От Странник Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 19.02.2005 14:00:26 Найти в дереве
Рубрики Флот; Локальные конфликты; Версия для печати

1967 советские корабли в Средиземном море.

Обзор сведений которые мне удалось собрать. Буду благодарен за дополнения, уточнения, исправления.
В начале мая 1967г. вскоре после того, как генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев потребовал от США вывести из Средиземного моря 6-й флот туда были направлен усиленный отряд кораблей. Совместно с надводными кораблями было проведено развертывание подводных лодок ВМФ СССР, но оно происходило по повседневным планам. Из АПЛ в конце апреля 1967г. ПЛАРК пр.675 «К-131» (к-1р. В.П.Шеховцев, поход обеспечивал капитан 1 ранга зам. командира ДиПЛ В.Н.Поникаровский), вышла на БС в Средиземное море. («Морская газета» прил. «Флот» 26.12.2002г. стр4-6.; 2.стр217-220.) Дизельные ПЛ также обычным порядком несли свою БС - «Б-105» 69 БПЛ СФ, плавбаза «Дмитрий Галкин» 42 БПЛ СФ, «Виктор Котельников» БФ и другие. (3.стр422.)
В середине мая начала обостряться обстановка на границе арабских стран с Израилем, это не осталось без внимания флотского командования которое начало усиливать группировку 14-й эскадрой. Все это не осталось незамеченным американцами 19 мая командующий 6 флотом ВМС США Уильям Мартин заявил: «Задачи 6-го флота изменились. В связи со все возрастающим советским присутствием в этом море». (8.)
22 мая Насер закрыл для израильского судоходства Тиранский пролив в Красном море, что для Израиля являлось "казус белли". 23-го в стране началась мобилизация. Только в одном Тель-Авиве ожидали до 10 тысяч жертв бомбежек, под кладбища были освящены городские скверы и парки. В среду 24 мая Англия и Соединенные Штаты пришли к соглашению, что Акабский залив должен быть вновь открыт для международного судоходства. В их совместном заявлении говорилось, что "не следует исключать возможности военной акции" и что американский VI флот переведен в восточное Средиземноморье с целью подкрепления дипломатических усилий, предпринимаемых для открытия залива. Египет объявил о начале блокады, о минировании вод и о приведении в состояние готовности своих воздушных и морских сил. Сообщалось также о приведении в боевую готовность и об укомплектовании расчетами береговых батарей. По требованию Дании и Канады состоялось экстренное заседание Совета Безопасности "для рассмотрения чрезвычайно серьезной ситуации на Ближнем Востоке, угрожающей международному миру и безопасности". На этом заседании русские потребовали вывода американского и английского флотов из Средиземного моря. В ООН начались лихорадочные консультации, но советский представитель Николай Федоренко противодействовал любому предложению о снятии блокады. Его канадский и датский коллеги прямо заявили г-ну Федоренко: "Складывается неприятное ощущение, что СССР ведет игру, позволяющую эскалацию кризиса, чтобы вынудить Израиль к действию". Американская администрация предостерегла руководство Израиля от военных шагов. Посол Чуваxин в разговорах с коллегами предсказывал печальную участь, ожидающую еврейское государство.
Американцы не остались в стороне от конфронтации за десять дней до нападения Израиля на ОАР из Неаполя в плавание отправились морские пехотинцы ВМС США на десантном транспорте «Кэмбрия» и шести других транспортах. Как писал корреспондент Ассошиэйтед Пресс : «Для проведения учебных маневров», но район «учебных маневров» оказался вблизи берегов Израиля. (9.) В этот период началось спешное наращивание советской военно-морской группировки. 1 июня ЭМ «Настойчивый» (к-3р. Л.Иванов, старший на переходе И.М.Капитанец) выполняющий переход с Северного флота в Николаев на ремонт прибыл в западную часть Средиземного моря к о.Альборан, 3 июня эсминец прибыл к острову Мальта в район Ла-Валетты, где находились 2 ТЩ ЧФ, а 4 июня было получено приказание привести корабль в полную боевую готовность и на это отпускалось 12 часов. (5. стр174-175.)
