Да, уже интересные факты (например, владение крепостными)
Но фамилии, сохранившие ислам к началу XX века, прямо не названы (т.е. вообще динамика перехода в христианство в XIX веке, если таковая была вообще). Интересуют, собственно, наиболее высокие по должностям и их судьбы (зная фамилии, можно тупо гуглить). А книжку поищем, спасибо.
"Сулькевич родился 20 июня 1865 года в родовом имении Кемейши Лидского повета; его имя было вписано в метрические книги мусульманского прихода в Некрашунцах".
Что у него в период службы в армии РИ с религией прямо не сказано, но в период гражданской войны он мусульманский националист, а жена у него была "была активным членом Благотворительной Организации Бакинских Мусульманок".
Некоторые фамилии указаны в оглавлении книги, на которое я дал ссылку
Вот еще очень забавный эпизод, хотя век конечно не 19-й, а 16-й: один татарин обвиняет другого в нешляхтецком происхождении, но безуспешно, т.к. истец предъявляет справку от но крымского посла :-)
Наличие земельных владений, исполнение воинской службы, а также взимание налогов наравне с польско-литовской шляхтой вело к тому, что богатые татары постепенно становились частью шляхетства Речи Посполитой. Их шляхетство доказывалось, как и у литовско-русской шляхты, свидетельством родственников и соседей, а также документами. Закон 1522 года о выявлении шляхетской родословной утверждал, что шляхтич, которого обвиняют в нешляхетском происхождении, должен получить подтверждение от двух родственников (из шляхты), что он с деда и прадеда является членом их рода. Если же истец не мог представить двух свидетелей, то достаточно было, дополнить свидетельство одного родственника собственной присягой. В случае невозможности появления на суде, как свидетеля, хотя бы одного родственника, можно было представить только документы. Закон 1529 года изменил эти положения. По нему присягу должны были приносить двое родственников, один по линии отца, другой — матери. Если отсутствовали родственники, свидетелями могли быть соседи.
Богатые татары, доказывая свое шляхетство, ссылались еще на: 1) происхождение от ордынских аристократических и знатных родов; 2) наличие земли, за которую выполняли воинскую службу; 3) свидетельства хорунжих и татарских предводителей.
В первой половине XVI века о знатности рода польско-литовских татар неоднократно свидетельствовали послы крымского и казанского ханов. В 1533 году татарин с виленского повята Хабил Нуркович обвинил в нешляхетском происхождении другого татарина Карачевича. Последний подал жалобу виленскому наместнику. Тот приказал ему доказать шляхетство. Карачевич едет с братьями до Петркова на сейм и просит короля Зигмунта Августа оказать ему помощь. Король дает наказ князю Острыньскому Азубек Солтану, который пользовался всеобщим уважением среди польско-литовских мусульман, чтобы тот определил происхождение рода Карачевичей и дал его главе соответствующий документ. Князь Острыньский спросил о происхождении Карачевичей в королевском дворце крымского посла князя Кондюка, который подтвердил, что «княжеский род в орде Кара Кыпчак хороший, и они с того рода».