От А.Никольский
К All
Дата 30.10.2010 13:34:21
Рубрики WWII; Политек;

Какой маршрут ленд-лиза в СССР был основным?

Вроде как общепризнано, что через порты Дальнего Востока.
Однако если верить книге "Очерки ВТС России", то для боевой техники и оборудования таки северный (стр.118, ссылка на коллекцию РГАЭ,д.555, л.17). Вероятно, через Дальвас больше за счет сырья, материалов, вещевого довольствия и продовольствия.
На стр.118 там есть табличка, привожу графу итого
Всего (с 22 июня по 31 декабря 1945 г импорт боевой техники, вооружения и оборудования в СССР, тыс тонн)

Всего 1517 тыс тонн
Через северные порты 600,2 тыс тонн
Через Иран 511 тыс тонн
Через Дальневост.порты 284,9 тыс
Своим ходом 56 тыс тонн
через арктические пункты 38,7 тыс тонн
Через порты Черного моря 24,3 тыс тонн
Из восточных стран 1,8 тыс тонн
Через порты балтийского моря 0,1 тыс тонн

От Begletz
К А.Никольский (30.10.2010 13:34:21)
Дата 30.10.2010 18:34:26

Спасибо. А "своим ходом", это как? (-)


От Юрий А.
К Begletz (30.10.2010 18:34:26)
Дата 30.10.2010 21:01:44

Алсиб, например. Самолеты "своим ходом". Одноместные за лидером. (-)


От Begletz
К Юрий А. (30.10.2010 21:01:44)
Дата 30.10.2010 22:25:32

Понятно. Поэтому и вес небольшой в итоге получился. (-)


От vladvitkam
К Begletz (30.10.2010 18:34:26)
Дата 30.10.2010 18:43:34

Re: Спасибо. А...

автомобили - через Иран, самолеты - через Сибирь :)

От А.Никольский
К vladvitkam (30.10.2010 18:43:34)
Дата 30.10.2010 19:17:04

своим ходом как я понял только самолеты по Алсибу и через Африку

автомобили-то до Ирана везли в машинокомплектах

От Тезка
К А.Никольский (30.10.2010 19:17:04)
Дата 30.10.2010 23:03:31

Re: своим ходом...

>автомобили-то до Ирана везли в машинокомплектах

Если интересно я тебе могу книжку буржуинскую кинуть по Алсибу. Она, коенчно, устарела, но читать мона.
J.Lukas "Eagles East"

От Begletz
К vladvitkam (30.10.2010 18:43:34)
Дата 30.10.2010 19:15:41

Дык, Иран и Сибирь там учтены отдельно (-)


От А.Никольский
К А.Никольский (30.10.2010 13:34:21)
Дата 30.10.2010 15:04:15

но вообще книга про РОЭ

хорошая, но не истина в последней инстанции, ошибки там есть, конечно. Позабавил перевод при цитировании записки какого-то союза немецких промышленников после прихода Гитлера к власти о необходимости продолжать торговать с СССР компартии Германии (KPD) как коэффциента полезного действия:)

От Vitaly Bogomolov
К А.Никольский (30.10.2010 13:34:21)
Дата 30.10.2010 14:25:13

Re: Какой маршрут...

>Вроде как общепризнано, что через порты Дальнего Востока.

Вот тут таблички имеются по американским данным:

http://www.o5m6.de/Routes.html

От А.Никольский
К А.Никольский (30.10.2010 13:34:21)
Дата 30.10.2010 13:48:07

там же кстати о покупке СССР вооружения иранской армии

приводится постановление ГКО №1036 от 15.12.1941 (исполняло инженерное управление НКВТ, предтеча РОЭ) о необходимости немедленного осмотра, приемки и отправки в СССР обещанных МО Ирана 100 тыс винтовок, 800 легких и 400 станковых пулеметов и 10 млн патронов. Обращается внимание на сообщение что в Иране есть до 8 тыс пулеметов Максим и 10 тыс легких пулеметов и добиться их первоочередного получения, с учетом того, что на иранское оружие претендуют англичане, договориться с ними, оплата пулеметов полностью наличными в валюте по желанию Ирана (остальное - 50% наличными и 50% по окончании войны). Предлагается также принять меры к осмотру пулеметного завода в Тегеране и к закупке всей его продукции с поставкой материалов из СССР.
Но видимо, с пулеметами вышел какой-то косяк, и приводятся таккие полные данные о закупках оружия в Иране в 1942-44 гг -
винтовок "маузер" 114 590
пулеметов 900
автоматов 9586
патронов 19,662 млн

От Белаш
К А.Никольский (30.10.2010 13:48:07)
Дата 30.10.2010 14:22:05

Спасибо. (-)