От Антон П Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 24.06.2016 10:51:23 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Версия для печати

Планы противников сербов в войне в Боснии 1992-1995 гг.

Стратегия хорватской стороны
Действия хорватов в БиГ обусловливались тезисом, что эта территория является этнически хорватской, а её присоединение к Хорватии станет решительным усилением «мягкого подбрюшья» этой страны.
Родоначальником хорватской геополитической школы был австро-венгерский адвокат из Тузлы Иво Пилар, публиковавший свои работы под псевдонимом «доктор Юричич» (1874-1933 гг.). Он всегда противился мысли о создании общего государства с сербами и был неприятелем Югославии. Его наработки относительно желательных границ «великой Хорватии»: от Адриатики до Дуная, от Бояны на юго-востоке и до Дрины – на востоке использовала усташская идеология. На Мораве такая «Хорватия на стероидах» должна граничить с Болгарией (!). Сербии (и какой-то выморочной «независимой Боснии») в таких планах просто не находится места. Относительно современные хорватские геополитики преемственно развивают ту же идею (Петр Вучич, Здравко Томац, Радован Павич, Джодан, Милишич).
Основа исторической геополитики Хорватии (которой будет придерживаться любое руководство этой страны) формулируется четырьмя пунктами, последний из которых относится к БиГ: 1) У Хорватии очень невыгодное геостратегическое положение. Её территория вытянута и одновременно узка в кратчайшем месте; 2) Сербы всегда мешали, мешали и будут мешать расширению Хорватии, поэтому вечный конфликт между Хорватией и Сербией неизбежен; 3) Третий пункт сугубо католический – страшнейшей угрозой видится союз православных держав, недружественных Хорватии – России, Сербии и Греции. В мировом масштабе против него надо иметь гарантию в виде покровительства Германии и Америки, на региональном уровне желателен союз с Турцией и Албанией; 4) БиГ вместе с Далмацией и Славонией является одним из ядер хорватского народа. Здешние мусульмане – этнические хорваты, предки которых перешли в ислам.
Такие предпосылки указывали на две цели в войне: 1) минимальная – выделить из состава БиГ территории, населённые католиками, и создать из них независимую республику Герцег-Босну; 2) максимальная, если «звёзды сложатся» - присоединить к Хорватии всю БиГ. В каждом из вариантов необходимым условием выступало воспрепятствование сербам контроля над БиГ любой ценой.
После того как стало ясно, что для осуществления обеих стратегических целей у хорватской стороны недостаточно сил, было принято решение вновь присоединиться к мусульманам и в союзе с ними «спутать карты» сербам и добиться для себя хоть каких-то выгод.

Стратегия мусульманской стороны
Мусульманские замыслы не были такими далеко идущими, как у хорватов, в связи с полным отсутствием традиции исторической государственности у этой крупной общины Боснии. Они излагаются максимально кратко: отделение от Югославии и создание независимой республики с доминированием мусульман в политической жизни.
Образ мыслей идеологов мусульман Боснии по необходимости напоминал фантазии бесноватых украинских националистов, неплохо известные с недавних пор и в России: требовалось доказать существование в прошлом только-только оформившейся государственности и народа и сообщить им «исторические права». Для мусульман использован территориальный эвфемизм «боснийцы», после введения которого местные сербы и хорваты уже могли рассматриваться как крупные общины в населённой автохтонными «боснийцами» стране (ещё одним опасным последствием стало распространение определения «боснийцы» на сербских мусульман, живущих в Рашке и Черногории, что окончательно смешивает и так тесно переплетённые на Балканах религиозные и национальные дефиниции и вводит некоторое усложнение во внутреннюю политику балканских стран). Правда, в отличие от культурно совершенно разнородных и религиозно не определившихся украинцев мусульмане Боснии обладают одним огромным отличием – религией, которая их объединяет и отличает от сербов и хорватов, а также культурной гомогенностью.
Руководство боснийских мусульман вело войну за унитарное государство со своим доминированием. Запад и исламский мир безоговорочно признавал легитимность только за мусульманской армией, в то время как армиям сербов и хорватов в этом праве отказывалось. В пропаганде боснийских мусульман, ставшей основой и современной идеологии мусульмано-хорватского энтитета БиГ, война со их стороны носила оборонительный и праведный характер, а с противоположных – наоборот (особенно с сербской). В связи с этим военные успехи подразделяются на «хорошие» и «легитимные» одной стороны и «преступления сепаратистов» (если снова проводить параллель с пресловутыми украинцами).
Так как собственными силами мусульмане не могли добиться победы, они сделали ставку на вовлечение в конфликт иностранного политического и военного фактора. Иностранное участие было как ненасильственным (воспрепятствование использовать сербской стороне все разрешённые военные средства, объявленные «чрезмерными» или «неизбирательного действия», так и выраженным в виде прямой военной агрессии против РС во второй половине конфликта. Таким образом в войну в Боснии оказались активно вовлечены ООН, ЕС и НАТО.


Козарска бригада креће преко Саве