В мае 1967г. АПЛ пр.627А «К-52» (В.Д.Борисенко) вышла на совместные учения Северного и Балтийского флотов с привлечением авиации ТОФ. После окончания учений, неожиданно, вместо планового возвращения в базу АПЛ приказом ГК ВМФ была направлена на БС в Средиземное море с недельным запасом провизии. Для занятия района БС переход совершали на полном ходу. Гибралтар форсировали под лайнером. (7.стр46.) Туда же из района Англии была направлена группа ПЛ в том числе «Б-74» пр.611. Дней за 8—10 до начала событий получили приказ следовать в район Гибралтара, а 5 июня войти в Средиземное море. (6.) Вместе с ними пришла и плавбаза «Федор Видяев» 179 ДПЛ СФ. (3.стр422.) Выдвинул свои корабли и Черноморский флот - 30 мая 1967г. ПБПЛ «Магомед Гаджиев» в составе отряда кораблей в котором были и ПЛ прошла Босфор и вышла в Средиземное море. (8.) Кроме того, 30 мая Россия уведомила турецкое правительство о своем намерении направить в следующую неделю десять военных кораблей через Босфор в Средиземное море. Согласно конвенции Монтре 1936 года, военные корабли иностранных государств имеют право проходить через эти проливы, поставив турецкие власти в известность за восемь дней. (10.) В их числе были КР пр.68-бис «Дзержинский», БПК пр.61 «Комсомолец Украины», «Отважный», ЭМ пр.56 «Благородный».
В 7.10 5 июня 1967 года части израильских войск под командованием генералов Таля, Иоффе и Шарона вторглась на территорию Египта, Сирии и Иордании. В 8.12 израильские бомбы обрушились на 25 египетских аэродромов и военную базу "Каира-вест". Было полностью уничтожено 360 арабских самолетов на земле и тем самым обеспечено полное господство израильских ВВС в воздухе. Эта операция "Фокус" готовилась заранее. Самая полная и свежая информация о египетских ВВС, в том числе фотоснимки аэродромов и других военных объектов, сделанные из космоса, были переданы США Израилю по состоянию на 3 июня 1967 года. В этот же день, 3 июня 1967 года, израильский кабинет министров принял решение о начале войны.
К 7 июня 1967 года израильские танковые части заняли весь Синайский полуостров, принадлежавший Египту, подошли к Суэцкому каналу и захватили сектор Газа; только на Каир было совершено 12 воздушных налетов; целые колонны военных машин, растянувшиеся на 20 миль, были фактически уничтожены. На Иорданском фронте арабы также терпели жестокое поражение: с воздуха были уничтожены иорданские танковые части, занят Старый город в Иерусалиме, а затем Вифлеем, Хеброн и Иерихон, Наблуз, Раммалах и Дженин - таким образом Израиль захватил всю Иорданию к западу от реки Иордан. На Сирийском фронте израильские танки и пехота сумели вторгнуться на значительную часть территории Сирии, заняли Голанские высоты и остановились всего лишь в 12 милях от Дамаска.
К началу войны СССР сконцентрировал в Средиземном море свыше 30 надводных судов и 10 подводных лодок, включая атомные. Основным противником нашего флота были корабли 6-го флота США, «Русские непрерывно следовали за 6-м флотом на протяжении всего периода кризиса на Среднем Востоке» - заявил позже командующий 60-м оперативным соединением контр-адмирал Лоуренс Грейс на пресс-конференции устроенной на авианосце «Америка», при этом он чтобы опровергнуть утверждения что американский флот собирался действовать на стороне Израиля призвал в свидетели … советские корабли. (9.)
