|
От
|
ZaReznik
|
|
К
|
Tallinec
|
|
Дата
|
25.06.2016 09:24:01
|
|
Рубрики
|
WWII; ВВС;
|
|
Именно приказы и распоряжения на эту тему - редкость
>В радиопередаче слушал интервью с историком, который рассказывал о том, что на советско-немецком фронте, во время ВОВ, у лётчиков с двух сторон было такое правило- выбросившегося с парашютом летчика не добивать с самолёта ни в воздухе, ни на земле. Скажите, были ли случаи нарушения этого правила?
Какие нарушения? Правила то такого не было.
Всё по личным понятиям да на усмотрение. А это очень гибкие категории.
Именно приказы и распоряжения на эту тему - редкость.
Навскидку вспоминается, например Гражданская война в Испании - там у республиканцев имели место несколько случаев гибели своих же летчиков и членов экипажа, выбросившихся с парашютом, но погибших в результате обстрела от своих же с земли.
Вот и написали приказ, строго-настрого запретив стрелять по любым парашютистам из сбитого самолета.
Там была двойная мотивировка - и то что под парашютом могут быть свои, и то что летчики противника являются ценными "языками".
Ну а стрельба по парашютам - это ответная реакция на практически безнаказанные авианалеты.
В Германии массированные бомбежки и авианалеты в ВМВ привели к тому, что членов экипажа могли местные жители тут же и убить после приземления, если рядом не оказывалось полиции или военнослужащих.
В ответку за тяжелые потери, как неоднократно жаловались немцы, союзники практиковали добивать и выпрыгнувших с парашютом летчиков, и на посадке, и после посадки (в т.ч. вынужденной) - смысл был в том, что опытных летчиков у немцев немного, а так он опять и опять будет летать на перехват "крепостей" - а так если и не погибнет, то пусть пару лишних месяцев госпитале поваляется, подумает о смысле жизни.
Но не помню, чтобы на этот счет были какие-то официальные распоряжения или приказы у союзников. Это скорее по понятиям да на усмотрение командира (а каждый летчик - сам себе командир в бою).
Как классический пример: Хартман, когда у него в бою против группы "Мустангов" кончился боекомплект - взял да и выпрыгнул с парашютом (хотя самолет ЕМНИП был исправен).
Примеров того, что немцы добивали - и парашютистов, и самолет после вынужденной, и летчика на земле - у наших тоже хватает. Не сказать, что поголовно такое практиковалось, но упоминают о таком на всем советско-германском фронте - .
Да и какая разница нашему сбитому летчику - расстреляют ли его еще под парашютом или добьют штыками уже на земле (и такое тоже упоминали - так погиб напарник ГСС Федорова)?
С немецкими летчиками наши тоже обходились по разному, хотя в целом можно сказать, что стрельба по парашютистам не поощрялась. Но и каких-либо наказаний не припомню.
Еще из примеров: например у ГСС Каберова есть описание, как сбитый немец стал отстреливаться из пистолета (и даже в кабину попал) - тут то его парашют на ленточки и нарезали.
Или вот вам другой пример.
Заполярье. 1943. Сбит Мюллер, крутой ас из JG5, кавалер RK. Немец после вынужденной посадки попытался уйти на лыжах. Там целая операция по его захвату была. В т.ч. ГСС Сгибнев на У-2 летал - наводил уже наших лыжников. В итоге Мюллер ЕМНИП боя на земле не принял, просто сдался, когда его догнали и "обложили".
А если бы принял? И погиб бы, отстреливаясь?
То по-вашему Сгибнев тогда бы НАРУШИЛ ПРАВИЛО СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОГО ФРОНТА И ПРИНЯЛ САМОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В КОЛЛЕКТИВНОМ УБИЙСТВЕ НЕМЕЦКОГО ЛЕТЧИКА НА ЗЕМЛЕ?
Война есть война. Увы.