От PQ
К All
Дата 10.08.2007 16:19:24
Рубрики WWII; Флот;

Вот о чем надо фильмы снимать

23 октября 1942 года в 21.30 с аэродрома, который расположен недалеко от Сухуми, в небо взлетели девять дальних бомбардировщиков ДБ-3 и два скоростных бомбардировщика СБ и взяли курс на Майкоп. Следом поднялись в небо два самолета с десантом на борту. Перед взлетом транспортный Ли-2 принял на борт 15 парашютистов. Тяжелый бомбардировщик ТБ-3, который частенько в годы войны использовали для выброски десанта, нес 22 парашютиста.
Целью операции было уничтожение крупнейшей на Северном Кавказе авиагруппировки противника, базирующейся на аэродроме Майкопа. Первой удар по огневым точкам ПВО аэродрома нанесла четверка бомбардировщиков ДБ-3. Следом подошедшие истребители нанесли штурмовые удары по прожекторам, а скоростные бомбардировщики сбросили зажигательные бомбы на железнодорожную станцию и мебельную фабрику. Из транспортников первым над аэродромом оказался Ли-2 и выбросил десант. ТБ-3 был подбит во время десантирования, загорелся и разбился. Несмотря на сильный огонь с земли, из 54 самолетов, находившихся на земле, десантники уничтожили 22 и нанесли повреждения различной степени тяжести еще 20 самолетам. При десантировании и в ходе выполнения задачи погибло 15 человек. Остальные 22 диверсанта пробились к партизанам.
http://www.atrinaflot.narod.ru/81_publications/razvedka.htm

С уважением, Виталий

От Николай Поникаров
К PQ (10.08.2007 16:19:24)
Дата 10.08.2007 17:09:06

Вот более трезвое описание

День добрый.

Особенный интерес представляет высадка авиацией Черноморского флота в ночь на 24 октября воздушного десанта на майкопский аэродром. Целью высадки являлось уничтожение немецких самолетов. По данным разведки, на аэродроме находилось 28 Me-109, четыре Ю-88, три Ю-52 и четыре самолета связи. Предполагалось высадить с самолетов ПС-84 и ТБ-3, обеспечиваемых 11 бомбардировщиками ДБ-3 и СБ и двумя истребителями И-15, отряд из 40 десантников.

В течение двух недель парашютисты тщательно готовились к выполнению задания, отрабатывая технику прыжков с самолета с полной боевой нагрузкой и тактику боя на открытой и пересеченной местности днем и ночью. Летчики изучали район боевых действий, зенитную оборону противника, условия ночных полетов над перевалами. К вечеру 23 октября (подготовка закончилась и отряд вылетел в Майкоп. [106]

«Идя на выполнение боевого задания, — заявили бойцы десантного отряда, — мы, моряки-черноморцы, клянемся тебе, Родина, что с честью выполним порученное нам дело. Клянемся стойко и мужественно драться с ненавистным врагом, беспощадно уничтожать фашистских гадов. Каждый из нас горит благородным желанием мстить за отцов, матерей, братьев, сестер, за сиротские слезы, за поруганных жен и любимых девушек, за все злодеяния, учиненные гитлеровскими палачами. Никто из нас не дрогнет, как бы тяжело ни пришлось в бою. Будем драться до последнего, а последний — до последней капли крови, но задание выполним. Наше знамя — Партия, и с этим знаменем мы идем в бой. За Родину!»

Общее руководство высадкой осуществлял командующий военно-воздушными силами Черноморского флота генерал-майор В. В. Ермачедков, авиацией, обеспечивавшей высадку, — командир 63-й авиабригады Герой Советского Союза полковник Н. А. Токарев, десантным отрядом — старшина П. М. Соловьев.

С 22 часов 50 минут до 23 часов 25 минут 23 октября пять ДБ-3 (поодиночке бомбили майкопский аэродром с целью подавить на нем средства противовоздушной и наземной обороны и при этом подожгли немецкий самолет. В 23 часа 25 минут два самолета СБ сбросили бомбы на железнодорожную станцию Майкоп. Возникшие там пожары явились хорошим ориентиром для выхода на аэродром самолетов с десантом. С этого же времени до О часов 10 минут 24 октября два И-15 произвели восемнадцать атак по прожекторам на аэродроме Майкоп. Из восьми прожекторов им удалось уничтожить три и два погасить.

