От B~M
К Лейтенант
Дата 15.01.2009 23:05:30
Рубрики 11-19 век;

А имена не назовёте? (-)


От Лейтенант
К B~M (15.01.2009 23:05:30)
Дата 16.01.2009 00:47:29

Подробности были в книге "Польско-литовские татары: взгляд через века"

Я.Я Гришина. Там фамилии назыались в достаточном количестве.
http://turokpub.ru/bs/B152-0.htm
К сожалению сама книга потерялась при переезде. Поэтому пришлось поискать яндексом:
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802

Особую группу татарских княжеских родов в Российской империи составляют некоторые роды литовско-татарского дворянства.
Литовские татары, как группа служилых людей, сложились в конце XIV – начале XVI вв. из переселенцев и пленных ордынцев, среди которых были и представители улусных князей, и рядовые воины. Смешанные браки, разрешенные им первое время, уже в середине XVI в. привели к их славянизации. Как и для боснийских мусульман (но по противоположной причине), родным языком для них с этого времени является славянский (старобелорусский, позже польский, белорусский и теперь также русский) язык. Сохраняя магометанское вероисповедание, литовские татары не пользовались политическими правами шляхты (правом избирать короля, депутатов сейма), в остальном же были уравнены с литовской и польской шляхтой-христианами. Они имели право владеть крепостными крестьянами, сохранив его (в изъятие из общих российских законов) и после присоединения восточных земель Речи Посполитой к Российской империи. Многие татарские роды в Великом княжестве Литовском носили княжеский титул и титул мурз (причем последний, как ни странно, был распространен меньше, и считался достоянием наиболее знатных родов).

С княжеским титулом доказали дворянство в Виленской, Гродненской и Минской губерниях и в Царстве Польском в первой четверти XIX в. и употребляли его в официальных документах следующие роды:
АЛИЕВИЧ (герба Стржала); БАЗАРЕВСКИЙ (герба Сверчек); БАЙРАШЕВСКИЙ (герба Лук); БАСАРЖЕВСКИЙ (герба Сверчек); БОГУШЕВИЧ (герба Гоздава); ВЁСНОВСКИЙ (герба Ксенжиц); ДЗЕНАЕВИЧ (герба Топур); ДОВГЯЛЛО (герба Кайшылы); ЖДАНОВИЧ (герба Пржияцель); КЕНСКИЙ (МИНЬКЕВИЧ-, герба Радван); КОРИЦКИИ (герба Циолек); КРИЧИНСКИЙ (НАЙМАН-МУРЗА, МУРЗА-НАЙМАНСКИЙ-, герба Радван и Радван с изменением); КУРМАНОВИЧ (герба Тржаска); ЛЕБЕДЗЬ (герба Ла-бендзь); ЛОВЧИЦКИЙ (БОГАТЫРЕВИЧ-, герба Сас); МЕЛЕХ (герба Пржияцель); МИЛЬКОВСКИЙ; МИСКЕВИЧ (МИСЬКЕВИЧ, герба Правдзиц); МУСИЧ (герба Лелива); ОБУЛЕВИЧ (КОНДРАТ-МУРЗА-, герба Радван), РОМАНОВИЧ (герба Котви-ца); РЫЗВАНОВИЧ (герба Пржияцель); СЕЛИМОВИЧ (герба Акшак), СУЛЬКЕВИЧ (герба Прасса); СУЛЕВИЧ (СЮЛЕВИЧ, герба Ксенжиц); УЛАН (герба Улан); УЛАН-МАЛЮШИЦКИЙ (герба Улан); ШАГУНЕВИЧ (герба Тржаска); ШУМСКИЙ (герба Погоня-4); ЮШИНСКИЙ (герба Гарчинский); ЯБЛОНСКИЙ (герба Ясеньчик) [98].

