|
От
|
Сергей Зыков
|
|
К
|
Kalash
|
|
Дата
|
04.03.2004 08:11:10
|
|
Рубрики
|
Стрелковое оружие;
|
|
Re: Народное творчество...
>Когда нового Мосина можно купить за 50 долл. то естесственно желание попробовать свою фантазию и осовременить винтовку.
У нас и не такое бывает, бул-папы делают. а еще видел фотку самодельной ложи КО-44 так там даже магазин в дереве, и в штатах еще пластиковые ложи для мосина производят
Старые грабли, или попытка реанимации винтовки Моссина.
Ю. Ладягин
http://supergun.webzone.ru/magazinnoe/reanvinmos.htm
Кстати, немецкие переделки Мосина под маузеровский патрон в Юса встречаются? Маркевич ее очень удачной модернизацией-переделкой считал
Самый древний тюнинг
----------------------------------------------------------
ВИНТОВКИ СИСТЕМЫ МОСИНА-ХОЛОДОВСКОГО
В 1912 г. начальник артиллерии Одесского военного округа генерал-лейтенант Н. И. Холодовский предложил модернизировать русскую трехлинейную винтовку образца 1891 г., в частности уменьшить ее вес, устранить некоторые, на его взгляд, конструктивные недостатки. Он также предлагал сделать ее более удобной для удержания при стрельбе.
Чтобы уменьшить массу винтовки, Холодовский, во-первых, считал нужным обрезать ствол на 37 мм, это, по его мнению, позволило бы улучшить точность стрельбы; во-вторых, сделать на стволе 12 продольных желобков полукруглой формы; в-третьих, штык и прибор изготовить из дюралюминия, причем штык оставить четырехгранным, но для прочности сделать более массивным; в-четвертых, ложу сделать более тонкой и короткой. В результате масса винтовки должна была уменьшиться: от замены штыка - на 145 г, от замены шомпола в приборе - на 85 г, от переделки ложи - на 106-192 г. (в зависимости от плотности дерева), ствола - на 256 г.
Чтобы стрелять из винтовки стало удобнее (некоторые солдаты, для того чтобы пули попадали в цель, вынуждены были держать ее при стрельбе приподняв), предлагалось придать ложе больший угол изгиба - увеличенный по сравнению с прежним на 3 - 3,5 градуса. Холодовский также считал нужным изменить наружную форму ложи, сделав ее более удобной для удержания при стрельбе. Затылок приклада снабжался рядом прокладок, которые позволяли укорачивать или удлинять ложу. Это давало возможность подбирать длину приклада сообразно росту и длине рук.
К изменениям, направленным на устранение конструктивных недостатков, по мнению Холодовского, относились упрочнение пенька, усовершенствование спускового механизма, изменение прицела, модернизация мушки и штыкового хомутика, прибора. В частности, предлагалось разделить ход спускового крючка на 2 этапа, как это было принято в тот период для многих образцов охотничьего оружия. Для этого в конструкцию ударно-спускового механизма предполагалось ввести пластинчатую пружину. На одном ее конце - пятке она крепилась винтом обычной спусковой пружины, а на другом устанавливался штифт, который входил в вырез на спусковом крючке. Пружина должна лежать с некоторым напряжением на шпильке спускового крючка, для чего в ней делался вырез. Благодаря этому устройству при нажатии на спуск вначале работает обыкновенная спусковая пружина, причем в конце первой части движения крючка штифт упирается в ее нижний срез и стрелок чувствует этот упор. При следующем, даже самом незначительном, нажатии действуют уже две пружины, и происходит выстрел. Данная конструкция ударно-спускового механизма, как считал Холодовский, должна способствовать увеличению скорострельности, так как стрелок увереннее и быстрее, чем в винтовке обр. 1891 г., будет нажимать на спуск.
У прицела предлагалось оставить колодку старой ступенчатой конструкции, а прицельную рамку сделать дуговой, подобно принятой в прицеле образца 1910 г. (в последних образцах применялась прямая прицельная рамка). Изменился и прицельный хомутик - были устранены перекосы в нем. Поверх остроугольной части прежней мушки предлагалось сделать выступ, выглядевший как ясно очерченный круг, что делало бы более удобной скоростную стрельбу. На обращенной к стрелку стороне мушки планировалось крепить серебряный листик - такая блестящая мушка при стрельбе в сумерках и на рассвете, как полагал Холодовский, будет более заметна.