В 23 часа 30 минут с высоты 500 -м при сильном зенитном огне противника начал высадку парашютистов самолет ПС-84, ведомый капитаном Малиновским. С самолета выбросилось 15 человек. Через две минуты с высоты 600 м сбросил парашютистов самолет ТБ-3, экипажем которого командовал старший лейтенант Гаврилов. При подходе к аэродрому этот самолет попал в лучи прожекторов, был обстрелян сильным зенитным и пулеметным огнем, загорелся и, пролетев некоторое расстояние, приземлился за границей аэродрома. С ТБ-3 выбросилось 16 бойцов во главе с командиром экипажа самолета. [107]

Разделившись на ударные группы (пятерки), десантники начали с боем продвигаться к вражеским самолетам и уничтожать их зажигательными бомбами, специальными топориками и бутылками с горючей жидкостью. Наиболее успешно действовала группа из семи человек, руководимая старшиной Соловьевым, которая уничтожила две пулеметные точки, около десятка гитлеровцев и подожгла два Me-109. Всего десантниками и самолетами-бомбардировщиками было уничтожено и повреждено 10 самолетов и три прожектора{25}. Несомненно, если бы не было произведено предварительной бомбардировки аэродрома, можно было достичь большего эффекта, так как бомбардировщикам не удалось подавить средства противовоздушной обороны противника, которые в связи с налетом повысили свою боевую готовность. К 15 ноября из 32 парашютистов, высаженных на майкопский аэродром, возвратились через линию фронта 21 человек. Смелость участников этого боевого дела командующий Черноморским флотом поставил в пример всему личному составу флота.


Кирин И.Д. Черноморский флот в битве за Кавказ. Воениздат, 1958.
http://www.victory.mil.ru/lib/books/h/kirin/04.html

С уважением, Николай.

От Лейтенант
К PQ (10.08.2007 16:19:24)
Дата 10.08.2007 16:24:10

О как. Похоже на японскую операцию против аэродромов на Окинаве, только

гораздо результативнее и без самоубийственной эстетики.

От И. Кошкин
К Лейтенант (10.08.2007 16:24:10)
Дата 10.08.2007 16:26:44

Вот тлоько количество уничтоженных самолетов надо бы уменьшить (-)


От Лейтенант
К И. Кошкин (10.08.2007 16:26:44)
Дата 10.08.2007 16:39:03

А сколько вешать в граммах, есть данные?

Или вообще вся история гон?

От Banzay
К Лейтенант (10.08.2007 16:39:03)
Дата 10.08.2007 16:49:53

Хороший вопрос....

Приветсвую!
>Или вообще вся история гон?
*************************
мне кажется что гон , по нескольким причинам.
Терзают смутные сомнения в возможности перевалить Большой Кавказский хребет как ДБ-3 так и СБ да и ТБ-3 с каой либо полезной нагрузкой.

Наличие СБ в боевых частях, да и наличие пилотов которые в сотоянии летать ночью над горами...


Типичный солдат Красной Армии, как и форумчанин,вел тоскливую, трудную жизнь

От Белаш
К Banzay (10.08.2007 16:49:53)
Дата 11.08.2007 10:28:50

Вспоминается операция против крымского аэродрома...

Приветствую Вас!
>Приветсвую!
>>Или вообще вся история гон?
>*************************
>мне кажется что гон , по нескольким причинам.
>Терзают смутные сомнения в возможности перевалить Большой Кавказский хребет как ДБ-3 так и СБ да и ТБ-3 с каой либо полезной нагрузкой.
>Типичный солдат Красной Армии, как и форумчанин,вел тоскливую, трудную жизнь
По книге "Честь смолоду" (вроде бы даже находил подтверждения) - против немецких истребителей, тоже выбрасывали диверсантов с Ли-2, после приземления и боя оторвались от погони и ушли к партизанам. Было?
С уважением, Евгений Белаш

От ZaReznik
К Banzay (10.08.2007 16:49:53)
Дата 10.08.2007 20:05:26

Re: Хороший вопрос....

>Наличие СБ в боевых частях, да и наличие пилотов которые в сотоянии летать ночью над горами...
СБ и на Курской дуге повоевали ;)

От Андрей Диков
К Banzay (10.08.2007 16:49:53)
Дата 10.08.2007 18:19:29

Re: Хороший вопрос....

День добрый!

И тем не менее дело было. И, вообще говоря, эпизод-то ОЧЕНЬ известный.
И с немецкой стороны тоже есть свидетельства. На аэродроме была III./JG 52 афаир (или II-я?).


С уважением, Андрей

От А.Погорилый
К Banzay (10.08.2007 16:49:53)
Дата 10.08.2007 17:06:02

Re: Хороший вопрос....

>Наличие СБ в боевых частях, да и наличие пилотов которые в сотоянии летать ночью над горами...

СБ в строевых частях наличествовали. Участвовали в сталинградской битве, причем именно как ночные бомбардировщики, т.к. днем не жильцы.

От Виктор Крестинин
К PQ (10.08.2007 16:19:24)
Дата 10.08.2007 16:23:26

Очень по-японски... (-)