Титул мурзы употребляли (прибавляя его к фамилии) следующие литовско-татарские семьи:
АХМАТОВИЧ (МУРЗА-, БИЛЯЛ-МУРЗА,- герба Ахмат); БАЗАРЕВСКИЙ (герба Базан, он же Баженский); БАРАНОВСКИЙ (ТУГАН-МУРЗА-, МУРЗА ТУГАН-СКИЙ, герба Туган); БАСАРЖЕВСКИЙ (см. выше); БУЧАЦКИЙ (ТАРАК-МУРЗА, герба Тарак); ДОВГЯЛЛО (см. выше); ЖДАНОВИЧ (см. выше); ЗАБЛОЦКИЙ (МУРЗА ИЛЛОРИЙСКИЙ, герба Иллория); КОРИЦКИЙ (герба Корица); КРИЧИНСКИЙ (см. выше); КРЖЕЧОВСКИЙ (герба Нурсеит); МУРЗИЧ (МУРЗА-, из мурз, герба Лук); МУСТАФИЧ (герба Месяц); МУХА (герба Кена); ОБУЛЕВИЧ (см. выше); РЕЙЖЕВСКИЙ (герба Мохырин); СОБОЛЕВСКИЙ (КОНКИРАНТ-МУРЗА-, герба Месяц); ТАЛЬКОВСКИЙ (герба Радзич); УЛАН-МАЛЮШИЦКИЙ (см. выше); ХАЗБИЕВИЧ (герба Божаволя); ЮШИНСКИЙ (см. выше) [98].

Семьи, перечисленные здесь с титулами мурз, и некоторые из родов, употреблявших княжеский титул, происходят от ордынских князей, и их предки пользовались этим достоинством в литовских владениях с конца XV – начала XVI вв.
Известны и другие литовско-татарские семьи, в XIX в. и позже не употреблявшие княжеский титул, которые в польской генеалогической литературе считаются ветвями княжеских родов. Так, например, род татар Мухля (герба Рудница), утвержденный указом Правительствующего Сената 21 июня 1861 г. в потомственном дворянстве без титула со внесением в особый для татарских родов список по Минской губернии [1. Оп. 25. Д. 6385], считается ветвью рода князей Тимирчичей-Юшенских (идущей от князя Мухлядина Кульзимановича, толмача и писаря королевской канцелярии, упоминаемого в 50–60-е гг. XVI в.; того же происхождения – от улусных князей племени юшин, уйшун, в Литве в XV–XVII вв. наследственно стоявших во главе стяга татар Трокского воеводства – Юшинского хорунжества, – упоминавшийся выше род князей Юшинских) [226. С. 223].
Употребляли княжеский титул в конце XVI–XVIII вв. предки многих других литовско-татарских дворянских родов: Бабашей, Давидовичей (герба Стржала), Маковецких (герба Помян), Смольских (гербов Араж, Лелива и Лук), Токошей (герба Пелеш) и др. Род Тупальских носил родовое прозвание Сеит (так же назывался герб этой семьи); т. е. присоединил к фамилии титул, присвоенный в мусульманских странах потомкам пророка Мухаммеда; кстати, эта семья, как можно судить по документам литовской канцелярии начала XVI в., одного происхождения с русскими князьями Юсуповыми и Урусовыми и также восходит к князю Эдигею [98].
Из всех этих семей только одна из ветвей князей Кричинских (прямых потомков улусных князей племени найман, чья непрерывная родословная прослеживается в Литве с середины XV в.), сравнительно крупных помещиков Виленской губернии, до самой революции продолжала хлопотать об утверждении в княжеском достоинстве; ее представители именовались князьями и на военной службе, и в имущественных документах, хотя окончательного решения Сената по их делу не последовало. Остальные литовско-татарские роды были признаны Сенатом в дворянстве без княжеских титулов.
В качестве примера родословной литовско-татарского княжеского рода в этом томе приведена литовская ветвь князей Ширинских.
Более подробные сведения о других татарских князьях этой группы мы надеемся поместить в одном из следующих томов нашего издания, посвященном титулованным родам, не получившим окончательного утверждения в этом достоинстве.

