МОСКВА, 3 ноября. (Корр.АРМС-ТАСС). Почти через год после отставки бывшего командующего авиации сухопутных войск российская армейская авиация (АА) наконец-то обрела нового руководителя. Сразу после своего назначения Анатолий Сурцуков сделал целый ряд заявлений, которые, по мнению некоторых экспертов вскрывают глубокие проблемы российского вертолетостроения. Среди заявлений А.Сурцукова можно выделить два - "нецелесообразность применения в Чечне Ка-50" и "массовая модернизация вертолетного парка" - заявил АРМС-ТАСС источник в авиапромышленном комплексе России. По его мнению, первое из них очевидным было уже давно. А поскольку вертолеты Ка-52, Ми-28 и модернизированный Ми-24, относятся к тому же классу тяжелых вертолетов, что и Ка-50 и предназначены прежде всего для борьбы с бронетанковой техникой, можно сказать, что слова А.Сурцукова относятся в одинаковой мере и к ним. На деле они практически означают, что в России не существует дешевого эффективного и надежного нового (не только физически, но и морально) боевого вертолета для использования в региональных конфликтах средней и малой интенсивности. Кроме того, замечание А.Сурцукова по поводу Ка-50 в совокупности с последними заявлениями бывшего командующего АА (в настоящее время представителя "Роствертола" производителя вертолетов марки "Ми"), означает смещение приоритетов российского вертолетостроения в пользу Ми-28, а значит, направления вектора дальнейшего развития АА - в сторону марки "Ми". Можно сказать, что это признание ошибочности пути, по которому разивалось российское вертолетостроение последние 10-12 лет. Вместо того, чтобы четко сформировать облик будущего боевого вертолета и программу его становления (или этапы постепенного приближения), силы, средства и время безвозвратно были утеряны на ненужное противостояние. Между тем, соосный одноместный боевой вертолет с хорошим комплексом БРЭО дальше остальных российских средств приблизился к беспилотным боевым винтокрылым аппаратам, отмечает эксперт. По его мнению, то же касается и вопроса "массовой модернизации". У вертолетчиков нет четко сформулированной программы модернизации вертолетного парка. Ее рамки размыты, а вариантов существует неограниченное количество (Ми-24В, ВМ, ВК, П, ПН и т.д., Ми-8МТВ, МТКО, АМТШ...). Не определен базовый вариант, а уровень унификации очень низкий; не определены этапы модернизации, цели, сроки и решаемые задачи. Модернизируются силовая установка, несущая система, трансмиссия и т.д. - все кроме боевой системы. Вместо боевых систем рассматриваются лишь боевые платформы (Ми-24, Ми-8, Ми-26), причем в отрыве от боевого, технического и тылового обеспечения. Одновременно замалчиваются вопросы отсутствия учебно-тренировочного вертолета, поисково-спасательного ЛА, машины для боевых действий и т.д. Сейчас перед российской АА стоит вопрос, сумеет ли она с приобретением нового начальника, обрести четкую программу развития или же останется на уровне заявлений о "нецелесообразности и массовой модернизации".