|
От
|
Сергей Зыков
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
27.01.2004 07:58:00
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
по эрзац-огнесмесям в войну
тема вроде несколько раз поднималась.
Попалась статейка, ну и остальные до кучи
ОПАСНЫЙ СОСЕД
М. ЦУПИКОВ*, изобретатель
* О М.Т.Цупикове см. ИР, 8. 76; ИР, 10, 77; ИР, 11, 78.
В Великую Отечественную войну отлично зарекомендовали себя огнеметы - незаменимое оружие штурмовых групп и для боя в городских условиях. С их помощью удавалось выкуривать фашистов из самых мощных бункеров или дотов. В действующую армию огнеметы поступали в достаточном количестве и разных типов. А вот с огнесмесью дела обстояли иначе. По разным причинам поступала она с перебоями, иногда и низкого качества.
Летом 1943 года командование Юго-Западного фронта поставило перед специалистами задачу найти заменители компонентов огнесмеси и наладить ее выпуск на месте из подручных средств. Мне, химику, предстояло заняться этой проблемой вплотную.
Лучшим основным компонентом для огневой смеси мог стать бензин, благо в нем недостатка в частях не ощущалось. Только чистый бензин для огнемета непригоден: баллистическая струя не получится, бензину нужно сообщить вязкость и липкость. А чтобы найти другие компоненты огневой смеси, требовались опыты.
На фронте, понятно, создать условия для строгого лабораторного опыта сложно. Приходилось изворачиваться. Не все эксперименты заканчивались удачно, несколько раз возникали пожары. У моих сослуживцев я пользовался тогда репутацией легкомысленного, крайне неудобного соседа. Юмористы называли меня алхимиком, комендант штаба распорядился поставить около моей "лаборатории" дополнительные огнетушители.
Наконец, состав огнесмеси был найден и проверен. К бензину я предложил подмешивать отработанное машинное
масло и жидкое мыло. Итак, бензин, масло и мыло.
Состав найден, все компоненты под рукой - можно начинать перемешивать. Только - как, в каких пропорциях? Чтобы определять вязкость смеси, нужен вискозиметр. У нас их не было ни единого.
Выход нашел мой фронтовой товарищ Б. Н. Суслов, ныне доцент Московского полиграфического института: разработал простейшую конструкцию вискозиметра, который можно было поставить "на поток" и проверять им огнесмесь и при изготовлении, и при зарядке огнеметов. Так была полностью решена поставленная командованием задача.
Между прочим, мы на этот вискозиметр с Сусловым послали заявку и получили справку, что решение признано патентоспособным. Для нас это было неожиданностью. Приятной, разумеется: в нашей части такое случилось впервые.
Капитан Михаил Титович Цупиков
с вискозиметром конструкции
В. Н. Суслова. Лето 1943 г.
Юго-Западный фронт.
САМОДЕЛЬНАЯ ГРАМЗАПИСЬ
И ДРУГАЯ ПАРТИЗАНСКАЯ ЧУДО-ТЕХНИКА
В. ЛОМАНОВИЧ,
партизан-радист,
изобретатель
В тыл врага я был заброшен в сентябре 1942 года. Тогда в глубине брянских лесов на территории около двенадцати тысяч квадратных километров располагался легендарный Партизанский край, полностью очищенный от врага. Действовавшее в нем объединение партизанских бригад насчитывало до 25 тысяч бойцов, которыми командовал Герой Советского Союза Д. М. Емлютин.
Мне было поручено руководить группой техников штабного радиоузла.
Можно уверенно заявить, что без технической смекалки связь партизан с Москвой и между отдельными отрядами была бы невозможной. Не хватало... Впрочем, я не помню, когда бы нам чего-либо хватало.
Батареи для радиостанций мы получали редко и в явно недостаточном количестве. В срочном порядке сконструировали агрегаты питания с ручным приводом. Острые на язычок партизаны тут же назвали их "солдат-моторами". Но нельзя же месяцами работать на такой "электростанции". Перевели с грехом пополам радиостанции на аккумуляторное питание. Но тут новая беда - для аккумуляторов у нас не было зарядного агрегата. Для зарядки нужен постоянный ток. А в нашем распоряжении был только генератор переменного. Надо было сконструировать так называемый мостик-преобразователь переменного тока в постоянный. Сейчас с этим справится и пятиклассник - достаточно иметь понижающий трансформатор и несколько полупроводниковых диодов. Но в годы войны диодов еще и в помине не было, тем более в глухом лесу, за четыреста километров от линии фронта, в тылу врага. Выручили нас два реле, снятые с немецких танков, и несколько гасящих сопротивлений... Удалось задействовать и динамо-машину с трофейного самолета. Ее мы использовали для зарядки стартерных аккумуляторов автомобилей, танков и самолетов (была у нас и такая техника).
Особой нашей заботой было горючее. С трофейных машин его много не сольешь, самолетом с Большой земли тоже не навозишься. Нас выручали лесные партизанские скипидарные "заводы". В лесном краю наладили сбор сосновой живицы и перегоняли из нее скипидар. Бензин мы использовали лишь для запуска двигателя, а затем переводили его на скипидар. Пришлось, правда, изрядно повозиться с регулировкой карбюраторов и установкой соответствующего зажигания, но машины ходили.
