От Exeter Ответить на сообщение
К tevolga Ответить по почте
Дата 08.04.2005 23:26:45 Найти в дереве
Рубрики WWI; Версия для печати

Вечная тема :-))

Трут её тут уже в NN-ый раз, уважаемый tevolga!

Я своё мнение уже высказывал и повторю - поскольку Россия наверняка в случае "участия в победе" в ПМВ получила бы больше всех других союзников (Проливы, Галиция, округление Польши и Армении, возможно, что и Восточную Пруссию, формирование группы неизбежно ориентированных на Россию славянских государств, а самое главное - практически полное уничтожение непосредственной военной угрозы с запада), то Россия неизбежно была бы более других стран-победительниц заинтересована в поддержании послевоенного статус-кво в виде Версальской или какой угодно иной "мирной" системы. Это практически исключает возможность каких-либо русских шашней с Германией и наверняка привело бы к "святости" союза с Францией, как основной гарантии сохранения выгодного для России переустройства. Иными словами, политика России после ПМВ по сути носила бы характер своего рода "Священного союза" в смысле стремления сохранения любой ценой выгодного статус-кво. Кстати, это хорошо видно на примере политики СССР и после 1945 г, когда идеей фикс советской дипломатии было тоже именно сохранение выгодного Ялтинско-Потсдамского урегулирования.

А поскольку Германия в этом случае была бы "стиснута" с двух сторон мощности державами-победительницами, то у немецких кругов не могло бы появиться реальной возможности осуществлять реваншистские амбиции в восточноевропейском "вакууме". В этом смысле Вторая мировая война могла и не разразиться, и мирное урегулирование в Европе после ПМВ могло сохраниться на десятилетия. В этом смысле мир с участием России имел шанс действительно стать лучшим миром чем в реальности, а не "перемирием на 20 лет".

Но в целом я полагаю, что у Росиии были шансы благополучно дотянуть до конца ПМВ только если бы ничего не произошло в Феврале. Февраль-1917, конечно, произошел в огромной мере случайно, но он стронул лавину и после него у России серьезных шансов остаться в войне не было практически при любом повороте событий внутри страны. Смута никогда не способствовала осуществлению успешной внешней политики, мягко говоря.


С уважением, Exeter