Обзор октябрьского (№205) номера "39/45" (по стопам ув. А.Исаева). (+)
Приветствую !
Этот номер журнала, по моему мнению и к сожалению, не содержит каких-то больших и серьёзных статей. По порядку.
1. Flying Legends Air Show 2003. De l'extase et des larmes... / Авиа-шоу "Летающие Легенды"-2003. Восхищение и слёзы..., Alain Henry de Frahon.
Небольшая заметка, преимущественно фотоотчёт, о 10-м авиационном празднике "Летающих Легенд" Императорского Военного Музея Великобритании (и не только), проходившем 12-13 июля сего года. Омрачённого, к сожалению, аварией Fairey "Firefly" и гибелью двух человек. Имеется вот такая фотография с подписью :
"Утончённо рокочущий взлёт "Лавочкина" Ла-9, принадлежащего Old Flying Machine Company"
2. A l'abordage ! 18 Juillet 1944, 16 heures, les Irish Guards a l'assaut de Cagny / На абордаж ! 18 июля 1944 года, 16 часов, "Ирландская Гвардия" в атаке на Каньи, Philippe Wirton.
Фирменная "фенечка" журнала : выезд на место просходивших когда-то событий, и реконструкция/сопоставление изображённого на фото с нынешним ландшафтом. На этот раз объектом изучения был выбран эпизод с тараном британским "Шерманом" "Королевского тигра" из состава 503. s.Pz.Abt. Достаточно интересный эпизод операции "Goodwood", которому посвещен этот мемориальный знак, расположенный неподалёку от "места происшествия" :
Автор, однако, повторяет замечание, ранее озвученное Аланом Вервихтом в специальном номере "Panzer Voran !", посвещённом операции "Goodwood", что этот "КТ" (номер 121) не был первым уничтоженным в Европе танком данного типа : кроме нескольких танков 1-ой роты этого батальона, действительно, оснащённой "КТ", и приведённых в негодность массированной бомбардировкой союзников ещё утром 18 июля, как минимум две машины (номера 101 и 111) были подбиты британцами в ходе послеполуденной немецкой контратаки в районе Демувиля/Demouville. Напомню, что с нашей стороны фронта первые три "Королевских тигра" 501. s.Pz.Abt. были подбиты уже нашими гвардейцами 12 августа, на Сандомирском плацдарме.
3. Montebourg au centre de la bataille, 8-20 Juin 1944 / Монтебур в центре битвы, 8-20 июня 1944 г., Dominique Francois.
Коротенький рассказ со схемами и большой фоторепортаж о взятии американцами городка Монтебур в Нормандии, в июне 1944 г. Много интересных фото, например :
"На площади Жанны д'Арк американцы используют немецкую трофейную конную повозку"
Кстати, фото с обложки журнала также сделано в окрестностях городка 20 июня : "ДжиАй" рассматривает испорченную расчётом "ахт-ахт".
4. Les camouflages de l'armee hongroise / Камуфлированная униформа венгерской армии, J.-F. Borsarello.
Небольшая заметка автора, специалиста по униформе, печатающегося довольно регулярно в "39/45". Для меня, как абсолютно неспециалиста, было однако интерсно узнать, что венгры являются пионерами применения камуфляжной раскраски (опередив в этом итальянцев).
"Редчайшая фотография, на которой запечатлена камуфлированная палатка, использовавшаяся с 1928 г. венгерской армией, и на которой воспроизведены цветные шестигранники, применявшиеся в немецкой боевой авиацией в ПМВ, в 1917г. (см. ниже рисунок хвостового оперения самолёта альянса). Венгры, таким образом, опередили итальянцев на один год в производстве камуфлированных тентов "
5. Generalfeldmarschall Wilhelm Keitel / Генерал-фельмаршал Вильгельм Кейтель, Francois de Lannoy.
Судя по всему, едва ли не самый плодовитый французский "историк" пишущий на тему ВМВ Франсуа де Ланнуа скоро выпустит книгу по высшему немецкому офицерскому составу. Данная же статья не даёт никакой новой или интерсной информации, кроме, пожалуй, коротенького описания ранней карьеры Кейтеля. Есть небольшая библиография, в частности книга некоего J.W. Wheeler-Bennett "Le drame de l'armee allemande/Драма немецкой армии", вышедшая в Париже аж в 1955 г. Также, автор очень по-французски напоминает об известном восклицании Кейтеля "Как, и они тоже ?" при виде французов во время подписания акта о безоговорочной капитуляции : "Рассказывают, что Кейтель удивился присутствию генерала Латтра де Тассиньи, представлявшему Францию на данном процессе". :-)
"Кейтель беседует с Гудерианом. В начале войны командующий ОКВ, бывший одним из наиболее старых генерал-полковников, обладал определённым влиянием на офицерский корпус. Однако, его тотальное подчинение приказам Гитлера очень быстро сделало из него фигуру, ненавидимую фронтовыми генералами. Для них Кейтель представлял собой бюрократа и куртизана"
6. Les sites de lancement V-1. 1re partie -- Le site de lancement dit "Site en skis" / Пункты запусков V-1. 1-ая часть -- т.н. "площадка с лыжами", Laurent Bailleul.