...Были на войне и передышки. В апреле 1943 года мы преподнесли удивленным гостям с Большой земли сюрприз. Изделие "Партизанграмтреста"!- так была отрекомендована наша новинка. Это были полупрозрачные светло-желтые патефонные пластинки, изготовленные нами из аэрофотопленки, снятой со сбитых фашистских самолетов-разведчиков. Проигрывали мы их на обычном патефоне, а звуковые дорожки делали с помощью нами же сконструированного аппарата для дисковой механической звукозаписи. Техники нашего радиоузла собрали даже звуковую киноустановку и агитационную громкоговорящую станцию. Эта бесхитростная аппаратура доставляла много радости бойцам-партизанам, когда они собирались в большой землянке штаба посмотреть художественный фильм, присланный с Большой земли, или послушать свои любимые песни, записанные нами на самодельных устройствах.
В умных руках и немудреная техника способна на многое. Мы хотели победить и заставляли работать на победу все подручные средства и материалы.
Записал И. ДОБРЫНИН
Виктор Александрович Ломанович за
партизанскую деятельность награжден
именным оружием, орденом Отечественной
войны I степени, многими медалями.
В послевоенные годы опубликовал более 150
научных работ - автор пяти изобретений.
В ИНЖЕНЕРНОМ КОМИТЕТЕ
В. ПИКУЛЬ,
кандидат технических наук,
изобретатель
В начале войны меня назначили экспертом и консультантом в Инженерный комитет Сухопутных войск. Должен сказать, что, несмотря на всю сложность обстановки, работа в комитете была налажена прекрасно. Ни одно мало-мальски интересное предложение не оставалось без внимания, даже при необходимости немедленно передавалось в соответствующие научные или иные организации. Руководил комитетом генерал Г. П. Чистяков, требовательный, весьма эрудированный, питавший явную "слабость" к изобретателям.
Не помню, как у нас появился изобретатель Требелев, но как сейчас вижу его - всегда возбужденного, резкого в ответах на малейшие попытки усомниться в ценности его предложений. Изобрел он подземную лодку.
Генерал послал к изобретателю полковника Вахоркина проверить на месте готовность устройства к испытаниям. Вернулся Вахоркин злой: вместо готового устройства Требелев показал ему какие-то детали, узлы, а на вопрос о теоретических основах идеи вынимал из кармана шкурку крота: "Вот кто меня всему научил!" В довершение, когда эксперт включил рубильник, вся конструкция ухнула и разлетелась.
История с подземной лодкой стала забываться, как вдруг в комитет пришло заключение известного ученого, профессора Николая Михайловича Герсеванова, основателя школы в области механики грунтов. Получив отзыв о работе Требелева от такого специалиста, генерал Чистяков решил сам к нему поехать, поговорить. Был приглашен к Герсеванову и я.
Застали мы профессора в тяжелейшем положении: дров не было, еды тоже - он потерял продуктовые карточки. Чистяков немедленно распорядился зачислить Герсеванова на работу в комитет и обеспечить всем необходимым. Из дальнейшего разговора выяснилось, что злополучное положительное решение было у профессора буквально вырвано напористым автором.
Генерал попросил Герсеванова наутро прибыть в комитет. О Требелеве больше не сказано было ни слова. Только на обратном пути, в машине, Чистяков рассмеялся: "А вот увидите, выйдет у Требелева задуманное устройство!"
И оказался прав. Профессор Н. М. Герсеванов, работая в комитете, создал великолепную теорию сооружения подземных выработок методом уплотнения. А Требелев, на основе этой теории, - устройство. Правда, на прежнюю лодку не похожее. Но авторское получил, ему нашли проектную организацию, которая помогла в расчетах.
Эпизод вроде бы и не такой значительный, но каким верным было отношение к изобретателям во время войны: активнейшая помощь, даже в почти анекдотических ситуациях, а не пассивное выжидание того или иного исхода дела.
Я проверял чужие предложения, но все время хотелось изобретать самому. Иногда это удавалось, во всяком случае идеи проверялись разные. Об одной такой проверке хочу рассказать.
При строительстве заграждений на переднем крае возникает много сложностей со сваями. В тылу - ладно, там сваю можно загнать в грунт копром. А на передовой? Мне пришла идея забивать сваи с помощью реактивной силы, если как-то прикрепить к верхнему концу сваи реактивный двигатель.
Обратился за помощью к своему знакомому, Ивану Исидоровичу Гваю, одному из создателей легендарных "катюш". Тот, не совсем понимая, зачем мне понадобилось несколько снарядов М-13, все же распорядился их отпустить. Снаряды перевезли на подмосковный полигон, сдали капитану Васе Лукину. С Лукиным мы были знакомы давно по многим совместным испытаниям - ему можно было довериться полностью. Тем более что к моей идее со сваями он отнесся более чем одобрительно.
Случилось так, что в назначенный для испытаний день меня куда-то срочно вызвали, и Вася решил провести опыт сам. Поначалу все шло хорошо, и снаряд (без головной части, разумеется) начал загонять сваю в грунт. Неожиданно та отклонилась, вывернула ком земли и с диким воем, вместе с работающим снарядом, пронеслась над головами оторопевших испытателей. Опыты немедленно прекратили, Лукину объявили взыскание, счет которым он давно к тому времени потерял. Отзывчивые сослуживцы поторопились передать мне, что Лукин публично грозился посчитаться "с этим липовым изобретателем". Хотя я и был уверен, что свая случайно наткнулась на камень в грунте и другой опыт будет удачным,- на полигон, на всякий скучай, несколько дней не показывался. Зачем судьбу испытывать?
До конца службы в Инженерном комитете мы еще не один эксперимент с Лукиным провели...
В. С. Пикуль - эксперт Инженерного комитета. 1943 г.
Лодка Требелева во время первых испытаний.
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР № 5-1980