ПЛАРК «К-131» с 8 крылатыми ракетами находящаяся в Адриатическом море в полночь с 5 на 6 июля получила приказ достичь побережья Израиля и быть готовыми нанести удар по береговым целям. Для того, чтобы добраться из Адриатики до указанной точки надо было пройти мимо Греции, острова Крит но скорость ПЛ при этом должна была бы быть 57 узлов. А ее обычная крейсерская скорость составляла всего 20 узлов. К тому времени, когда прибыли на место, война уже закончилась. Лодку американцы не обнаружили за весь поход ни разу. («Морская газета» прил. «Флот» 26.12.2002г. стр4-6.; 2.стр217-220.) АПЛ пр.627А «К-52» в ночь с 5 на 6 июня прибыла в район Тель-Авива. Где и находилась до конца войны. (7.стр46.) «Б-74» в составе группы из трех ПЛ действовали завесой, но друг с другом не общались ими управлял Главный штаб ВМФ. ПЛ перекрыли выход авианосцу ВМС США в открытое море из главной базы Неаполя между Сицилией и Сардинией. Но американцы прошли через Мессинский пролив. После этого нас бросили на преследование авианосцев (в тот момент в Средиземном море находились два американских авианосца, позже подошел третий). Мы сели на хвост одному из них, несколько раз выходили в условную атаку, оставаясь при этом незамеченными. Если бы был приказ атаковать, мы его наверняка бы потопили. В разгар событий получили шифровку за подписью Главкома ВМФ: «Быть готовыми к использованию спец. оружия». Спец. оружие — это ядерные торпеды. (6.) В соответствии с приказом действовали и черноморские ПЛ «С-100» (пр.613) и «С-38» (пр.633) пришедшие на БС в Средиземное море с ПБПЛ «Магомед Гаджиев». За успешное выполнение боевых задач командир ПБПЛ капитан 2 ранга Л.Н.Потехин, командиры ПЛ «С-38» капитан 2 ранга Л.И.Скипидарников и «С-100» капитан 2 ранга В.Я.Барановский, а также командир 27 БПЛ капитан 1 ранга В.И.Герасимов были награждены орденом Красного Знамени. (3.стр125.) Планировалось привлекались ПЛ и к выполнению специальных задач, так по воспоминаниям адмирала Геннадия Захарова, в 1967 году, во время войны на Ближнем Востоке, он в то время командир группы МРП Черноморского флота, сидел на подлодке вблизи берега Израиля. «Задание было - раздолбать израильские нефтетерминалы и хранилища. Мы бы это сделали, но война кончилась раньше, чем пришла окончательная отмашка к действию». (ж. «Власть» 16 апреля 2002, № 14)
Не обошлось и без неприятностей: с крейсера «Слава» вплавь на американский тральщик сбежал матрос. Было очень много шума. (2.стр149.)
Утром 8 июня американское разведывательное судно «Либерти» было внезапно и жестоко атаковано израильской авиацией. В 2004г. было опубликовано интервью с одним из членов команды «Либерти» мистером Хранковски в нем он сказал: «американские корабли прибыли спустя 16 часов (после атаки – С.С.). В ту ночь нам предложил помощь советский корабль. Они сказали, что их корабль останется на горизонте, и что они подойдут к нам в случае, если наш корабль пойдет ко дну». Тоже написал бывший офицер «Либерти», младший лейтенант Джеймс Эннес в своей книге “Assault on the Liberty”:
“…В течение вечера и ночи, когда судно медленно двигалось в северном направлении, другие суда или самолеты не появлялись. В полночь судно встретило советский ракетный эсминец 626/4, который передал семафор на английском языке. Обмен был следующий:
626/4: Вам нужна помощь?
«Либерти»: Нет, спасибо.
626/4: Я буду рядом, на случай, если понадоблюсь вам.
Следующие шесть часов советский эсминец следовал параллельным курсом на расстоянии нескольких миль. Когда утренняя заря занялась над Средиземным морем, на «Либерти» на экране РЛС были обнаружены на горизонте американские эсминцы "Мэсси" (“Massey”) и “Дэвис” (“Davis”). Советский эсминец отвернул на восток и «Либерти» присоединился к кораблям 6-го флота. Авианосцы были невдалеке позади эсминцев, и вертолеты утренней смены перевезли тяжело раненых членов экипажа «Либерти» на авианосец, в госпиталь. После этого «Либерти» продолжил движение на Мальту, где, как было объявлено экипажу, Военно-морской суд должен был расследовать обстоятельства нападения на судно.» В советских и российских книгах о этом советском корабле сведений нет. (12.)
