|
От
|
А.Никольский
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
19.01.2004 01:07:18
|
|
Рубрики
|
ВВС; Политек;
|
|
2Nail - единая авиапромышленная компания скоро будет создана
В авиапроме будет один управляющий
Государство согласно на блокпакет ОАК
Алексей Никольский
Александр Беккер
Ведомости
19 января 2004
Российский авиапром ожидают радикальные перемены. Правительство планирует создать объединенную авиастроительную компанию (ОАК) , которая возьмет на себя управление всеми разработками и продвижением конечной продукции на рынках. При этом государство заранее отказывается от контрольного пакета акций в корпорации. Новая концепция может быть рассмотрена в правительстве уже в январе-феврале, обещает вице-премьер Борис Алешин.
О радикальном изменении подхода к реформированию авиапромышленности и создании в скором будущем объединенной авиастроительной корпорации вице-премьер Борис Алешин заявил еще осенью прошлого года. В правительство уже поступила концепция создания корпорации. Ее копия имеется в распоряжении "Ведомостей".
До сих пор авиапром реформировался по принятой в 2001 г. программе реструктуризации, разработанной Минпромнауки, однако ощутимых результатов она не принесла. Согласно программе после 2005 г. планировалось создание двух вертикально-интегрированных и подконтрольных государству авиахолдингов.
Как стало известно "Ведомостям", новая концепция создания ОАК была подготовлена специалистами ФГУП "Межведомственный аналитический центр" (МАЦ) и "Росавиакосмоса" еще в прошлом году. Как сообщил "Ведомостям" Борис Алешин, этот первоначальный вариант сейчас дорабатывается в департаментах аппарата правительства и в скором времени будет положен на стол премьеру Михаилу Касьянову. Затем будет решаться вопрос о рассмотрении документа на заседании правительства. "Январь-февраль - это то время, когда мы предполагаем сделать шаг в этом направлении", - сообщил Алешин.
Авторы концепции считают главной бедой авиапрома распыление ресурсов и отсутствие бизнес-структуры, способной их сконцентрировать. Это неизбежно приведет "в долгосрочной перспективе к потере национальной авиапромышленности". Эксперты МАЦ полагают, что для доведения до конца основных авиапрограмм - создания регионального самолета RRJ, истребителя пятого поколения ПАК ФА, модернизации истребителей Су-27/Су-30 и др. - необходимо истратить до 2010 г. $5,2 млрд. В то же время чистая прибыль от продаж российской авиатехники на рынке и бюджетное финансирование составят за этот период лишь $2,9 млрд. Привлечь недостающие $2,3 млрд как из частных, так и из государственных источников сможет только эффективная и достаточно прозрачная единая компания, полагают в МАЦ. Ее прообразом станет управляющая компания, которая должна быть создана через несколько месяцев после принятия правительственного решения. Для этого потребуется соглашение всех основных государственных и частных авиастроительных корпораций. Затем предлагается создать "возможно, в форме дочерних обществ" основные бизнес-единицы ОАК по продуктовым секторам - "Боевая авиация", "Военно-транспортная и спецавиация", "Гражданская авиация", "Узлы и компоненты". На этом этапе в состав бизнес-единиц будут включены перспективные активы имеющихся авиапредприятий и проведена их реструктуризация. Цель этого этапа - ликвидация внутренней конкуренции, закрытие избыточных производств. На третьем этапе на базе управляющей компании либо нового юрлица формируется холдинговая компания, куда вносятся реструктурированные активы. При этом у государства и в управляющей компании, и в новом холдинге будет лишь блокирующий пакет акций.
Источник в аппарате правительства пояснил, что замечания чиновников на предложения МАЦ и "Росавиакосмоса" не касаются "общей идеологии", а относятся лишь к формам и срокам, а также к вопросам имущественных отношений в корпорации. "Если бизнес-структуры входят в ОАК в мягкой форме и часть активов остается под контролем прежних владельцев, то возникает конфликт интересов, поэтому нужно решить, будут ли структуры авиапрома входить в ОАК [целиком] или нет. Кроме того, нужно определить ресурсы для внешних инвесторов в виде пакетов акций и опционов под инвестиции", - говорит чиновник.
Менеджер одной из частных авиастроительных компаний говорит, что руководители частных предприятий (а они обычно являются и их собственниками) вряд ли будут против самой идеи нового консорциума, напоминающего своей структурой европейский EADS. "Мы понимаем, что при нынешней системе [авиастроительные компании] все рано или поздно умрут, неважно, частник ты или ФГУП", - говорит менеджер. Однако конкретные условия создания консорциума, прогнозирует менеджер, вызовут ожесточенную борьбу, и далеко не ясно, сможет ли государство добиться выполнения своих решений.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко говорит, что отказ от идеи предыдущего реформатора авиапрома экс-вице-премьера Ильи Клебанова о доминировании государства в отрасли и создании двух холдингов - это шаг вперед. "Россия может иметь лишь одну авиастроительную компанию, и она одна должна работать на внешнем рынке", - говорит эксперт. При этом он тоже сомневается, хватит ли у государства сил добиться создания объединенной корпорации.