От ID Ответить на сообщение
К ID Ответить по почте
Дата 04.08.2003 22:15:12 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Версия для печати

Текст статьи

Приветствую Вас!


Владимир Котельников

КУРС НА СУЭЦ

Недавно в «Авиамастере» была опубликована ста тья Алексея Степанова о том, как весной 1940 г. английские и французские генералы строили планы воздушных ударов по Баку (AM №1-2003, - прим. ред.). Почитателям, наверное, интересно будет узнать, что в это же самое время Главное управление ВВС РККА тоже готовилось к налетам на подобные цели в том же самом регионе.
После начала войны с Финляндией отношения Советского Союза с Великобританией, Францией и США резко ухудшились. Страны Запада объявили СССР агрессором. Президент США Рузвельт ввел «моральное эмбарго» на поставки различной техники и оборудования в нашу страну. Правительства Англии и Франции пошли еще дальше. Не ограничиваясь поставкой финнам вооружений и военной техники, они начали подготовку кот-правке в Финляндию экспедиционного корпуса, а также к уже упоминавшимся в статье Степанова авиационным налетам на нефтяные промыслы и нефтеперегонные заводы в окрестностях Баку.
У нас тоже не дремали, готовясь ответить ударом на удар. Общих границ ни с Англией, ни с Францией у Советского Союза не было. Но зато имелась возможность «достать» их колониальные и полуколониальные владения на Ближнем Востоке и в бассейне Средиземного моря. Англичане и французы имели в этом регионе немало военных, военно-морских и авиационных баз. В частности, там располагались базы Средиземноморского флота Великобритании. Особое положение занимал Су-эцкий канал - кратчайший путь из Средиземного моря в Красное, а оттуда - в Индийский океан. Он принадлежал англо-французской компании и охранялся британскими войсками.
Разработка операции, по-видимому, началась где-то в феврале 1940 г. Безусловно, она рассматривалась и утверждалась на самом высоком уровне, с ведома самого Сталина. Но документов об этом найти пока не удалось. В марте к подготовительным мероприятиям уже подключили авиаторов и военную разведку.
Разведкой были отобраны цели в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, которые находились в пределах радиуса действия дальних бомбардировщиков ДБ-3. Они находились в Ливане, Сирии, Ираке, Палестине, Египте и на острове Кипр. Бомбить собирались казармы, порты, аэродромы и военные корабли на стоянках. В Бейруте целью должен был стать французский военный городок, в Хайфе - порт, в Алеппо - казармы французских войск. На Кипре наметили три цели: аэродром в Никосии и военно-морские базы англичан в Ларнаке и Фамагусте. В Египте выбрали объекты в Александрии и Порт-Саиде и, разумеется, на трассе Суэцкого канала. В Ираке планировали атаковать несколько военных баз, в том числе аэродромы Хаббания и Шуайба. По иронии судьбы, Шуайба с 1942 г. стала местом дислокации советской военной миссии, принимавшей самолеты перед их перегонкой через Иран в Закавказье. Интересно, что рассматривались и цели в нейтральной Турции. Видимо, считали, что эта страна может поддержать действия англичан и французов.
Проводился сбор информации о расположении зданий и сооружений, количестве и местоположении зенитных орудий и пулеметов, дислокации истребителей, возможных путях подхода к объектам и характерных ориентирах.
К операции планировалось привлечь шесть дальне-бомбардировочных полков. Первая группа из трех полков (6-го, 42-го и 83-го дбап) должна была сосредоточиться под Евпаторией в Крыму. Ей предстояло действовать по целям в Турции, Ливане, Сирии, Палестине и на Кипре. Второй группе предстояло разместиться в Армении, в районе озера Севан. Ей определялись объекты атак в Ираке, Египте, а также часть целей в Турции.
Каждый полк по штату имел пять эскадрилий по 12 машин плюс штабное звено (еще три бомбардировщи ка) - итого 63 самолета. В общей сложности в налетах должны были участвовать более 350 дальних бомбардировщиков. Все упомянутые полки имели на вооружении ДБ-ЗБ последних серий с моторами М-87А, протестированными бензобаками и системами нейтрального газа. Многие машины оснастили дополнительными пулеметами в хвостовом конусе или переоборудовали турелями МВ-2 и МВ-3. Автопилоты и радиополукомпасы стояли только на единичных самолетах.