8 июня в Средиземном море произошел очередной инцидент: два советских боевых корабля - эсминец и небольшое патрульное судно - начали беспокоить авианосцы американского 6-го флота. По-видимому, русские решили оказать на американцев давление с тем, чтобы те прекратили поиски советской подводной лодки, которая, как подозревали американцы, находилась в районе боевых действий. (10.)

10 июня ситуация на фронте обострилась, СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем и по горячей линии от имени Косыгина американцам поступила угроза: "Сейчас наступил очень ответственный момент, который заставляет нас, если в ближайшие часы не прекратятся военные действия, принимать самостоятельные решения. Мы к этому готовы. Однако эти действия могут столкнуть нас, что приведет к большой катастрофе. ...Мы предлагаем вам потребовать от Израиля, чтобы он... безоговорочно прекратил военные действия. ...Предлагаем предупредить Израиль, что за невыполнение этого будут приняты необходимые акции, включая военные". Макнамара оценивает это послание: "Оно на самом деле гласило: мистер президент, если вы хотите войны, вы получите войну". Эта советская угроза была связана с тем, что, по словам Косыгина, израильские силы движутся в направлении сирийской столицы, Дамаска. В Средиземном море в этот момент находилось несколько десантных кораблей ЧФ: 2 БДК пр.1171 «Воронежский комсомолец», «Крымский комсомолец» и 2 СДК пр. 770МА «СДК-34», «СДК-64», на «Крымском комсомольце» стоящем в Порт-Саиде находился 309 отдельный батальон морской пехоты. (ж. «Страницы морской истории» № 3 1998 стр51.) Флот готовился высадить десант в сирийских портах, но так как морских пехотинцев было недостаточно, на каждом из более чем 30 судов были сформированы десантные группы. В них набирали всех кого могли, так на ПБПЛ «Магомед Гаджиев» из числа добровольцев был сформирован и практически отработан десантный отряд в составе 75 человек. (3.стр125.) ЭМ «Настойчивый» сразу после начала войны получил приказ прибыть в пролив Анти-Китира, 7 июня прибыв в назначенное время на КР «Слава» у первого заместителя командующего ЧФ вице-адмирала В.Сысоева уточнили задачу и приняли на борт 100 курсантов ВВМУ проходивших летнюю практику в Средиземном море. 9 июня пришли в район Латакии там встретили сирийский катер и с сирийскими офицерами связи оговорили вопросы предстоящего десантирования. Согласовали свои действия с советником командующего сирийским ВМФ контр-адмиралом И.Певневым. К счастью на Голанских высотах израильтяне были остановлены, и надобность в десанте отпала. Тем не менее ЭМ в течение июня – начале июля нес радиолокационный дозор в районе сирийского порта Латакия. Воздушного противника, прорывавшегося на объекты Латакии, не классифицировали, хотя боевую тревогу играли очень часто. (2.стр147-148.; 5.стр176.)
10 июня боевые действия прекратились. Израильские войска одержали полную победу над войсками ОАР, Сирии и Иордании. Израильские войска захватили весь Синайский полуостров (с выходом на восточное побережье Суэцкого канала) и район Газы у Египта, западный берег реки Иордан и восточный сектор Иерусалима у Иордании и Голанские высоты у Сирии. Всего было оккупировано 70 тысяч кв. км с населением более 1 млн человек. Арабские потери, по данным Британского института стратегических исследований, составили: 40 тыс. чел. убитыми, ранеными и пленными, около 900 танков, более 1000 стволов артиллерии, более 400 боевых самолетов. Наибольшие потери понес Египет — 80 процентов от всего имевшегося у него военного снаряжения и боевой техники. Только на Синайском полуострове в результате эффективного применения израильтянами бригадных тактических групп египтяне потеряли около 17 тыс. чел. личного состава и 709 танков, из которых 100 были захвачены в полной исправности и с неизрасходованным боекомплектом и около 200 — с незначительными повреждениями. Безвозвратные потери Египта составили 11,5 тыс. чел., в плен попало 5,5 тыс. египетских военнослужащих. Потери Сирии — 50 самолетов и 50 танков, Иордании — более 20 самолетов и 150 танков, Ирака — 2 самолета, не считая 18 самолетов, поврежденных на аэродромах. Израиль потерял 679 человек убитыми, 2563 ранеными и 61 танк, 48 самолетов.
