Альтернатива? : желтый крестовый поход 1256-60 гг.
В ходе ближневосточного похода монголов, активное участие приняли как кочевники-несториане, так и христиане Ближнего Востока (Боэмунд, армяне).
1. насколько справедливо представление об этом походе имеющим именно антиисламский характер (в отличии от своей обычной практики монголы разрушали мечети, например в Халебе)?
2. действительно ли исламская цивилизация находилась на грани гибели? Если бы не поражение при Айн-Джалуте, смогли бы монголы захватить северную африку?
>1. насколько справедливо представление об этом походе имеющим именно антиисламский характер (в отличии от своей обычной практики монголы разрушали мечети, например в Халебе)?
антиисламским его можно считать лишь постольку, поскольку противниками были мусульмане и халиф Багдадский, а среди монголов была сильна и влиятельна восточнохристианская партия. Но в такой же степени можно и одновременный поход Брурундая считать антикатолическим, поскольку противниками оказались католические страны, либо правители, установившие тесные отношения с римской церковью (Миндовг, Даниил).
>2. действительно ли исламская цивилизация находилась на грани гибели?
не гибели конечно, но перспектива подпадания под власть неверных была весьма серьезная. Оплотами ислама после падения Багдада и Дамаска оставались Египет и Делийский султанат, любой из которых мог быть уничтожен в результате очередной кампании монголов.
>Если бы не поражение при Айн-Джалуте, смогли бы монголы захватить северную африку?
значение Айн-Джалуна сильно преувеличено. Заваоевание Египта стало невозможным не вследствие этого локального успеха по разгрому монгольского охранного корпуса, а по причине раскола среди самих монголов - Хулагу и его наследники не могли уже сосредоточиться на завоевании Египта, имея на северных границах враждебных джучидов и чагатаидов.
Если монгольское нападение на Ирак и Сирию - "желтый крестовый поход 1256-60 гг.", то что тогда нападение на Галицию и Польшу в то же время? "Желтый джихад"?
Это были обычные грабительские и завоевательные походы на оседлые цивилизации, естественное продолжение походов на хорезмшахов и разгрома сельджукского Иконийского султаната в 1243 г.
>В ходе ближневосточного похода монголов, активное участие приняли как кочевники-несториане, так и христиане Ближнего Востока (Боэмунд, армяне).
Надо еще грузин добавить. Ну и что. К монгольскому ядру много кто присоединялся в разных местах.
>1. насколько справедливо представление об этом походе имеющим именно антиисламский характер (в отличии от своей обычной практики монголы разрушали мечети, например в Халебе)?
Можно подумать, ранее они не разрушили (вместе с городами) множество мечетей в Средней Азии, Иране, Анатолии. И не разрушили соборы в Киеве, Владимире, Польше, Венгрии.
>2. действительно ли исламская цивилизация находилась на грани гибели? Если бы не поражение при Айн-Джалуте, смогли бы монголы захватить северную африку?
Исламская цивилизация не погибла даже в прочно завоеванных Средней Азии и Иране. И ничуть не меньше (если не больше) досталось православным Грузии и Руси.
Решающим фактором в остановке наступления на юго-запад стал возврат в 1259 г. основной части армии Хулагу из не до конца завоеванной Сирии в Иран, в связи с внутренними неурядицами.
У оставшегося в Сирии корпуса Китбуги не было шансов против египетской армии. В этом корпусе монголов было мало, в основном кипчаки, а также грузины и армяне. Египетские мамелюки превосходили их и количественно, и качественно, по всем статьям, даже в военном искусстве. Поэтому их победа при Айн-Джалуте в Галилее в 1260 г. была закономерной. И местные франки поддержали в этой кампании именно их, а не монголов.
Вот если бы Хулагу навалился на Египет всеми силами, как на Багдад в 1258 г. - наверное, завоевал бы. Ну и что. Едва ли монгольская власть удержалась бы там дольше, чем в Турции, и имела бы худшие последствия.