверхзвуковых последний раз можно было на МиГ-21 да и то на педалях только, а на ручке чуствовалась работа догружателей а не реакция от управляющих поверхностей.
Орфографический словарь читал - не помогает :)
От
|
NV
|
К
|
Andreas (28.07.2012 22:41:57)
|
Дата
|
28.07.2012 22:52:01
|
Много народу на ранних сверхзвуковых самолетах побилось
>Я звук не переходил :), но коллеги летчики-истребители-инструктора утверждали совсем другое - наоборот, надо почувствовать изменение усилий на трансзвуке.
из-за того, что там не то что усилие меняется - там знак усилия может меняться, и причем достаточно хаотически. Так что то, что нынешние летчики чуйствуют на трансзвуке - просто искусственно созданное усилие для этого самого чуйства, в соответствии с тем, что хотят до летчика донести динамики полета, разрабатывающие алгоритмы загрузки. Да и тряска органов управления ныне при приближении опасных режимов - тоже искусственная.
Но, строго говоря, это все равно надо считать формой обратной связи. Совсем без обратной связи тоже раньше пытались обойтись, в те же 50-е ранние - и тоже наломали самолетов будь здоров сколько.
Виталий
От
|
Иван Уфимцев
|
К
|
Чобиток Василий (28.07.2012 13:45:48)
|
Дата
|
28.07.2012 20:37:23
|
Я вам не скажу за всех андреасов, но...
Доброго времени суток, Чобиток Василий.
> Вот Ваша мышка стоит $100 или $10? :-)
.. лично у мнея десятибаксовые (MS/Logitech/kensington включая OEMные) существуют только в виде запасных, ну и для убивания на
стенде. Основной мышь -- асимметричный трекбол. Старенький уже, хвостатенький. Бесхвостую модификацию уже почти год никак не куплю:
живьём в ближайшей окрестности нет ни у кого (шоб пощупать: он вроде чуть короче предыдущего, а это неудобно), а везти под заказ
чтоб положить на полку чуток дороговато.
--
CU, IVan.
От
|
Strannic
|
К
|
Иван Уфимцев (28.07.2012 20:37:23)
|
Дата
|
28.07.2012 21:16:54
|
Мышыный офф
Панура і недаверліва глядзіць з пад шкуры неўра на цябе
>Основной мышь -- асимметричный трекбол. Старенький уже, хвостатенький. Бесхвостую модификацию уже почти год никак не куплю:
>живьём в ближайшей окрестности нет ни у кого (шоб пощупать: он вроде чуть короче предыдущего, а это неудобно), а везти под заказ
>чтоб положить на полку чуток дороговато.
Если у вас логитековский трекбол под большой палец и собираетесь менять его на М570 то меняйте смело, беспроводной даже чуть удобнее.
Бульбалэнд мая краiна
От
|
Иван Уфимцев
|
К
|
Strannic (28.07.2012 21:16:54)
|
Дата
|
28.07.2012 22:10:05
|
Ладно, рискну заказать...
Доброго времени суток, Strannic.
> Если у вас логитековский трекбол под большой палец и собираетесь менять его на М570 то меняйте смело, беспроводной даже чуть удобнее.
.., в конце концов добавить к нему "платформу" и подкладку под руку всегда смогу.
Не то шоб собираюсь, просто думаю в направлении. Для стационарного использования вообще разницы не вижу (равно как и основную
клавиатуру), а вот с ноутбуком наличие "хвоста" временами начинает сильно доставать. Пока останавливало (кроме опасения
"прмахнуться" с формой) отсутствие BT-варианта (BT-мышь обычно валяется в рюкзачке рядом с трекболом). Конечно, точность у этих
странноватых манипуляторов ниже, чем у "нормальных" мышей и трекболов, но рука устаёт значительно медленнее.
nb. к клавиатурам у мнея отношение несколько более простое, и межделмашевскую M4 я вполне смело сменил (последовательно перепробовав
несколько промежуточных вариантов) на... банальную логитеховскую K100, ну и не менее банальной KB212 "от дяди Майкла". И шо с того,
шо плёнкорезинки: пока новые, работают нормально, а при такой цене раз в два-три года можно смело менять. :)
Ну, а возвращаюсь к исходному вопросу -- да, большинству пользователей даже десятибаксового мыша с головой хватит, и всяческие
навороты им не нужны. Соответственно, правильный эффективный интерфейс сделать не так просто.
--
CU, IVan.