От Дмитрий Адров Ответить на сообщение
К И. Кошкин Ответить по почте
Дата 27.12.2004 02:16:47 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Память; Версия для печати

Пара слов по разным поводам

Здравия желаю!

>>Киев для 11 века 60-70 тысяч-может, может..А Москва тогда для 16-го-250, до Девлет-Гирея.
>
>Источники нельзя ли привести такого сокровенного знания?

Все данные подобного рада могут быть только оценочными. Например, с сегодняшней точки зрения, т.е. глядя на проблему сегодня, оценить плотность застройки территории Москвы в 14-16 вв совершенно невозможно. Однако, благодаря, в основном археологии можно оценивать площадь городской застройки, например по проложению деревянных мостовых ну и еще по кое-каким вторичным признакам, вроде спорадических находок в тех или иных местах города в пределах Бульварного кольца.

Осмелюсь прикинуть распределение относительно массовой завтройки в городе конца 14 века, применяясь к полусельскому характеру жизни в тогдашней Москве.

Самая старая часть Москвы - замоскворечье. Зона застройки на описываемый период распространяется практически на все Садовники, если смотреть по берегу реки ровнехонько между мостами. Застройка заканчивается чуть ли не за той чертой. по котрой потом проройют Канаву, Фактически, южнее Балчуга город выростей уже только при Иване III.

Перед Болотной площадь, Садовниками лежит Кремль. Народ переходит на его сторону бродом - сейчас его нет, но спуск к воде показывает его место. На берегу видим богатый квартал в коротом, видимо и стоят княжеские палаты. а выше, на холме - Кремль. Он уже сложен из белого камня. Если двигаться к востоку, то обнаружимпологую площадку перед крутым подъемом к тому месту, где позже будет Красная площадь. Это Раскат или, как сейчас говорят, Васильевский спуск. Место это застроено примерно так же, как и Замосквречье, но уже богаче. В северной части Раската начинается красивое загородное шоссе, широкое, но не многолюдное - Варварка. В концее ее - Солянские холмы - местность с богатыми дачами и покоем. В таком состоянии место будет пребывать до 17 века, когда обе стороноы Варварки застроятся, появится Китай-город и загородный Ивановский монастырь станет городским.

По западную сторону Кремля Жить тоже можно, но от города это место отделяет река. Чертолье начнут застраивать уже при Иване Грозном, дотянув город до Бульварного кольца.

Посколько Кремль не занимает еще всей своей нынешней площади, то к северу от крепости тоже уже строятся дома. Жить ту удобно - есть река, есть рынок. Здесь живет торговый люд. Здесь начинается дорога на Тверь. Но на северном берегу Неглинки вообще мало кто живет. Удобнее жить между Москвой-рекой и Неглинкой.

Прикидывая указанную площади и отсутствие в ней сплошной застройки видим город очень маленьким.


> Для того, чтобы научить англичан стрелять из лука, Эдуарду Молоту Скоттов понадоился специальный эдикт, определяющий, сколько раз в неделю должен стрелять йомен. Английских лучников готовили с детства. Охотник-лучник, к вашему сведению, тоже учится стрелять с детства, сохранились записки этнографов о том, как учили стрелять из лука народы Сибири и Крайнего Севера. У вас есть сведения о том, что на Руси среди простого народа - посадских мужиков либо сельского населения существовала подобная система подготовки стрелков?

Да нет, это все совершенно лишнее. В 17 веке, когда в солдатах сделалась большая нужда и пришлось прибегнуть к мобилизациям только и начали создавать какое-то узаконение об обеспечении мобилизуемых, их пропитании, амунировании и т.п. И то поначалу шло негладко.



>
>>Попытайтесь угадать. Любимые вами варианты нетрадиционного применения засчитываются только после вашей личной демонстрации.

Видите ли, копье-то оно денег стоит. Или какого-то мена серьезного. Т.е его заказывать надо у кузнеца. Ну,скажем, топор, подковы, косу, серп, желательно наконечник для сохи, пара ножей для хозяйства волей-неволей надо заказывать и за все платить. А это немало. А копье, оно в хозяйстве никак не нужно. Зачем и заказывать его или покупать? Деньги, они не лишниие никогда.
>

>>>>Мобилизовывали , естественно, не всех мужиков призывного возраста, а по разнарядке с общины, которая их и собирала.
>>>
>>>Вообще-то, первые счидетельства такой разнарядки в послемонгольский период - это Псков, середина 15 века, если не ошибаюсь. От вас бы я хотел услышать, откуда вами взята информация о применении такой практики в Московском, Ярославском, Переславском, Белозерском и прочих княжествах.

Псков - республика. В Москве омимо дружины княжеской, бойцов выставлял сам город - городская Тысяча. Тысячу формировали сотни - цеха, на которые расписывалось сколько человек и как вооружив сотни выставят к бою и при каких условиях. Вот помянутый тобой суконник Адам подстреливший таратского мурзу во время осады из своего самострела, как раз типичный боец городской тысячи, вставленный, как нетрудно догодаться, Хамовной сотней.
>>

>>Есть два простых соображения---

Вообще ничего нельзя строить на соображениях. Т.к. соображения сегодня и 400 лет назад базируются на разной логике.

>
>Вы все-таки не представляете, какова стоимость "кольчужки" в то время, но тем не менее с титаническим апломбом беретесь судить о том, что и куда могла снарядить община (опять же, ни словом не подтвердив свои построения). Кольчуга эта стоила несколько рублей - стоимость годового урожая нескольких крестьянских хозяйств. Т. е. на одну кольчугу несколько хозяйств должны были копить деньги НЕСКОЛЬКО ЛЕТ. И лишь для того, чтобы отдать ее не способному к бою мужику, который не умеет владеть оружием просто потому, что ему негде научиться, и отправить его на верную смерть? Вы можете привести ПРИМЕРЫ ПОДОБНОЙ ПРАКТИКИ?

Ну, в принципе, так и было. Сотне надо было несколько лет собирать взносы с дымов, чтобы обеспечить одного война на учетное число подданных. Другое дело, что характер вооружения мог быть разных. Гостинная сотня могла и конный взвод выставить, а от бедных цехов такого никто не требовал. Хамовная сотня, как видим, выставила стрелка. Не одного, полагаю. Он в походы не ходил, но в нужном месте оказался. с оружием. Самострел ткачу тоже никчему, вроде.

>>Да при чём тут нация.Был и локальный патриотизм, и общерусский.

Есть основания говорить только за локальный.
>
>А затем, что не видели смысла терять людей в штурмах.

Это несерьезное заявление.

>Они взяли город практически без потерь именно потому, что в нем не было воинских людей, а те самые мужики, которым община копье, кольчужку и охотничий лук повелись на первый же посул хана всех пощадить после экскурсии по памятным местам Москвы.

На это повелись, помню, как раз не бойцы городской тысячи. А обороняющиеся вполне успешно отбивались. Тюфяками.



Дмитрий Адров