От Лёша Волков Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 22.04.2005 17:02:41 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Статья про гибель АПЛ К-8

http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.81.articles.army_03

В этом году исполняется 35 лет первому крупному учению Военно-морского флота СССР, получившему кодовое наименование "Океан" и проводившемуся по инициативе и под непосредственным контролем главкома ВМФ Сергея Горшкова. Большинство западных адмиралов и военно-морских теоретиков только после этих крупномасштабных маневров стали однозначно считать советский флот по-настоящему сильным, определив его своим главным соперником на океанских коммуникациях.
Однако российская общественность так и не знает о том, что в ходе учения "Океан" произошла авария, в результате которой впервые в истории отечественного ВМФ затонула атомная субмарина. Это была К-8 - первая серийная атомная подводная лодка проекта 627А. А знать об этом следует, поскольку экипаж в ходе борьбы за живучесть корабля проявил беспримерное мужество и героизм, продемонстрировав невиданное даже для нашего флота самопожертвование.

"НЕСЧАСТЛИВАЯ" ПОДЛОДКА

Первоначально участие АПЛ К-8 в учении "Океан" не предусматривалось. Сам атомоход в это время возвращался с боевой службы, проведенной в Средиземном море. Моряки, находившиеся в море с февраля месяца, уже начали отсчет дней до того радостного момента, когда они обнимут в Гремихе своих родных и близких, стойко переносящих эти длительные и тяжелые разлуки, длящиеся порой по полгода, а то и больше. Однако судьба в лице командования ВМФ распорядилась иначе.



АПЛ К-8
Фото ''Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век'', том VI

В Москве решили привлечь АПЛ к участию в таком важном мероприятии, когда впервые все флоты ВМФ Советского Союза, поделенные на две условно противоборствующие группировки, "схлестнулись" на просторах Мирового океана. ВМФ СССР впервые расправлял свои плечи по-настоящему, желая продемонстрировать свою сокрушительную мощь всем потенциальным агрессорам. Любой вероятный противник должен был воочию убедиться, что наш флот не только может оборонять огромное по протяженности побережье своей страны, но и проводить операции в удаленных районах Мирового океана. А потому привлекать к такому архиважному мероприятию стремились все возможные силы, имеющиеся в наличии. Получила приказ следовать в район учения и К-8. Дальше же события развивались для нее трагично.

Так уж случилось, что К-8 стала первой атомной ПЛ отечественного ВМФ, открывшей счет авариям. Еще 13 октября 1960 г., то есть в первый же год службы на флоте, на атомоходе произошел разрыв парогенератора, вследствие чего в турбинный отсек вместе с паром второго контура АЭУ вышел гелий из компенсатора объема первого контура. Экипаж тогда с аварией справился, и корабль самостоятельно вернулся в базу. А почти через 10 лет последовала новая авария, еще более страшная.


Список погибших на АПЛ К-8


1. Капитан 2 ранга Бессонов В.Б.(командир АПЛ)
2. Капитан 2 ранга Ткачев В.А. (старший помощник командира АПЛ)
3. Инженер-капитан 3 ранга Рубеко В.П.
4. Инженер-капитан 3 ранга Хаславский В.Г.
5. Инженер-капитан-лейтенант Кузнеченко И.Б.
6. Инженер-капитан-лейтенант Лисин А.И.
7. Инженер-капитан-лейтенант Поликарпов А.В.
8. Инженер-капитан-лейтенант Чудинов А.С.
9. Инженер-капитан-лейтенант Ясько Н.Ф.
10. Капитан медицинской службы Соловей А.М. (начальник медслужбы)
11. Инженер-старший лейтенант Гусев М.Б.
12. Инженер-старший лейтенант Лавриченко А.Н.
13. Старший лейтенант Полежаев Ю.П.
14. Старший лейтенант Шмаков Н.В. (командир БЧ-1)
15. Инженер-старший лейтенант Шостаковский Г.В.
16. Инженер-старший лейтенант Чугунов Г.Н.
17. Лейтенант Шабанов В.А. (командир минно-торпедной группы)
18. Инженер-лейтенант Шевцов В.И.
19. Мичман Блещенков А.И.
20. Мичман Деревянко Л.Н.
21. Мичман Ермакович П.С.
22. Мичман Кулаков В.Г.
23. Мичман Маевский В.Н.
24. Мичман Мартынов Л.Ф.
25. Мичман Петров Е.А.
26. Мичман Устенко А.А.

