От Михаил Денисов Ответить на сообщение
К Sav Ответить по почте
Дата 24.11.2003 14:53:01 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

ну все относительно :))

День добрый

>>Во первых - говорить о том, что выгнутые перекретие и наершие появились в европе под воздействием Руси как минимум недоказуемо.
>
> А никто так и не говорит - "Подобные преобразования европейского рубящего оружия произошли не без участия Руси. Весьма правдоподобно, что соприкосновение русской конной дружины с кочевниками..." - т.е. в очень осторожных выражениях "не без участия", "весьма правдоподобно".
--------------
это не научно :)))
что такое "весьма правдоподобно"? что таое "не без участия"...если мы пытаемся оценить сей процесс с помощью логики, то это не логично, почему - я писал в прошлом мессадже. Если с точки зрения археологиий - то примеры выгнутого навершия встречаются еще в мечах меровингского времени, причем явно восточного происхождения.

> Более того, в цитированном сборнике речь идет даже не о "появлении в Европе под воздействием Руси", а о появлении подобных мечей в Скандинавии, наряду с пиками, саблями, деталями конной сбруи, топориками-чеканами, сложносоставными луками и т.д. В качестве аргумента приводится комплекс "восточного оружия" из одного захоронения воина в Бирке - логика такая, раз весь комплекс указывает на то, что товарищ имел честь сражаться на Востоке, то и найденный там же меч с "опущенным перекрестием" привезен им оттуда же.
-------------------------------
То, что восточный комплекс повлиял некоторым образом на скандинавов - это бесспорно, но это относится к лукам и саблям, к чекнам и легким копьям, но мечи - это вряд ли...гораздо проще предположить, что это общеевропейская мода. Хотя бы потому, что на востоке такие мечи не использовали :))

>> Далее, на счет русского декора, вывод о происхождении меча из Фощеватова спорен по сути. т.юе. авторы сами пишут о скандиновском декоре рукояти, но почему-то выводят метсо его производства в Киеве...без всяких доказательств.
>
> Так в Фощеватовском мече главное-то не декор, а клинок. Что же касается декора, то перекрестье плюс навершие, с одной стороны, и рукоять, с другой стороны, отделаны в разных стилях - т.е. либо сборка из запчастей, либо реплики со/на основе скандинавских оригиналов. Опять же, форма перекрестия вполне тянет на отдельный тип, смущает только то, что он один такой.
------------
Опять ж, доказать, что этот меч был скован в Киеве или окрестностях нвозможно адэкватно.


>>>Так что, при всем моем безграничном уваженнии к Кирпичникову, я вижу явные натяжки, вполнее соответствующие времени написания статьи.
>
> Гы, а я думал "антинорманисты" первыми плеваться начнут :)
--------
А я и не плююсь, я отмечаю некоторые натяжки, совершенно понятно откуда берущиеся..вот и все :))


Денисов