Наравне с заметкой о танковом таране эта статья была, пожалуй, наиболее интересной и связана, по-видимому, с 60-летием получения союзниками первых сведений о V-1. Автор приводит достаточно скрупулёзно восстановленную схему пункта №623 (Morbecque), даёт описание различных зданий/сооружений и проводившихся в них работ, а также фото сохранившихся зданий в некоторых пунктах данного типа, располагавшихся на севере Франции и каковых было аж 96.
"Резервуар [для воды] на площадке №685 (в Val Ygot)"
7. Personenkraftwagen (3e partie). Le Schwimmwagen, Ronald McNair.
По-моему, название в переводе не нуждается. В третьей части статьи, посвещённой немецким PKW, известный автор даёт краткую историю и множество фото Schwimmwagen-на. В конце статьи -- фоторепортаж о восстановленном экземпляре некоего "любителя".
Вот такая красота, типа, из состава "Лейбштандарта"
8. Le Fort Bear a Port-Vendres / Форт "Беар" в Пор-Вандр, Alain Chazette.
Статья известного французского автора, постоянно пишущего по вопросам фортификации и не только в "39/45", а также издателя уже, увы, умершего журнала "История и Фортификация" и владельца книжно-букенистического магазина с таким же названием в Париже :-). Наверное, для завзятых "фортификаторов" статья и примечательна, я же ограничусь только констатацией того факта, что форт занимали/использовали в ВМВ и немцы, но радарная станция, которая там ими строилась после эвакуации артиллерии форта, так и не была введена в строй.
Фото для истинных любителей нибелунгов. :-)
В журнале, как всегда в последнее время, даётся несколько ссылок на Интернет :
Также, в конце номера на регулярной основе даётся список и краткая аннотация свежих книг по тематике ВМВ или близких к ней, вышедних/попавших в поле зрения редакции за последний месяц. Наиболее интересные с моей точки зрения :
1."P-51 Mustang. Development of the long range escort fighter", автор -- Paul A.Ludwig, изд. -- Midland Counties Publ., 224 стр., стоит -- 35 британских фунтов.
2. "Guerre navale en Norvege"/"Морская война в Норвегии", автор -- Jean Lassaque, изд. -- Editions du Gerfaut, 336 стр., стоит -- 23 евро.
3. "Das ende zwischen Weichsel und Elbe"/"Конец между Вислой и Эльбой (?)", авторы -- Hans Schaufler и WilhelmTieke, изд. -- Motorbuch Verlag, 516 стр., стоит -- 16,90 евро.
4. "Fortress Third Reich: German fortifications and Defensive systems of World War II", авторы -- J.E. и H.W. Kaufmann, изд. -- Greenhill Books, 370 стр., стоит -- 25 британских фунтов.
5. "Le mythe de la guerre-eclair"/"Миф молниеносной войны", автор -- Karl-Heinz Frieser, изд. -- Editions Belin, 480 стр., стоит -- 29,90 евро.
Увы, вышла во французском переводе книга Joachim Hoffmann "Война Сталина на уничтожение". Там полный малый джентельменский набор -- от подготовки Сталиным нападения в 41 году (с опорой на советские архивы !) до массовых расстрелов немецких пленных с первых же дней войны. :-((
Сам "Heimdal" (издатель "39/45") выпустил книги по боям в окрестностях Меца ("Metz 1944", Antony Kemp), по 508-му американскому парашютному полку и очередной альбом по "дню J". В конце ноября ожидается давно обещанная книга по боям в Виллер-Бокаж.
PS. К сожалению, от последних номеров "39/45" создаётся впечатление эдакого многосерийного фотоальбома для германофилов с небольшими вкраплениями уже для американофилов. Увы и ИМХО.
PSS. Если я где-то ошибся/опечатался в переводе, буду благодарен за любую конструктивную критику.
Андрей.
"Соблюдать правила безопасности проще, чем исправлять последствия их нарушения !"