От Дмитрий Адров Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 27.08.2004 01:27:29 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Армия; Память; Версия для печати

145 лет тому назад русские войска пленили Шамиля

Здравия желаю!

Коллеги! 145 лет тому назад закончилась первая Кавказская война. В конце августа 1859 года наши войска после триумфального шествия по стране, обложили Шамиля и примерно 400 оставшихся верными ему мюридов в его последнем пристанище на высокогорном плато Гуниб. На плато вела лишь одна горная тропка, укреполенная и простреливаемая Осада эта закончилась бемпримерным штурмом.

Вот как выглядят события тех дней в изложении непосредственного очевидца и участника тех событий Д.А.Милютина.

На рассвете 25 августа послышалась более обыкновенного усиленная стрельба. Часов в 6 утра состоявший неотлучно при главнокомандующем [кн. А.И.Барятинском - Д.А.] урядник из туземцев Казбей (обыкновенно ездивший за князем Барятинским с его значком) случайно подошел к зрительной трубе и к удивлению своему увидел на вершине Гуниба в нескольких местах белые шапки наших солдат. Казбей бросился к палатке главнокомандующего, чтобы возвестить свое изумительное открытие, и мгновенно весь лагерь всполошился. Кучки любопытныхвысыпали на переднюю площадку, откуда виден Гуниб; не менее других был изумлен и сам командующий. Какая радостная для него неожиданность! С нетерпением ожидали мы известий от генерала Кеслера [начальника инженеров Кавказской армии, руководившего осадой]. Недоумение наше длилось довольно долго по трудности сообщения между нашим лагерем и передовыми войсками, раскинутыми кругом Гуниба. Наконец появился желанный вестник: мы узнвали, что действительно удалось нашим передовым войскам взобраться на вершины горы как с южной стороны, так и с северной, что полковник Кононович с ширванцам двинулся также на приступ с восточной стороны, что вслед за ними и генерал Кеслер поехал на Гуниб. Немедленно же решился отправиться туда и сам князь Барятинский.

Подробности дела выяснились только позже. Оказалось, что еще с вечера 24 числа, по распоряжению генерала Кеслера, была произведена фальшивая тревога: передовые наши войска со всех сторон открыли сильный ружейный огонь, забали барабаны, раздались крики "ура", потом все утихло, и защитники Гуниба успокоились, но передовые наши посты воспользовались произведенной суматохой, чтобы взобраться сколь возможно былиже к вершине горы, а перед самым рассветом охотники расположенного с южной стороне Гуниба Апшеронского полка в числе 130 человек с двумя храбрыми офицерами (капитаном Скворцовым и прапорщиком Кушнерёвым) умудрились, подсаживая друг груга, с помощью лестниц, веревок, пользуясь всякими уступами и терщинами в скалах, взобраться под самый верхний обрыв горы. По следам их полезли и роты одна за другой, а правее так же охотники и роты 21 стрелкового батальона. Стоявший на вершине неприятельский караул заметил угрожавшую опасность и открыл огонь по нашим смельчакам тогда только, когда им оставалось взобраться на последний уступ скал. Не обращая внимания на выстрелы, апшеронские охотники быстро очутились на верхней площадке горы, так что неприятельский пост был охвачен в завалах: 7 человек легли на месте (в том числе оказались три вооруженные женщины), а 10 взяты в плен. Произошло это около 6 часов утра, а немного спустя, когда на верхней площадке подтянулось несколько рот, сам полковник Тергукасов повел их вперед к селению Гунибскому. Остальные роты Апшеровнского полка и 21-й стрелковый батальон двинулись в том же направлении.

Заканчивая длинную цитату, скажу, что и с других сторон гунибского плато наверх лезли солдаты других частей и не одиним только апшеронцам во главе с Арзасом Артемьевичем Тергукасовым принадлежит честь занятия Гуниба, но они были первыми. К вечеру того же дня, после переговоров Шамиль сдался на милость победителей. Война была закончена.

Отдельно скажу, что уже после войны, даже после вручения заслуженных наград Тергукасов, Скворцов и Кушнерёв сфотографировались и теперь мы можем видеть их портреты и знать героев в лицо.



Дмитрий Адров