От Александр Стукалин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 01.10.2003 01:15:30 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Армия; Версия для печати

Открытые источники о военном судостроении РФ...

ОТЧЕТ
о результатах тематической проверки вопросов развития
налоговой базы предприятий и организаций судостроительной промышленности, обеспечения полноты и своевременности
поступления налоговых платежей в федеральный бюджет
в Российском агентстве по судостроению, в ФГУП
“Адмиралтейские верфи”, ОАО “Прибалтийский
судостроительный завод “Янтарь”, ОАО “Звезда”

http://www.ach.gov.ru/bulletins/2002/arch10/3.rtf

...Установленная Минобороны России при формировании контрактных цен единая для отрасли фиксированная величина среднемесячной заработной платы (до 2002 года - 3500 рублей, с 1 января 2002 года - 4500 рублей) не соответствует реально сложившемуся на предприятиях отрасли уровню оплаты труда (на ФГУП “Адмиралтейские верфи” за 2001 год - 7528 рублей и 7804 рубля за I квартал 2002 года).
Подобная практика ценообразования в условиях единичного строительства сложных заказов и ограниченности бюджетного финансирования снижает заинтересованность предприятий в выполнении поставок продукции оборонного назначения, поскольку такая продукция становится низкорентабельной, а в отдельных случаях и убыточной.
При осуществлении с декабря 1997 года ФГУП “Адмиралтейские верфи” строительства головного заказа проекта 677 “Лада”, заводской № 01570, первоначально заявленная предприятием цена заказа, основанная на возмещении издержек производства с фиксированным нормативом рентабельности (25%), была снижена генеральным заказчиком на 34,9%, в результате чего данный заказ становился нерентабельным.
Согласованная генеральным заказчиком с 1 января 2002 года контрактная цена заказа, который с 1 января 2001 года выполняется ФГУП “Адмиралтейские верфи” как опытно-конструкторская работа “Большая подводная лодка” проекта 677, обеспечивает рентабельность продукции лишь на уровне 6 процентов.
С учетом специфики судостроения в отрасли разработаны предложения по решению первоочередных проблем ценообразования. В частности, в период составления оборонного заказа на очередной год ориентировочные цены на разработку и производство продукции, указанные в Государственной программе вооружения (далее - ГПВ), подлежат уточнению и индексации для приведения их к текущим ценам на момент составления государственного оборонного заказа. В тех случаях, когда ГПВ не определены цены на разработку и производство новых образцов, государственный заказчик и исполнитель устанавливают согласованную цену, а в необходимых случаях должна проводиться независимая экспертиза.
С учетом длительного цикла производства остаточные объемы финансирования, необходимые для полного завершения работ, должны определяться ежегодно в соответствии с достигнутым процентом готовности. При составлении оборонного заказа следует производить индексацию остаточных объемов финансирования, при необходимости - уточнять сроки завершения работ и, исходя из этого, формировать объемы оборонного заказа на очередной год.
Ежегодная корректировка остаточной стоимости заказа необходима, в частности, для того, чтобы государственный заказчик и исполнитель могли реально оценить сроки выполнения заказа, которые при выделяемом финансировании и продвижении строительства растягиваются более чем на 10 лет. Так, изделие проекта 971, заводской № 518, строящееся на ОАО “Амурский ССЗ” с 1987 года, при выделенном на 2001 год в оборонном заказе финансировании смогло увеличить техническую готовность только на 0,6 процента. На 2002 год финансирование данного проекта оборонным заказом не предусмотрено, хотя его техническая готовность на 1 января 2002 года составила 83,4 процента. Также не предусмотрено в оборонном заказе на 2002 год финансирование работ по поисково-спасательному экраноплану, строящемуся с 1988 года на ОАО “ССЗ “Волга”, техническая готовность которого за 2001 год увеличилась только на 0,4% и составила на 1 января 2002 года 95,7 процента.