Источник: Дворянские роды Российской Империи. – Т. 3. – СПб., 1999.

От Михаил Денисов
К Лейтенант (16.01.2009 00:47:29)
Дата 16.01.2009 08:49:00

у меня есть эта книга, так что если кому что любопытно - обращайтесь, гляну (-)


От B~M
К Лейтенант (16.01.2009 00:47:29)
Дата 16.01.2009 02:22:23

Да, уже интересные факты (например, владение крепостными)

Но фамилии, сохранившие ислам к началу XX века, прямо не названы (т.е. вообще динамика перехода в христианство в XIX веке, если таковая была вообще). Интересуют, собственно, наиболее высокие по должностям и их судьбы (зная фамилии, можно тупо гуглить). А книжку поищем, спасибо.

От Лейтенант
К B~M (16.01.2009 02:22:23)
Дата 16.01.2009 11:21:06

Ну вот например генерал-лейтенант М.А. Сулькевич

http://www.cidct.org.ua/ru/Avdet/number/101.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

"Сулькевич родился 20 июня 1865 года в родовом имении Кемейши Лидского повета; его имя было вписано в метрические книги мусульманского прихода в Некрашунцах".

Что у него в период службы в армии РИ с религией прямо не сказано, но в период гражданской войны он мусульманский националист, а жена у него была "была активным членом Благотворительной Организации Бакинских Мусульманок".


От Лейтенант
К B~M (16.01.2009 02:22:23)
Дата 16.01.2009 10:59:58

Некоторые фамилии указаны в оглавлении книги, на которое я дал ссылку

Вот еще очень забавный эпизод, хотя век конечно не 19-й, а 16-й: один татарин обвиняет другого в нешляхтецком происхождении, но безуспешно, т.к. истец предъявляет справку от но крымского посла :-)

Наличие земельных владений, исполнение воинской службы, а также взимание налогов наравне с польско-литовской шляхтой вело к тому, что богатые татары постепенно становились частью шляхетства Речи Посполитой. Их шляхетство доказывалось, как и у литовско-русской шляхты, свидетельством родственников и соседей, а также документами. Закон 1522 года о выявлении шляхетской родословной утверждал, что шляхтич, которого обвиняют в нешляхетском происхождении, должен получить подтверждение от двух родственников (из шляхты), что он с деда и прадеда является членом их рода. Если же истец не мог представить двух свидетелей, то достаточно было, дополнить свидетельство одного родственника собственной присягой. В случае невозможности появления на суде, как свидетеля, хотя бы одного родственника, можно было представить только документы. Закон 1529 года изменил эти положения. По нему присягу должны были приносить двое родственников, один по линии отца, другой — матери. Если отсутствовали родственники, свидетелями могли быть соседи.
Богатые татары, доказывая свое шляхетство, ссылались еще на: 1) происхождение от ордынских аристократических и знатных родов; 2) наличие земли, за которую выполняли воинскую службу; 3) свидетельства хорунжих и татарских предводителей.
В первой половине XVI века о знатности рода польско-литовских татар неоднократно свидетельствовали послы крымского и казанского ханов. В 1533 году татарин с виленского повята Хабил Нуркович обвинил в нешляхетском происхождении другого татарина Карачевича. Последний подал жалобу виленскому наместнику. Тот приказал ему доказать шляхетство. Карачевич едет с братьями до Петркова на сейм и просит короля Зигмунта Августа оказать ему помощь. Король дает наказ князю Острыньскому Азубек Солтану, который пользовался всеобщим уважением среди польско-литовских мусульман, чтобы тот определил происхождение рода Карачевичей и дал его главе соответствующий документ. Князь Острыньский спросил о происхождении Карачевичей в королевском дворце крымского посла князя Кондюка, который подтвердил, что «княжеский род в орде Кара Кыпчак хороший, и они с того рода».