Уже после окончания боевых действий на нашей ПЛ произошла трагедия, «Б-31» (к-3р. О.Бочкарев) получила приказ следовать в восточную часть Средиземного моря. На переходе 16 июня в трюме центрального поста по халатности старшины 2-й статьи Власова произошел пожар. Заживо сгорели четыре моряка. Пожар продолжался семь часов. Командир после всплытия отказался от помощи предложенной эсминцем 6-го флота США. Впервые после Великой Отечественной войны их хоронили в море, но разрешение на это было получено только через трое суток и это при жаре в 50 градусов. У борта ПБПЛ «Магомет Гаджиев» провели ремонт, после этого по приказу ГК ВМФ «Б-31» вышла на позицию в залив Сидра. (4.стр100-111.)
Противостояние во время шестидневной войны показало необходимость создания полноценной группировки, она стала именоваться 5-й эскадрой ВМФ.
Создание 5-й эскадры началось с формирования командования. 27 июня 1967 г. по вызову с флотов в Москву прибыла группа офицеров и адмиралов (5 чел.). На должность командира эскадры был утвержден контр-адмирал Б Петров (с должности начальника кафедры тактики ВМФ Военно-морской академии). Его заместителем назначили контр-адмирала Н Рензаева (с должности командира дивизии атомных ПЛ СФ). Начальником штаба эскадры стал капитан 1 ранга В Платонов, начальником политотдела — капитан 1 ранга Н.Журавков и флагманским штурманом эскадры — капитан 2 ранга Р Зубков. 29 и 30-го июня все пятеро приняли участие в совещании по обмену опытом выполнения задач боевой службы, а после него убыли в Севастополь. Там началась разработка документов, регламентирующих деятельность соединения В тесном контакте с офицерами штаба ЧФ (здесь следует отметить капитана 1 ранга Н Музыченко и капитана 3 ранга Г Синенкова) в течение двух суток был разработан план БС эскадры, а также диспозиция парада кораблей.
Парад планировался в районе греческого о. Китира, где определили для якорных стоянок эскадры точку № 5. Их по всему Средиземному морю было более 60. Но эта точка в дальнейшем стала как бы исходной позицией прибывающих кораблей в состав эскадры на смену уходящим. Всего двое суток (6 и 7 июля 1967 г) понадобились командиру эскадры, чтобы с планами БС и с диспозицией парада слетать в Москву и утвердить их у главнокомандующего ВМФ. Приходилось торопиться, т.к. сроки начала деятельности 5-й эскадры установили жесткие. (1.стр8.)
9 июля 1967 г. в 10.00 эсминец «Благородный» под флагом заместителя ГК ВМФ адмирала флота В.Касатонова вышел из Севастополя для следования в Средиземное море, где в точке № 5 на 15 июля намечался парад кораблей. На борту эсминца находились командование эскадрой и еще несколько офицеров, составляющих первый эшелон штаба. На следующие сутки со вторым эшелоном вышел из Севастополя сторожевой корабль «Ягуар». На переходе 10 июля на «Благородном» получили радиограмму от ГК ВМФ об изменении плана: предписывалось командиру эскадры и штабу следовать в Александрию (Египет), где с 0.00 14 июля вступить в управление эскадрой. Никакого подтверждения о параде в радиограмме не было. (1.стр8.)