Катер проекта 12411, заводской № 01216, строится на ФГУП “Средне-Невский ССЗ” с 1989 года. В 2001 году при технической готовности 63,8% финансирование не выделялось, а на 2002 год предусмотрено в размере 2 млн. рублей, при потребности для обеспечения выполнения срока сдачи его государственному заказчику в 2003 году - 100 млн. рублей. Установлен новый срок сдачи - 2004 год.
Изделие проекта 949 А, заводской № 1664, строящееся на ФГУП ПО “Севмаш” с 1989 года, при выделенном в 2001 году финансировании смогло обеспечить увеличение технической готовности с 73,9% до 74,5% или на 0,6 процентных пункта. На 2002 год из необходимых, по расчетам предприятия, для обеспечения установленного срока сдачи (2005 год) 281,6 млн. рублей выделено в оборонном заказе только 4,8 млн. рублей.
Строительство корабля проекта 11540, заводской № 402, ведется на ОАО “ПСЗ “Янтарь” с 1986 года. При технической готовности, составляющей 75,7 %, оно было приостановлено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 1994 года № 1073-50. Возобновляется финансирование только в 2002 году. В результате в 2000-2001 годах вместо планируемого предприятием ежегодного продвижения технической готовности, исходя из установленных сроков сдачи корабля, в размере 5 %, продвижение не происходило.
Строительство корабля проекта “Новик”, заводской № 1900, ведется на ОАО “ПСЗ “Янтарь” с 1996 года. При технической готовности на 1 января 2002 года, составляющей 15,1 %, финансирование строительства корабля в 2002 году практически не предусмотрено. При планируемом предприятием продвижении технической готовности в 2000 году - 15 %, в 2001 году - 8,17 %, продвижение составило 1,1 и 5,26 % соответственно. Выделяемое на 2002 год финансирование позволит повысить техническую готовность проекта 11540, заводской № 402, - на 3,3 %, по проекту “Новик”, заводской № 1900, продвижения не будет.
Следует отметить, что строительство новейшего большого противолодочного корабля проекта “Новик”, заводской № 1900, включено в Государственную программу вооружения на 2001-2010 годы, утвержденную Указом Президента Российской Федерации 20 января 2002 года. Однако решением “О порядке выполнения работ по созданию боевых надводных кораблей ВМФ”, утвержденным Главкомом ВМФ 24 сентября 2001 года, поручено Управлению кораблестроения обеспечить подготовку и согласование совместного решения Россудостроения, ВМФ, Минэкономразвития России о прекращении строительства на ОАО “ПСЗ “Янтарь” головного корабля проекта “Новик” и организации работ по продолжению строительства второго корабля проекта 11540. В результате такого выделения финансовых ресурсов значительно увеличиваются сроки строительства кораблей, себестоимость и цена изделий. Так, сроки изготовления заказа проекта “Новик”, заводской № 1900, перенесены с 2001 года на 2005 год, себестоимость увеличилась в 2,4 раза, оптовая цена заказа - в 2,3 раза. По проекту 11540, заводской № 402, сроки исполнения заказа перенесены с 1992 года на 2005 год, себестоимость и оптовая цена в 2002 году по сравнению с зарегистрированными Минэкономразвития России в 1998 году, по расчетам ОАО “ПСЗ “Янтарь”, увеличатся в 3,2 раза. Следует отметить, что расчетная трудоемкость строительства указанных кораблей не изменилась.
Как показала проверка, наметившаяся тенденция роста цен на продукцию с длительным производственным циклом изготовления обусловлена, прежде всего, ростом цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, контрагентские поставки и работы. За период с 1997 по 2002 год стоимость покупных комплектующих изделий по заказу “Большая подводная лодка” проекта 677 ФГУП “Адмиралтейские верфи” возросла в 2,8 раза, а поставок контрагентского оборудования - в 3 раза. При этом производственная себестоимость и цена заказа увеличились в 2,4 раза.
Вследствие удлинения сроков строительства происходит рост незавершенного производства, что приводит к увеличению размера начисленного налога на имущество...