Александр Дугин
Пьесы патриотов
(метафизика отставки Волошина)
1. Как Путин пришел к власти: пиар-патриотизм
Путин стали преемником Ельцина согласно следующей политической схеме. Прозападная «демократическая» элита (олигархи, медиакраты, либеральная часть интеллигенции, столичные жители, паразитирующие на компрадорских процентах и т.д.), понимая, что Ельцин править не может, а прямое утверждение либерал-атлантистского курса отринет большинство населения (народ, массы), решилась на то, чтобы выдвинуть в качестве преемника «управляемого патриота» с популистскими чертами. Ранее этот же сценарий обдумывался под Лебедя.
В силу совокупности факторов выбор пал на Путина. Это концептуально важно: Путина выдвинули атлантисты, либералы, олигархи-западники. «Патриотизм» изначально мыслился как «управляемый» и «номинальный», по сути как «пиар-патриотизм».
Пиар-патриотизм имел следующие модули: сценарий – режиссура – роли. Сценарий был выработан при активном участии Березовского, режиссура отводилась Волошину-Суркову-Павловскому, главные роли достались Путину и его команде.
Изначально было понятно, что демонстрация “патриотизма” потребует крупных и ярких действий.
Сценаристы предложили принести в жертву Чечню, ранее игравшую важную роль в атлантистском проекте распада России.
Эта часть плана полностью сработала: взрывы домов, вторжение в Дагестан, вторая чеченская компания, взятие Грозного. Путин был легитимизирован. Зажмурившаяся от ужаса компрадорская элита перевела дух. Пиар-патриотизм на первом этапе полностью удался. Оглядываясь назад за всем чувствуется жесткая хватка лондонского изгнанника, только он способен играть и рисковать так радикально…
1. Первый срок: патриотический джаз
Далее, правда, начались сбои. Первый удар пришелся на сценаристов. Наблюдая эффективность пиар-патриотической стратегии - США (участники изначального заговора) молча одобряют, легковерные массы рукоплещут и т.д. - режиссеры решили ликвидировать сценаристов, выставив их “врагом номер 2” (первыми были чеченские повстанцы). Во главе ликвидации Гусинского стоял именно Волошин. Далее был выслан Березовский. Это еще укрепило общую систему, сделав режиссеров высшей (и последней) инстанцией российской политики.
Этот период можно назвать “администрация-президента-кратией”. Страной, по сути, управляли Волошин с Сурковым. Именно они определяли баланс между “патриотизмом” и “либерализмом”. Этот баланс, постоянно корректируемый, не менялся в одном: либерализм был целью, патриотизм - средством. Иными словами, национальные моменты разыгрываемой драмы должны были в своем существе подчиняться интересам атлантизма (во внешней политике), либерализма (в экономике). Патриотическая риторика пьесы принималась с одним фундаментальным ограничительным условием - за риторикой и демагогией не должно стоять никаких фундаментальных и необратимых содержательных действий. Иными словами, эта формула основывалась на “вербальном патриотизме”.
Вместе с тем, после удаления “сценаристов” патриотический вербализм (который должен был оставаться бездейственным) стал получать первое смутное автономное наполнение. Этот фактор окрестили “питерскими”. Не то чтобы это была сплоченная группа или идеологический фактор, но “слив” сценаристов освобождал определенное незанятое пространство, укрепляя позиции актеров, придавая им больше степеней свободы. Общий ход пьесы (“Первый срок”) контролировался режиссерами, но исчезновение сценаристов оставляло лакуны в сценарии, которые немедленно заполнялись “импровизаторами”. Из классического оркестра со строго расписанными партитурами “питерские” пытались сделать “патриотический джаз”. Главный герой на глазах становился кумиром. Советы режиссеров исполнялись, но люди вторых ролей - “смотри, какой ты популярный” -- подбивали приму на бунт.
Так рождался каприз. Звезда стала корректировать происходящее. Режиссеры схватились за голову. Одним из последних предложений джазменов было зарезать меценатов и антрепренеров. В сущности, это было логично именно потому, что спектакль в целом полностью удался, и царил аншлаг. На политическом уровне это означало, что “патриотизм” постепенно сравнялся с либерализмом, осознал себя на одном уровне. Актеры заявили: “сам себе режиссер”. Началась эпоха хоум-мэйд видео.