10 июля словно желая продемонстрировать под занавес свою силу, с недельным визитом в Александрию и Порт-Саид прибыли 13 кораблей 14-й эскадры, в том числе КР «Дзержинский», БПК «Комсомолец Украины», ЭМ «Пламенный». Ее командир контр-адмирал Молодцов заявил, что его корабли готовы "отразить любую агрессию". Одновременно советские корабли пришли и в сирийский порт Латакия. (10.; 11.стр222.; «КЗ» 11.07.;13.07.;18.07.1967.)
11 июля в районе севернее о. Крит командир эскадры и офицеры штаба перешли с эсминца на плавмастерскую «ПМ-26», которая пошла в Александрию, а «Благородный» с адмиралом флота В.Касатоновым (с ним — контр-адмирал Н Рензаев) направился от острова к югу. Там предстояла встреча с атомной и дизельной подводными лодками с целью проверки состояния их боеготовности. 12 июля в 18.30 «ПМ-26» ошвартовалась у Нового мола Александрии Командир и штаб эскадры перешли на борт БПК «Комсомолец Украины». В 10.00 13 июля установили оперативное дежурство по 5-й эскадре кораблей ВМФ. Первым ОД заступил капитан 2 ранга Р Зубков, его помощником — помощник флагманского связиста эскадры капитан 3 ранга Ю Гаевский. (1.стр8.) 14 июля контр-адмирал Б.Ф.Петров вступил в командование всеми силами, находящимися на тот момент в Средиземном море, этот день считается днем образования Средиземноморской эскадры. (2.стр152.)
На эскадре ЧП, четыре моряка с ЧФ решили угнать свой тральщик и удрать на Мальту. К счастью их вовремя поймали. (4.стр110.)
23 июля «Комсомолец Украины» перешел из Александрии в Порт-Саид. КП 5-й эскадры перенесли на крейсер «Дзержинский», оборудованный как корабль управления. Постепенно штаб эскадры все надежнее и увереннее входил в курс событий и со знанием дела руководил деятельностью десятков кораблей, практически непрерывно находившихся на ходу. (1.стр8.)
Признанием успешного начала действий этой эскадры явилось присвоение к 7 ноября 1967 г многим офицерам штаба очередных воинских званий. Командиру эскадры Б. Петрову присвоили звание вице-адмирала. В штаб эскадры первоначально вошли 32 офицера. Режим службы для штаба был установлен: четыре месяца в Средиземном море и два – в Севастополе. В составе эскадры были образованы шесть оперативных соединений:
50 ОС – корабль управления с кораблями охранения;
51 ОС – подводные лодки (6-8 единиц);
52 ОС – ударные ракетно-артиллерийские корабли;
53 ОС – противолодочные корабли;
54 ОС – десантные корабли;
55 ОС – корабли обеспечения.
Командир 5-й эскадры и его штаб непосредственно замыкались на ГК ВМФ и на Главный Штаб ВМФ. В составе ОУ ГШ ВМФ создали временную группу офицеров по управлению силами 5-й эскадры, которую вскоре преобразовали в штатную группу Южного направления Оперативного управления, в которой первоначально было всего три офицера во главе с капитаном 2 ранга О. Дунаевым. Затем в нее вошли капитан 1 ранга Е.Курдасов (старший группы — с должности командира атомной ПЛ), капитаны 2 ранга С Востриков, Е Садкеев, Л Сорокин и уже имевший опыт капитан 2 ранга О. Дунаев. Е Курдасов тяжело заболел и вынужден был уволиться из ВМФ. Его сменил капитан 1 ранга Г Костев. Эта группа фактически являлась исполнительным органом по реализации решений главнокомандующего ВМФ по использованию сил на Средиземном море. (2.стр152.; 1. стр8.)
Главные задачи эскадры, которые возлагались, в том числе и на дизельные подводные лодки, следующие:
- поиск и слежение за стратегическими подводными ракетоносцами и другими подводными носителями вероятного противника в готовности их уничтожения по приказу;
- участие совместно с корабельными ударными группами эскадры в слежении за авианосными и другими ударными группировками ВМС вероятного противника в готовности их уничтожения по приказу.
