От СанитарЖеня Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 02.04.2003 08:59:33 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; WWI; WWII; Современность; Версия для печати

Правила обращения с военнопленными: от Женевы до Багдада

Военная статистика США, в основном, использует три категории потерь: "убитые", "раненые", "пропавшие без вести". Военнослужащие, попавшие в плен к противнику, отдельно не учитываются и попадают в категорию "пропавших без вести".

Во время Первой Мировой войны пропали без вести и попали в плен 7.3 тыс. американских военнослужащих, во Вторую Мировую войну - 194.8 тыс., во время войны в Корее - 12 тыс., во время Вьетнамской войны - 2.9 тыс. Пленные обычно составляют 60-70% от числа пропавших без вести. В войну 1991 года с Ираком в плен попали 12 военнослужащих США, все они вернулись на родину после окончания военных действий. Впрочем, официальные лица США утверждают, что один из американских военных (летчик, пропавший во время выполнения боевого задания) до сих пор находится в одной из иракских тюрем. Ныне США обвиняют Ирак в нарушении Гаагской конвенции по обращению с военнопленными.

В начале войны правительство Ирака объявило, что американские и британские военнослужащие не могут считаться солдатами регулярной армии, а являются наемниками, на которых не распространяются международные соглашения о правах военнопленных. Министр Обороны США Дональд Рамсфелд\Donald Ramsfeld заявил, что иракская армия совершила ряд военных преступлений. В их числе расстрел нескольких солдат, пытавшихся сдаться в плен и показ интервью с пленными американцами по государственному телевидению Ирака. Рамсфелд сослался на статью 13 Женевской Конвенции, в которой указывается, что обращение с военнопленными должно быть гуманным, и они должны быть ограждены от насилия и любопытства со стороны общества.

Правозащитная организация Human Rights Watch согласилась с Рамсфелдом, но заявила, что США сами нарушают Женевскую Конвенцию. Сотни членов "Талибана" и "Аль Каеды", взятых в плен в Афганистане, содержатся на военной базе в Гуантанамо. В частности, правозащитные организации утверждали, что некоторым из них "из гигиенических соображений" насильно сбрили бороды, их фотографировали в наручниках, что ущемляло чувство собственного достоинства заключенных. Правительство США парировало эти обвинения тем, что заключенные Гуантанамо не являются военнопленными, поскольку не являлись солдатами регулярной армии.

Законы обращения с военнопленными существовали с начала человеческой цивилизации. К примеру, в Древней Греции запрещалось убивать противника, который снимал шлем, показывая, что сдается. Это не всегда спасало пленных: в большинстве случаев их заставляли работать на победителя, продавали в рабство или умышленно калечили. К примеру, известны случаи, когда спартанцы отрубали пленным большой палец правой руки, чтобы те не могли держать в руке меч. В Средневековой Европе существовали детально расписанные правила ведения боев между рыцарями и обращения с пленными. Знатных пленных, как правило, содержали в комфортных условиях и отпускали за выкуп. Воины незнатного происхождения подобных привилегий не имели - с ними часто обращались, как с бесправными рабами.

Голландский философ Хуго Гроциус (1583-1645) в 1625 году впервые попытался сформулировать принципы международного права в отношении порядка ведения военных действий. Он написал трактат "Закон войны и мира", в котором доказывалось, что законы гуманности должны стоять превыше национальных законов. Французские философы-энциклопедисты, такие как Монтескье и Руссо, в конце ХY111 века выступали против убийства пленных и за гуманное отношение к ним. Они предлагали заключать двусторонние соглашения между странами, находящимися в состоянии войны, в которых бы оговаривались правила обращения с захваченными в плен солдатами и предусматривалось их возвращение на родину после окончания военных действий.

Первые попытки создать кодекс обращения с военнопленными были предприняты в середине Х1Х века. В 1859 году швейцарский бизнесмен Анри Дюнан попытался получить аудиенцию у императора Франции Наполеона Третьего. Для этого он поехал в Северную Италию, где в ту пору шли боевые действия между войсками Австро-Венгрии и итальянцами, сражавшимися за независимость. Итальянцев поддерживала французская армия. Дюнан оказался в гуще сражения при Сольферино, где был поражен количеством раненых, которым никто не оказывал помощи. Тогда армии не обладали достаточным количеством санитаров и докторов (во французской армии был только один врач на 1 тыс. солдат). В 1863 году стараниями Дюнана была создана первая международная организация, оказывающая помощь раненым и пленным во время войны - Международный Красный Крест. В 1864 Дюнан убедил правительство Швейцарии созвать международную конференцию по гуманному обращению с ранеными на поле боя. Конвенцию ратифицировали 12 стран мира, в том числе и Россия. В 1906 и 1929 годах в Женевскую Конвенцию вошли положения, касающиеся гуманного обращения с военнопленными.

 

На двух конгрессах в Гааге (1899 и 1907 годы) были установлены более обобщенные правила ведения боевых действий. Гаагская конвенция является основой международного права, регулирующего правила ведения военных действий. Она, в частности, предусматривает, что военнопленные должны получать питание, жилье и одежду. Партизаны и нерегулярные части также обязаны предоставлять подобные условия пленным. Пленные не могут быть убиты или ранены.

В 1948 году Организация Объединенных Наций утвердила Всеобщую Декларацию Прав Человека, в которой устанавливались правила гуманного обращения с людьми. В 1949 году в Женевскую Конвенцию были добавлены статьи, вводящие правила гуманного обращения с мирным населением во время войны. В 1977 году в Конвенцию были добавлены две статьи о правилах обращения с пленными во время "нетрадиционных военных конфликтов" - войнах за самоопределение и гражданских войнах.

На Нюрнбергском и Токийском процессах над германскими и японскими военными преступниками жестокое обращение с военнопленными и нарушение Женевской Конвенции было одним из инкриминируемых им преступлений. Однако с 1948 года не было зафиксировано ни одной успешной попытки привлечь преступников к ответственности за жестокое обращение с военнопленными. В 1998 году 120 государств мира приняли решение создать Международный Уголовный Суд, на котором бы, в частности, рассматривались дела военных преступников. США отказались признать юрисдикцию этого суда. (С)Washington ProFile