И наконец, заступившийся за антрепренеров и меценатов режиссер поплатился должностью.
Отставка Волошина - конец режиссуры. Вся власть актерам.
2. Накануне
Накануне чего мы стоим? Отныне в политическую жизнь России врываются новые факторы. По сути “новый застой” закончен, и мы имеем дело с наложением трех систем - остаточного сценария (влияние изначального плана - здесь “патриотизм” власти имеет балаганный характер - не далеко от “жириновщины”), остаточной режиссуры (влияние олигархов, семьи, медиакратии, экспертного сообщества - здесь “патриотизм” реальный, но строго контролируемый) и импровизации (здесь патриотизм впервые имеет шанс стать полноценным, но может и быть радикально провален).
Итак, актеры (не своей пьесы) взяли власть в театре. Что им предстоит? Необходимы новый сценарий и новая режиссура. Если возникает иллюзия, что зарезать меценатов, отключить свет в партере и вытолкать пинками режиссера - это и есть победа и триумф, она опасна. Для президента, власти и общества. За удачей переворота стоят глубинные факторы психологии масс, он обеспечен историей и геополитикой, коллективным бессознательным. Хорошо, что этот резонанс (задуманный сценаристами, весьма далекими от масс, но именно поэтому их отлично понимающими) сработал, но заслуги актеров в этом немного. Будем трезвыми - если бы “питерские” (как социально-психологический тип) замыслили нечто аналогичное самостоятельно, они оставались бы провинциальными правоохранительными маргиналами и доселе. Их вытолкнули на сцену, наспех обработав. Другое дело, что сами сценаристы и режиссеры недооценили аншлаг постановки. Зрители стали крушить ряды с воплем “Бис! Браво! Мочи! Мочи! В сортире! Всех! Всех!”. И актерам понравилось. Мочить - это здорово, но недостаточно. Работа по старому березовскому сценарию противоречива, хотя именно этот сценарий сделал нынешнюю ситуацию возможной. Нужен новый сценарий, иначе расплата неминуема. Это не такая очевидная вещь, как может показаться. Патриотическая оппозиция за годы маргинализации и прессинга со стороны власти выдохлась, одурела или продалась, так что оттуда ждать нечего. Сами же “питерские”, надеюсь, реалистично оценивают содержание своих чердаков.
Но ладно бы это. Взашей режиссера тоже оставляет лакуну. И какую! Тем более, теперь непонятно, что именно режиссировать. Первое, что придет в голову - тягануть к себе помрежа и рабочих сцены (типа суфлеров, наивно полагая, что это они придумывают в своей будке слова). Здравая мысль, но нетрудно догадаться, кто будет им заказывать музыку на самом деле. Ведь все уволенные никуда не исчезли. Не будем забывать: театр давно уже принадлежит им. У восставших актеров есть только экстатическая толпа. Но ключи от буфета, гардероба и даже гримерки утащены.
Программка представления претерпела срочные экстренные изменения. Впереди 4 года, которые ставят множество вопросов. Важен учет объективных факторов, ресурсы, возможности. Но воля и ум гораздо сейчас важнее. К великому сожалению это самый дефицитный элемент. Так что дефолт патриотизма весьма возможен. И на этот раз поражение может стать фатальным.
Предполагаю су ужасом): в суматохе повыдергивают кого попало - “ты теперь сценарист”, а “ты будешь режиссером”. Но, скорее всего, эти функции сунут актерам, или паче того - осветителям, рабочим рампы, а может и билетерам. Взращивание элиты, причем с новой идеологией, дело непростое, небыстрое и трудоемкое. Первые 4 года занимались чем угодно, только не этим. Сегодня события ставят вопрос о “сером патриотическом веществе” ребром. Но на сусеках слизь и мох… Сложно и интересно будет жить в России в ближайшие годы…
Похоже, история у нас снова открыта. Через 4 года (если не раньше) надо снова будет прыгать через бездну (операция “наследник” или “преемство”). Кому? Куда? Как?