От М.А.А.
К Александр Солдаткичев
Дата 17.01.2007 10:44:59
Рубрики WWII; Флот;

Главная беда не в кораблях, а в головах

Все эти списки можно даже не читать. Достаточно вспонить, что ни на одном из предвоенных маневров не отрабатывалась задача охраны каравана транспортных судов.
Не учили этому советских адмиралов и капитанов.
Эвакуация Одессы прошла без особых потерь только потому что никакого серьезного противодействия ей никто не оказал - сказаля неплохо разработанный план операции и немцы с румынами ее просто "зевнули"
Таллинский переход наглядно показывает НЕумение нашего ВМФ охранять транспорта. Более того, как только "обстановка усложнилась" боевые корабли бросили транспорта на произвол судьбы и немецкой авиации и на полных ходах драпанули в Кронштадт.
Так что не смотря на наличие у ЧФ сил и средств для организации конвоев сделать это было нереально из-за отстуствия подходящего командного состава и умения организовывать столь сложные операции.
Какие там конвои, если командование ЧФ охранение своего единственного линкора организовать не могло - "парижская коммуна" выходила в море в сопровожении одного эсминца вместо положенных минимум двух. Даже нарком ВМФ в специальном приказе интересовался - чем таким мегаважным были заняты остальные дестроеры, что свой флагман прикрыть не смогли....
А вы говорите конвои...
командование флотом делало все что могло в этих условиях, беда в том, что могло оно очень мало...
А.

От Паршев
К М.А.А. (17.01.2007 10:44:59)
Дата 17.01.2007 12:01:38

Надо бы детскую книжку "Егорка" перечитать, там кое-чего

по тогдашней тактике есть.

От amyatishkin
К Паршев (17.01.2007 12:01:38)
Дата 17.01.2007 12:37:36

Ну и книжки вы читаете

>по тогдашней тактике есть.

вот версия со схемами боевых действий с картинками
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/G/GAVRILOV_Petr_Pavlovich/_Gavrilov_P._P..html


От Паршев
К amyatishkin (17.01.2007 12:37:36)
Дата 17.01.2007 13:49:05

Вот кстати и схема

"Эскадру вёл «Маршал»
Эскадру вёл флагманский корабль «Маршал». Он гордо шёл впереди всех. На передней мачте его был поднят флаг командующего Большим флотом.
Эскадру тяжёлых кораблей со всех сторон окружали миноносцы и подводные лодки.
Море беспокойно шумело. Белые барашки волн вскипали тут и там.
Подводная лодка, когда она идёт под перископом, тоже подымает белый бурун. Как тут разузнать, где барашки от волн, а где белый хвост от перископа?
Зорко следили сигнальщики за морем. Наготове были орудия и глубинные бомбы.
Похожие на золотых стрекоз, ярко освещённые заходящим солнцем, над эскадрой гудели гидросамолёты.
Впереди, за горизонтом, скрывались стройные мачты крейсеров, ушедших в разведку."

Так что ордер отрабатывали.
А что касается книжки, то пожалуй автор один из самых опытных пишущих военных моряков.

От Дмитрий Козырев
К М.А.А. (17.01.2007 10:44:59)
Дата 17.01.2007 10:47:21

Re: Главная беда...

>Все эти списки можно даже не читать. Достаточно вспонить, что ни на одном из предвоенных маневров не отрабатывалась задача охраны каравана транспортных судов.
>Не учили этому советских адмиралов и капитанов.

Этот вопрос кем то исследовался? Кем, в какой работе?

От М.А.А.
К Дмитрий Козырев (17.01.2007 10:47:21)
Дата 17.01.2007 10:53:04

Re: Главная беда...


>>Все эти списки можно даже не читать. Достаточно вспонить, что ни на одном из предвоенных маневров не отрабатывалась задача охраны каравана транспортных судов.
>>Не учили этому советских адмиралов и капитанов.
>
>Этот вопрос кем то исследовался? Кем, в какой работе?
Смотрите работу Петрова - Балтийский флот Финский гамбит. Не смотря на такое название фактически она посвящена предвоенной подготовке советского флота. Там подробно описываются задачи, которые отрабатывались на маневрах. В основном - морские бои. На балтике с германцами + лимитрофы, на черном море - с турками и в конце 30-х с итальянцами.
Также смотрите такую книгу Краснознаменный черноморский флот, где в сжатом правда виде но сообщается о том, что делалось на предвоенных маневрах.