27. Главный старшина Добрынин В.И.
28. Главный старшина Леонов В.В.
29. Главный старшина Савоник В.В.
30. Старшина 1 статьи Бусарев А.С.
31. Старшина 1 статьи Федоров Е.Г.
32. Старшина 1 статьи Чекмарев Л.Б.
33. Старшина 2 статьи Гатаулин Р.Г.
34. Старший матрос Астахов В.Н.
34. Старший матрос Астахов В.Н.
35. Старший матрос Бурцев Н.С.
36. Старший матрос Инамуков Б.И.
37. Старший матрос Кирин А.М.
38. Старший матрос Колесников В.А.
39. Старший матрос Комков Н.А.
40. Старший матрос Кулаков А.А.
41. Старший матрос Мажута Ю.А.
42. Старший матрос Мищенко В.М.
43. Старший матрос Паньков Е.В.
44. Матрос Девяткин В.Н.
45. Матрос Коровин Н.М.
46. Матрос Кузовков В.И.
47. Матрос Кульш А.С.
48. Матрос Печерских Ю.Ф.
49. Матрос Самсонов Е.А.
50. Матрос Фрешер К.Г.
51. Матрос Фролов В.Ф.
52. Матрос Шишаев А.П.




АД В ЗАМКНУТОМ ПРОСТРАНСТВЕ

8 апреля 1970 г., 22 часа 30 минут. На АПЛ только что закончился традиционный и особо любимый моряками вечерний чай. Субмарина, находившаяся в это время в подводном положении на глубине 160 м (по другим данным - 140 м), начала выполнять всплытие на глубину 40 м для проведения сеанса связи. Вот тогда-то в 22 часа 31 минуту и возник пожар, причем сразу в двух отсеках: третьем (центральный пост) и седьмом (электротехнический). Причина возгорания была до обидного банальна - короткое замыкание силовых электрокабелей вследствие низкого сопротивления изоляции.

Первым доложил мичман Леонид Оголь: "Пожар в рубке гидроакустиков". Тут же была сыграна аварийная тревога. К этому времени подлодка находилась в море уже 52-е сутки, экипаж порядком устал, но среагировал на аварийную ситуацию мгновенно - как и полагается по уставу. И тут через короткий промежуток времени поступают доклады о возникновении пожара в седьмом отсеке - загорелась регенерация. Обстановка на корабле в первые же минуты аварии сложилась крайне тяжелая - центральный отсек сильно задымлен и загазован, в электротехническом на правом борту горит регенерация, которую потушить крайне трудно.

Командовал К-8 37-летний капитан 2 ранга Всеволод Бессонов, уже награжденный к тому времени орденом Красного Знамени. Грамотный командир, один из лучших в подплаве. Частично благодаря его умелым и хладнокровным действиям АПЛ смогла выжить в первой фазе аварии и большая часть экипажа была спасена. Но это все - потом, сейчас же - аварийная тревога.

В сложившейся ситуации командир подлодки отдал приказ на всплытие и выключение атомной энергетической установки (АЭУ). При выполнении аварийного всплытия тут же сработала аварийная защита (АЗ) реактора левого борта, а вот на правом борту реактор глушить пришлось уже вручную (по официальным данным, ко времени остановки в АЭУ накопленная активность составила 250 тыс. кюри). Ценой своей жизни это сделали четыре офицера-управленца первой смены поста управления ГЭУ: инженер-капитан 3 ранга В.Г. Хаславский, инженер-капитан-лейтенанты А.С. Чудинов и А.В. Поликарпов и инженер-старший лейтенант Г.В. Шостаковский. Так как огонь вот-вот должен был уже ворваться в пост, они наглухо задраили дверь в него и продолжали глушить реактор.

Позднее оставшиеся в живых вспоминали, что последние слова, которые команда услышала от них по трансляции, были: "Нечем дышать. Кончается кислород. Прощайте, ребята, не поминайте нас лихом"...

Все попытки ликвидировать пожар в центральном посту (ЦП), даже с применением общекорабельной системы пожаротушения, успеха не имели, а потому сразу же после всплытия АПЛ на поверхность командир корабля приказал покинуть ЦП и попытаться затушить пожар в нем путем герметизации 2