От Александр Антонов
К tarasv
Дата 19.07.2008 10:52:46
Рубрики Современность; ВВС;

Вектор скорости на висении, это пилотажное или маршрутное навигационное?

...Аппаратура ДИСС-15 совместно с другими бортовыми приборами (автопилотами, радиовысотометром и др.) позволяет производить выведение вертолёта в точку с заданными координатами, висение и посадку вертолета при отсутсвии информации о направлении и силе ветра, висение и управление движением вертолета при отсутсвии визуальной видимости.

ИМХО всё же в данном случае ДИСС следует отнести к пилотажно-навигационному оборудованию. :)

С уважением, Александр

От Estel
К Александр Антонов (19.07.2008 10:52:46)
Дата 21.07.2008 12:08:52

Re: Вектор скорости...

>...Аппаратура ДИСС-15 совместно с другими бортовыми приборами (автопилотами, радиовысотометром и др.) позволяет производить выведение вертолёта в точку с заданными координатами, висение и посадку вертолета при отсутсвии информации о направлении и силе ветра, висение и управление движением вертолета при отсутсвии визуальной видимости.

Читаем РЛЭ. Ни один экипаж не рискнет садиться по ДИСС или висеть на автопилоте с его помощью. Автопилот разрешено подключать на высоте не менее 60 метров, если память не изменяет. А уж какие интересные цифры он показывает на висении над бетонной площадкой... Не всегда конечно. Но бывает.

От Александр Антонов
К Estel (21.07.2008 12:08:52)
Дата 21.07.2008 20:49:47

Re: Вектор скорости...

Здравствуйте

>>...Аппаратура ДИСС-15 совместно с другими бортовыми приборами (автопилотами, радиовысотометром и др.) позволяет производить выведение вертолёта в точку с заданными координатами, висение и посадку вертолета при отсутсвии информации о направлении и силе ветра, висение и управление движением вертолета при отсутсвии визуальной видимости.

>Читаем РЛЭ. Ни один экипаж не рискнет садиться по ДИСС или висеть на автопилоте с его помощью. Автопилот разрешено подключать на высоте не менее 60 метров, если память не изменяет. А уж какие интересные цифры он показывает на висении над бетонной площадкой... Не всегда конечно. Но бывает.

Да я не спорю, "Аппаратура ДИСС-15 техническое описание", конечно же не РЛЭ. Однако упоминание о ДИСС-15 можно найти и в РЛЭ:

"Раздел 4

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ В ПОЛЕТЕ

[...]

4.22. Отказ указателя скорости (летчика)
Признаки:
- неустойчивые показания и расхождения показаний у летчика и оператора;
- изменение разницы показаний по УС-450 и ДИСС-15;
- несоответствие V установленному режиму полета;
Действия летчика:
- переключатель Рст поставить в положение ЛЕВАЯ , а затем ПРАВАЯ и оставить в том по-ложении, при котором указа¬тель показывает правильную скорость; задание продолжить;
- при неустойчивых показаниях после проведенных действий запросить у оператора о пока-зании скорости. Полет выполнять по указателю ДИСС-15 и по исправно работающему указа-телю у оператора. Задание прекратить.

4.23. Отказ указателей скорости летчика и оператора

Признаки: неустойчивые показания и несоответствие V режиму полета.
Действия летчика:
- установить переключатель Рст. в положение ЛЕВАЯ, затем ПРАВАЯ, если показания не восстановятся задание прекратить;
- установить режим работы не более крейсерского;
- контроль полета осуществлять по ДИСС-15;
- произвести посадку на ближайший аэродром."

С уважением, Александр

От Estel
К Александр Антонов (21.07.2008 20:49:47)
Дата 22.07.2008 00:46:19

Re: Вектор скорости...

>4.22. Отказ указателя скорости (летчика)

Ну такие вещи я еще помню. Ага. Попробуй воспользоваться этим пунктом при полете на ПМВ или что особенно красиво - в горах. На самом деле, конечно разница в том, что на вертолете или маленьком самолете в некоторых случаях скорость достаточно просто оценить на глаз. По положению органов управления хотя бы. В случае с В-2 такое не прокатит.

От tarasv
К Александр Антонов (19.07.2008 10:52:46)
Дата 19.07.2008 17:33:19

Re: Зависит от того относительно чего он измеряется

>...Аппаратура ДИСС-15 совместно с другими бортовыми приборами (автопилотами, радиовысотометром и др.) позволяет производить выведение вертолёта в точку с заданными координатами, висение и посадку вертолета при отсутсвии информации о направлении и силе ветра, висение и управление движением вертолета при отсутсвии визуальной видимости.

Если скорость измеряется относительно земли то навигационное, если относительно воздуха то пилотажное. ДИСС измеряет относительно земли и является навигационным оборудованием. Пилотажное же оборудование служит для соблюдения ограничений по параметрам полета и пространственной ориентации ЛА. Задача висения вертолета над определенной точкой - навигационная, пилотажная часть это не попытаться зависнуть на высоте большей статического потолка. Управление движением ЛА в СМУ тоже навигационная задача, ее можно и с помощью РСБН или GPS решать. Единственное близкое к пилотажу из перечисленного это то что по ДИСС можно определить направление ветра и при посадке правильно сориентировать вертолет.

>ИМХО всё же в данном случае ДИСС следует отнести к пилотажно-навигационному оборудованию. :)

Пилотажно-навигационное оборудовани включет в себя пилотажное и навигационное. ;) Да и вобще термин "пилотаженое РЭО" както слышать не приходилось, пилотажное это АО (авиационное оборудование) а РЭО это связь, локация и навигация.

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От Александр Антонов
К tarasv (19.07.2008 17:33:19)
Дата 19.07.2008 22:15:47

Re: Зависит от...


> Если скорость измеряется относительно земли то навигационное, если относительно воздуха то пилотажное.

Диапазон измеряемых той же ДИСС-15 скоростей в режиме навигации - 50-399 км/час Диапазон измеряемых ДИСС-15 скоростей в режиме висения - от минус 25 до плюс 50 км/час в продольном направлении, и плюс минус 25 км/час в поперечном направлении (вот такое вот "висение" со скоростью до 50 км/час). Естественно что скорость относительно земли в режиме висения ДИСС-15 измеряет и демонстрирует экипажу на индикаторах висения и малых скоростей для обеспечения пилотирования, а не навигации. Вы не согласны?

С уважением, Александр

P.S. Если антенное хозяйство ДИСС-15 разместить на хвостовой балке вертолета проходящей на пару метров выше от земли чем хвостовая балка вертолёта Ми-8 (скажем на вертолёте Ми-26), сможет ли ДИСС-15 измерить скорость такого вертолета относительно земли на нулевой высоте? Если нет, то почему?