Частично этот вопрос затронут у Морозова в "Советском подводном флоте 1922 - 1945" где уточняется что советский ВМФ до самого конца 30-х очень мало уделял внимание проблеме борьбы за коммуникации на море.

А.

От Дмитрий Козырев
К М.А.А. (17.01.2007 10:53:04)
Дата 17.01.2007 10:58:56

Re: Главная беда...

>>Этот вопрос кем то исследовался? Кем, в какой работе?
>Смотрите работу Петрова - Балтийский флот Финский гамбит.

спасибо, при случае.

>Не смотря на такое название фактически она посвящена предвоенной подготовке советского флота. Там подробно описываются задачи, которые отрабатывались на маневрах. В основном - морские бои.

в формулировке "в основном" - абсолютно корректно, ибо умение вести бой - это действительно главное умение боевых подразделений, и корабли не исключение.


>Также смотрите такую книгу Краснознаменный черноморский флот, где в сжатом правда виде но сообщается о том, что делалось на предвоенных маневрах.

вообще на мой взгляд умение выстроить ордер ПВО и ПЛО и неважно вокруг каких кораблей - будь то ядро эскадры или транспорты.

>Частично этот вопрос затронут у Морозова в "Советском подводном флоте 1922 - 1945" где уточняется что советский ВМФ до самого конца 30-х очень мало уделял внимание проблеме борьбы за коммуникации на море.

ну это вообще говоря объяснимо - в текущей военной доктрине пользоваься морскими коммуникацими не предполагалось.

От М.А.А.
К Дмитрий Козырев (17.01.2007 10:58:56)
Дата 17.01.2007 11:02:31

Re: Главная беда...


>в формулировке "в основном" - абсолютно корректно, ибо умение вести бой - это действительно главное умение боевых подразделений, и корабли не исключение.
Под морскими боями - имеется ввиду сражение с главными силами надводного флота противника. Задачи ПВО, ПЛО и борьба с легкими силами отрабатывались слабо.


>вообще на мой взгляд умение выстроить ордер ПВО и ПЛО и неважно вокруг каких кораблей - будь то ядро эскадры или транспорты.

Разница существенная, подозреваю, что это даже совсем разные ордера - ядро эскадры имеет мощное зенитное вооружение и его динамические характеристики (скорость попросту говоря ) куда больше чем у транспортов..

>ну это вообще говоря объяснимо - в текущей военной доктрине пользоваься морскими коммуникацими не предполагалось.
Хуже то, что не предполагалось и воздействовать на коммуникации противника...

А.

От Дмитрий Козырев
К М.А.А. (17.01.2007 11:02:31)
Дата 17.01.2007 11:08:20

Re: Главная беда...


>>в формулировке "в основном" - абсолютно корректно, ибо умение вести бой - это действительно главное умение боевых подразделений, и корабли не исключение.
>Под морскими боями - имеется ввиду сражение с главными силами надводного флота противника. Задачи ПВО, ПЛО и борьба с легкими силами отрабатывались слабо.

Полагаю, что в том относительном объеме, который предполагался в реальной боевой обстановке между этим и задачами.



>>вообще на мой взгляд умение выстроить ордер ПВО и ПЛО и неважно вокруг каких кораблей - будь то ядро эскадры или транспорты.
>
>Разница существенная, подозреваю, что это даже совсем разные ордера - ядро эскадры имеет мощное зенитное вооружение и его динамические характеристики (скорость попросту говоря ) куда больше чем у транспортов..

не уверен, просто система огня ядра обеспечивает дополнительную самообоону.
Надо будет глянуть в первоисточники.


>>ну это вообще говоря объяснимо - в текущей военной доктрине пользоваься морскими коммуникацими не предполагалось.
>Хуже то, что не предполагалось и воздействовать на коммуникации противника...

Так собственно вариантов было два - или воюем с лимитрофами и тогда боем захватываем господство на море (и не за что тут бороться) или к нам приходитт толпа больших еврогоршков и тогда отсиживаемся за МЗ и особо не рыпаемся.