Другой группой задач кораблей боевой службы эскадры были:
- демонстрация флага и поддержка внешнеполитических акций и действий правительства страны в разрешении межгосударственных кризисов и проблем, возникающих в регионе; - оказание помощи, в том числе военной (силовой), дружественным странам в предотвращении военных конфликтов и отражении против них агрессии.
Следует подчеркнуть, что руководство Вооруженными Силами СССР, лично ГК ВМФ не допускали возможности боевых действий против ВМС США в ходе арабо-израильской войны Конкретно помощь арабской коалиции заключалась в демонстративном присутствии советских кораблей в непосредственной близости от американских в районе боевых действий между арабскими и израильскими ВМС (в районе Порт-Саида, вдоль побережья Израиля), в информации о передвижении израильских кораблей, в разработке планов использования арабских флотов. (1.стр8.)

Используемая литература:
1. ж. «Воин» № 3 1996г. стр8-9. Костев Г. «Сто двадцать пять лет спустя».
2. Касатонов И.В. «Флот вышел в океан». М. «Андреевский флаг» 1996. стр147-148,152.
3. «Подводные силы Черноморского флота» Симферополь «Таврида» 2004г. стр125,422.
4. Черкашин Н.А. «Черная эскадра» Москва. 2003. стр100-111.
5. Капитанец И.М. «На службе океанскому флоту 1946-1992». Москва. 2000г. стр176.
6. газета «Известия» в начале 90-х Гнатченко Ю. «Советские корабли участвовали в шестидневной войне 1967 года».
7. ж. "Подводный флот" № 7 (2001г.) Певцов О.С., Портнов Ю.А. «А было это, помнится, так…» стр46.
8. газета «Красная звезда» 27.12.1967г. Кореневский М. «Вышел корабль в Средиземное».
9. газета «Красная звезда» 28.12.1967г. Кореневский М. «Вышел корабль в Средиземное».
10. Черчилль Р.С. и У. «Шестидневная война». - Иерусалим, "Библиотека-Алия", 1989.
11. «Русские и советские моряки на Средиземном море». М. Воениздат. 1976г. стр222.
12. интернет издание «Правда.Ru». 2002.07.11/09:05 «ИЗРАИЛЬСКАЯ АТАКА НА АМЕРИКАНСКИЙ КОРАБЛЬ "ЛИБЕРТИ". "В ТУ НОЧЬ НАМ ПРЕДЛОЖИЛО ПОМОЩЬ СОВЕТСКОЕ СУДНО". «Правда.Ru». 2002.09.13/14:15 Сергей СТЕФАНОВ «ЖАРКОЕ ЛЕТО 1967-ГО»: «МАЛЫЙ ПЕРЛ-ХАРБОР» АМЕРИКИ И МИФИЧЕСКИЙ СОВЕТСКИЙ РАКЕТНЫЙ ЭСМИНЕЦ».

Находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии в 1967г.
- КР пр.68-бис «Дзержинский» (ЧФ) – Египет: 5-30 июня 1967
- КР пр.68-бис «Михаил Кутузов» (ЧФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- РКР пр.58 «Адмирал Головко» (СФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- БПК пр.61 «Комсомолец Украины» (ЧФ) – Египет: 5-30 июня 1967
- БПК пр.61 «Сообразительный» (ЧФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- БПК пр.61 «Проворный» (ЧФ) – Египет-Сирия: 1-31 июня 1967
- БПК пр.61 «Отважный» (ЧФ) – Египет: 5-30 июня 1967
- БПК пр.61 «Красный Кавказ» (ЧФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- БПК пр.61 «Решительный» (ЧФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- ЭМ пр.30-бис «Совершенный» (БФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- ЭМ пр.56 «Благородный» (ЧФ) – Сирия: 5-30 июня 1967
- ЭМ пр.56 «Пламенный» (ЧФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- ЭМ пр.56 «Находчивый» (СФ, ЧФ) – Египет: 1 января-31 июня 1967
- ЭМ пр.56 «Настойчивый» (ЧФ, БФ) – Сирия: 1-30 июня 1967
- ЭМ (БРК) пр.57-бис «Гневный» (ЧФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- СКР пр.35 «СКР-6» (БФ, ЧФ) – Египет: 1 – 31 июня 1967
- СКР пр.35 «СКР-13» (БФ, ЧФ) – Египет: 1 –31 июня 1967
- СКР пр.35 «СКР-117» (БФ, ЧФ) – Египет: 1 –31 июня 1967
(При этом летом 1967 г. совершили межфлотский переход из Балтийска в Севастополь «СКР-6», «СКР-13» при этом несшие БС в Средиземном море, 28.7.1967 перечислен в состав КЧФ.