Личный состав был хорошо подготовлен. Все полки, кроме сравнительно недавно сформированного 83-го дбап, получили боевой опыт в войне с Финляндией.
В апреле 1940 г. командирам полков сообщили о возможном проведении операций на Ближневосточном театре. Было приказано отобрать наиболее надежных и опытных летчиков и штурманов для планирования налетов. Эти люди осуществили прокладку маршрутов следования к каждой цели, рассчитали требуемые запасы горючего и варианты бомбовой нагрузки. Определялись направления заходов, очередность поражения целей. Для каждого объекта подбирали подходящие боеприпасы. Произвели распределение целей между эскадрильями, звеньями и отдельными экипажами. Самый сложный объект - шлюзы Суэцкого канала достались 1 -и эскадрилье 21-го дбап. Ей предстояло пролететь туда и обратно около 3000 км.
Для первой группы из трех полков основной маршрут проложили через Черное море, затем над территорией Турции (не очень задумываясь о международном праве), потом над водами Средиземного моря. Далее пути следования полков разделялись. Одному из них предстояло атаковать цели на Кипре, другой шел к побережью Ливана (тогда принадлежавшего французам), а две его эскадрильи направлялись в Сирию (тоже французскую), третий полк выходил кХайфеи наносил удары по английским базам в Палестине.
Самолеты второй группы должны были стартовать в Армении и лететь через воздушное пространство Ирана, затем пересечь ирано-иракскую границу на севере и идти по междуречью Тигра и Евфрата. Не долетая Багдада, группа разделялась. Полки поворачивали и расходились в разных направлениях. 21-й дбап пересекал территории Трансиордании и Палестины ( нынешние Иордания и Израиль) и выходил к морю. Две его эскадрильи должны были бомбить английские корабли в Александрии, две - атаковать Порт-Саид и одна - разрушить шлюзы канала. Думаю, что вряд ли дюжина ДБ-3, даже при отсутствии мощной ПВО, могла с одного раза вывести шлюзы из строя. Но на бумаге возможно все.
Операцию предполагали осуществить днем, с бомбометанием со средних высот.
В конце апреля командиров экипажей заставили зубрить маршруты и расположение объектов. Каждый штурман должен был проработать свой маршрут и выучить необходимые ориентиры.
Поскольку все полки были сухопутными, практики полетов над морем у экипажей практически не имелось. Чтобы исправить этот недостаток, организовали тренировочные полеты над Черным морем. Бомбардировщики взлетали в Евпатории и проходили по замкнутому маршруту, выходя к берегу в контрольной точке у побережья Грузии, а затем возвращались в Евпаторию.
Второй группе предстоял долгий полет над горами и малонаселенной пустынной местностью. Для тренировки ей подобрали маршруты в Средней Азии.
Подготовка становилась все интенсивнее. По-видимому, готовности хотели достичь уже в июне. Но 10 мая немцы перешли в решительное наступление на Западном фронте. Французам удалось продержаться фактически лишь месяц. Британский экспедиционный корпус, бросив почти всю технику, с огромным трудом эвакуировался обратно в Англию. В июне Франция запросила перемирия.
Таким образом, один из возможных противников «вышел из игры», а второму стало не до нас. Это быстро поняло советское руководство. В конце июня, буквально через несколько дней после капитуляции Франции подготовку операций на Ближнем Востоке прекратили.
А теперь представьте, чем все это могло кончиться. Что если бы английские и французские самолеты все же сбросили бомбы на Баку, а советские - на Порт-Саид, Александрию и Бейрут? Страшно даже подумать - Советский Союз мог оказаться во Второй Мировой войне совсем на другой стороне линии фронта! Стала бы наша страна глубоким тылом и сырьевой базой государств «оси» или, вместо «встречи на Эльбе», «тридцатьчетверки» Рокоссовского встретились бы с Африканским корпусом Роммеля у Суэцкого канала? Об этом мы уже никогда не узнаем...




С уважением, ID