Штыковой хомутик Холодовского состоял из кольца, выполненного из пружинной стали. На одном его конце находился кулачок, а на другом - шарнир для прикрепления стальной цепочки. К другому концу цепочки присоединен стальной рычаге кулачком. При закрывании он должен зацепляться за кулачок кольца и стягивать его. Прибор планировалось изменить почти полностью. Кольца становились не раздвижными, как у винтовки образца 1891 г., а глухими. Также добавлялось верхнее ложевое кольцо, наполовину разрезное, хорошо пружинящее и стягивающее ложу и ствол.
Предлагался и новый наконечник с желобом, на который ствол ложится своими ребрами. Ствольная накладка должна была быть толще и иметь вырез для прицела (по типу драгунской винтовки). К пехотной винтовке для удобства ношения должен крепиться ремень, подобный принятому для драгунского оружия. На винты (хвостовой и упора) Холодовский считал нужным надеть особые металлические распорные муфты. Их назначение - сохранять без изменения расстояние между магазинной и ствольной коробками.
По мнению Холодовского, переделка винтовки для войск первой очереди могла быть выполнена за два с половиной года. При этом затраты на образец составили бы 9 рублей. Изготовление опытной партии он просил поручить Тульскому оружейному заводу, а руководство работами возложить лично на него. Такого же мнения придерживался Оружейный отдел ГАУ. Учитывая, что Тульский завод имел ! хорошую материальную базу, большое количество мастерских и высококвалифицированных специалистов, а также опыт по изготовлению винтовки Мосина, заказ на изготовление по способу Холодовского был дан именно ему.
30 марта 1912 г. последовало срочное предписание ГАУ начальнику Тульского завода, в котором указывалось: "Военный министр, признавая необходимость в самом непродолжительном времени произвести соответствующие испытания винтовкам и карабинам, переделанным по способу Холодовского, приказал теперь переделать необходимое количество этого оружия для производства войсковых испытаний. Ввиду изложенного предписываю: 1. Безотлагательно приступить во вверенном вам заводе к переделке по проекту генерал-лейтенанта Холодовского 150 бывших в продолжительном употреблении трехлинейных пехотных винтовок и 50 трехлинейных карабинов". На расходы отпускалось 2 тыс. рублей. В ходе изготовления заказ был увеличен до 288 штук и выдано дополнительно еще 3 тыс. рублей.
Первая партия была готова 31 июля 1913 г. Как только винтовки прошли предварительные испытания, заводу, согласно предписанию ГАУ от 27 июня 1914 г., был поручен новый заказ (4000 штук, из них 3550 - пехотного образца и 450 - кавалерийского со штыком-кинжалом). Однако уже через месяц после этого предписания ГАУ начальник завода А. В. Кун обратился с просьбой приостановить выпуск ружей Холодовского в связи со сложной обстановкой: надвигалась первая мировая война и требовалось увеличить выпуск винтовок образца 1891/10 гг. 18 июля 1914 г. соответствующее решение было принято.
Тем не менее часть партии была уже изготовлена и прошла испытания, итоги которых подводились 28 октября 1914 г. на заседании артиллерийского комитета ГАУ, который постановил:
"... при изготовлении вновь винтовок могли бы быть приняты следующие изменения части:
1. Курок для боевой удобной постановки его на предохранительный взвод.
2. Пружинный шомпольный упор.
3. Длинная рукоятка к стеблю затвора.
4. Подающий механизм с указателем для израсходования патронов.
5. Коробка с выемом для пальца в левой стенке с измененным наклоном пазов для обоймы.
Все остальные изменения, предложенные Н. И. Холодовским, признаны нецелесообразными.
Вместе с тем, принимая во внимание, что для осуществления всех указанных изменений во вновь изготовляемых винтовках, потребовалась бы разработка особых приспособлений для станков на заводах и получилась бы задержка в выпуске винтовок, следует признать, что осуществление всех перечисленных усовершенствований винтовки необходимо отложить до более благоприятного времени, тем более что эти усовершенствования не имеют особо большого значения...
Ввиду настоящих обстоятельств вопрос об осуществлении каких бы то ни было изменений существующей винтовки следовало бы отложить до окончания войны. Опыт войны может дать ценный материал в дополнение к имеющемуся для более правильного решения означенного вопроса".
Однако к вопросу об изготовлении винтовок Холодовского больше не возвращались, так как после окончания первой мировой войны внимание специалистов-оружейников и руководителей военных ведомств всех крупнейших держав, в том числе и России, было направлено на разработку более совершенного автоматического оружия, которому принадлежало будущее.
Л. БУДАЕВА,
заместитель директора тульского музея оружия