«СКР-117» совершавшая летом 1967г. межфлотский переход из Балтийска в Севастополь и несшая БС в Средиземном море и 1-31 июня 1967г. выполняющая задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, вступил в строй 29.6.1967, а 29.7.1967 включен в состав КЧФ.)
- СКР пр.50 «Ягуар» (ЧФ) – Египет: 1 – 30 июня 1967
- СКР пр.50 «Куница» (ЧФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- СКР пр.50 «Ворон» (ЧФ) – Египет: 1 –20 июня 1967
- СКР пр.159 «СКР-27» (ЧФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- СКР пр.159А «СКР-110» (БФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- БДК пр.1171 «Воронежский комсомолец» (в/ч 10506) – Египет: 1-31 июня 1967
- БДК пр.1171 «Крымский комсомолец» (в/ч 10724) – Египет: 1-31 июня 1967
- СДК пр. 770МА «СДК-34» (в/ч 20328) – Египет: 1-30 июня 1967
- СДК пр. 770МА «СДК-64» (в/ч 60262) – Египет: 1-30 июня 1967
(Крейсера, БПК, ЭМ и СКР - ж. «Морская коллекция» № 1 1995г. «Советский ВМФ 1945-1995. Крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы» С.С.Бережной и ж. «Морская коллекция» № 6 2000г. «Сторожевые корабли ВМФ СССР и России 1945-2000гг.» С.С.Бережной.; а по десантным кораблям - ж. «Страницы морской истории» № 3 1998 стр51.)
- ПБПЛ пр.310 «Виктор Котельников» БФ – 1-30 июня 1967
- ПБПЛ пр.310 «Магомет Гаджиев» - 1-30 июня 1967
- ПБПЛ пр.310 «Федор Видяев» 179 ДПЛ СФ – 4-24 июня 1967
- ПБПЛ пр.310 «Дмитрий Галкин» 42 БПЛ СФ – 1-30 июня 1967
- ПЛ «Б-105» (пр.641) 69 БПЛ СФ – 1-30 июня 1967
(«Подводные силы Черноморского флота» Симферополь «Таврида» 2004г. стр421-422.)
Но данный список явно не полон.
Во время шестидневной войны 1967г. в Средиземном море в готовности вести боевые действия находились не менее 10 ПЛ (из них в списке упомянута только одна «Б-105») в том числе ПЛАРК пр.675 «К-131» СФ, АПЛ пр.627А «К-52» СФ, дизельные ПЛ «Б-74» (пр.611) СФ, «Б-31» (пр.641) СФ, «С-38» (пр.633) ЧФ, «С-100» (пр.613) ЧФ.

Вопросы:
- Какие еще надводные и подводные корабли советского ВМС находились там, когда они пришли.
- Какие еще были здесь события на море между американским и советским флотом.
- В публикации газеты «Красная звезда» 28.12.1967г. Кореневский М. «Вышел корабль в Средиземное» упоминается командир ПЛ Акатов Альберт Васильевич какой ПЛ он командовал и когда был в автономке в тот период.
- Касатонов И.В. «Флот вышел в океан». М. «Андреевский флаг» 1996. стр149 и Капитанец И.М. «На службе океанскому флоту 1946-1992». Москва. 2000г. стр176 упоминают крейсер «Слава», но РКР пр.1164 «Слава» был заложен только в 1976г., видимо здесь ошибка и имеется в виду другой корабль. Что за корабль.