От dvzhuk
К Scharnhorst
Дата 10.02.2009 22:13:14
Рубрики Флот;

Re: Были не...

>В 1940 году на Таллинском судоремонтном заводе построено то ли 4, то ли 6 самоходных десантных барж. По всей видимости, это они проходят в справочнике Бережного под номерами СБ-1 - СБ-4. Две из них вроде как погибли при эвакуации гарнизонов Выборгского залива в 1941 году. Это объясняет тот факт, что согласно тому же Бережному, в Моонзундской операции участвовало всего 2 единицы.

Все же немного не так. По Бережному, в Моонзундской операции участвовали СБ-2 и СБ-3, СБ-1 после Выборгского залива занималась воинскими перевозками под Ленинградом, 28.6.1945 выведена из боевого состава и переоборудована в плавсредство. Т.ч. погибла, скорее всего, только СБ-4.

По ИОС, т.4, с. 379–380, картина выглядит следующим образом:

Десантные суда. Вопрос о постройке специальных десантных судов был поставлен перед УВМС Штабом РККА в ноябре 1928 г. Не имея средств для реализации замысла армейцев, руководство РККФ ограничилось тогда проработкой в Учебно-строевом управлении положения для десантных отрядов и обсуждением его в НТК. В сентябре следующего года с инициативой создания опытного десантного отряда и специальных судов для него выступил командующий войсками Ленинградского военного округа М. Н. Тухачевский. Его поддержал начальник Штаба РККА Б. М. Шапошников, который 12 декабря 1929 г. напомнил наморси Р. А. Муклевичу о десантных судах и определил требования к их мореходности (до 4 баллов в пределах Финского залива), скорости (до 15 уз), району плавания (не менее 200 миль), максимальной осадке (0,5 м) и вооружению (два-четыре пулемета, один-два 37-мм автомата, радиостанция){18}.
По замыслу М. Н. Тухачевского, опытный десантный отряд (ОДО) должен был включать три стрелковые и пулеметную роты, роту легких танков, дивизион артиллерии на тракторной тяге и взвод связи. Считалось, что для перевозки и высадки ОДО будет достаточно три-четыре десантных судна, которые были бы способны "притыкаться к берегу или грунту" и оборудованы лацпортами и сходнями для обеспечения самостоятельного выхода самоходных средств на берег или в воду на глубине до 0,5 м.
Эти требовани с некоторыми изменениями были учтены в тактическом задании на "десантные суда Балтийского моря", утвержденном заместителем наморси 11 мая 1930 г. Предполагаемое водоизмещение десантного судна составляло 150—180 т, скорость 10 и 12 уз (2 варианта). При высадке многочисленного десанта последний предполагалось перевозить на транспортах, а десантные суда использовать в качестве высадочных средств.
Несмотря на настойчивость Штаба РККА и командования округом и даже на обещание выделить срочный кредит (40 тыс. руб.), постройка десантных судов в начале 30-х гг. не состоялась. Вероятной причиной этого была смена руководства УВМС и Ленинградским военным округом.
К десантным судам вернулись только в 1940 г., когда в составе Краснознаменного Балтийского флота была сформирована бригада морской пехоты. Для десантирования подразделений бригады Балтийским заводом в том же году были построены четыре самоходные десантные баржи СБ-1 — СБ-4 водоизмещением по 720 т каждая (главные размерения 69,5 х 14,5 х 0,92 м). При мощности дизельного двигателя 280 л. с. баржи типа СБ развивали скорость всего 6 уз, при дальности плавания до 1900 миль. Вооружались они 7,62-мм пулеметами. Оборудованные лацпортами в носовой части, десантные баржи могли обеспечить выход боевой техники на берег, но из-за недостаточной мореходности и тихоходности возможность их практического применения была ограниченной.
Кроме десантных барж перед войной строились также небольшие десантно-высадочные суда — самоходные десантные тендеры. Их проект был разработан на судоремонтном заводе ВМФ в Таллине по указанию командующего Балтийским флотом адмирала В. Ф. Трибуца. На этом же заводе заложили шесть тендеров, которые имели водоизмещение около 40 т и могли принимать до 50 десантников с личным вооружением или 12—15 т грузов.
В начале войны тендеры доставили на Кронштадтский морской завод, где достроили и передали флоту (без формального вступления в строй). Их "жизнь" оказалась недолгой — все они погибли при эвакуации советских войск из-под Выборга{19}.
________
{18} РГАВМФ. Ф.Р-1483. Оп.2. Д.686. Л.5—92.
{19} На стапелях под огнем. Л.: Лениздат. 1986. С.263.


>С уважением, Scharnhorst
С уважением, Д.Ж.