От Boris Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 11.04.2013 02:45:31 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; 1917-1939; Версия для печати

О серии "История создания и развития ОПК России и СССР, 1900-1963"

Доброе утро,
"Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1927 - 1937)". Том третий, части первая (1927-1932) и часть вторая (1933-1937).М.,Терра, 2008 и 2011 гг.
Насколько я понимаю,об этой книге на форуме подробно не писали.

Оглавление в копилке,а вот примеры документов:

"Как все начиналось"

№22
Справка Сектора обороны Госплана СССР в ВСНХ СССР о потребности армии в механическом транспорте и танках в военное время
2 апреля 1928 г.
Вопрос сочетания работы неколейного механического транспорта (авто, трактора) с колейным и гужевым имеет исключительное значение в деле обороны страны. Вряд ли можно рассчитывать на успех, если подвижность армии будет находиться в зависимости от красноармейских ног и тащащегося конного обоза.
Командование армий капиталистических стран занято разрешением вопросов механизации обозов армий, замены конной тяги механической, создания легких под¬вижных отрядов, способных решать особые задания тактического порядка — вот почему этому вопросу необходимо при проработке контрольных цифр на первый период войны уделить особое внимание.
Автотранспорт. Минимальная потребность РККА в автотранспорте определяется по мобразвертыванию: легковых — 1736 шт.; грузовых — 3823 шт., специальных — 933 шт., мотоциклов — 2341 шт.; и на 1,5 года ведения войны: легковых — 1500 шт., грузовых — 2775 шт., специальных — 290 и мотоциклов — 2300 шт. Таким образом, общая потребность армии в автотранспорте в военное время составляет: легковых — 3236 шт., грузовых — 6598 шт., специальных 1223 шт. и мотоциклов 4641 шт. Источниками покрытия этой потребности являются: внутреннее автостроение — база пополнения армии и страны новыми машинами и запчастями, частичная мобилизация наличного гражданского автотранспорта страны и те запасы, которыми располагает армия и которые могут быть приняты в зачет как пригодные для несения службы в военное время.
Рассмотрим в отдельности каждый из видов пополнения армии в военное время автотранспортом.
Автостроение. Касаясь мобзадания, данного автопромышленности на первый период войны, необходимо констатировать, что оно не увязано ни с потребностью армии, пи с теми производственными возможностями, которые может дать автопромышленность при условии соответствующих капитальных затрат и форсировании работ.
В первый период войны 1,5 года по мобзаданию предусмотрен выпуск готовых 1,5—3-тон [ных] машин, который мало отличается от выпуска продукции мирного времени, в то время как но промфинплану 1927/28 г. при капитальных затратах но заводам автопромышленности в 6750 тыс. руб. намечен в 1928/29 г. выпуск готовых машин но заводу «АМО» 1,5 тыс. шт. и Ярославскому 250 шт. в одну смену, при установлении режима работ в 2—3 смены выпуск новых машин может бы ть увеличен. В первый гол войны по мобзаданию предусмотрен капитальный ремонт 180 грузовых машин «Паккард», которыми к 1 апреля 1928 г. НКВМ не располагает, не даст в первый год войны, этого нет и в заявке НКВМ.
Мобилизация. Частичная мобилизация гражданского автотранспорта по проекту, внесенному НКВМ на утверждение СТО, дает возможность из общего наличия авто¬транспорта в стране 8067 легковых, 8097 грузовых, 2780 специальных и 6772 мото¬циклов изъять 1753 шт. легковых, 3578 грузовых, 64 специальных и 2467 мотоциклов | (1168 с к[олесами| и 1299 б[ез] к[олес]), оставшиеся не изъятые по мобилизации ма¬шины удовлетворяют заявленную наркоматами на военное время потребность ориентировочно: по легковым — 64%, грузовым — 55%, специальным - 100% и мото — 20%. !
Наличие в РККА автотранспорта. На 1 апреля 1928 г. приня ты к зачету как мобизационпый запас подвижного состава, имеющийся в РККА, так и машины ходового эксплуатационного парка, которые пригодны для несения службы в военное время.
Тракторы. Потребность армии в тракторах по заявкам TIKBM определяется по мобразвертыванию и 1,5 года ведения войны — 2207 шт. гусеничных, которые предназначены главным образом для замены в артиллерии конной тяги механической. Потребность армии в тракторах для транспортных целей была первоначально определена НKBM в 38 тыс. шт., но Сектор обороны Госплана СССР и Наркомзем РСФСР указал НКВМ на отсутствие в стране заявленного количества тракторов и невозможности использования в широком масштабе колесных тракторов без гусеничных приспособлений и прицепок, после чего IIKBM от мобилизации колесных тракторов отказался. 1сточпиками покрытия потребности армии в тракторах в военное время являются: внутренне тракторостроение, мобилизация тракторов из сельского хозяйства и те наличные ресурсы, которыми располагает армия.
Тракторостроение. Мобзадание промышленности по колесным тракторам, поскольку таковые не обеспечиваются гусеничными приспособлениями и прицепками, : одной стороны, а с другой — отказа НКВМ от широкого использования колесных тракторов во время войны, надо признать не увязанным с потребностью IIKBM; что нe касается запроектированных цифр по производству гусеничных тракторов, то их следует признать преуменьшенным по сравнению с реальными производственными возможностями промышленности и их возможно принять за время с 1 апреля по 1 октября 1929 г. 377 шт. (252 — «Коммунар» и 125 — «Большевик») против 216 запроектированных промышленностью по мобзаданию.
Мобилизация тракторов. Наличие в стране гусеничных тракторов, пригодных для «пользования в армии, дает возможность изъять по мобилизации до 260 шт. гусеничных факторов. Колесные тракторы могут быть использованы для транспортных целей, но количественное их изъятие по мобилизации зависит от изготовления промышленностью гусеничных придатков и прицепок, производство коих мобзаданием не предусмотрено.
Наличие тракторов в РККА. Наличие тракторов в РККА, которые могут быть использованы для несения службы в военное время составляет 350 шт.
Танки. Потребность РККА в танках сопровождения по мобразвертыванию и 1.5 года войны составляет 333 шт. Покрытие этой потребности производится внутренним производством, которое запроектировано в мобзадании промышленности за пер¬вый период войны в количестве 110 шт. и имеющимся в РККА наличием 82 шт.
Обоз. Потребность РККА в повозках милитаризованного образца разных типов на первый период войны ориентировочно составляет 254 тыс. шт.; двуколок всех образцов до 30 тыс. шт., походных кухонь всех образцов до 6 тыс. шт.; к этому количеству необходимо прибавить специально военный обоз.
В мобзадании промышленности на первый период войны не приведены цифры продукции в натуральном выражении, а дана лишь стоимость производимого обоза в ценностном выражении, мало отличающаяся от продукции мирного времени.
Выводы
Автотранспорт. Минимальная по требность РККА в автотранспорте обеспечива¬ется по легковым автомобилям 61,2%, грузовым — 81,5%, специальным — 36,7% и мотоциклам — 61,2% при условии увеличения производственной программы, как указано ниже. Мобзадание, данное промышленности, не увязано с потребностями армии по от¬дельным видам продукции и максимально производственным возможностям заводов.
Автотранспорт является «узким» местом; на максимальное развитие внутреннего автостроения как в мирное время, так и загрузку заводов в период войны необходимо обратить особое внимание.
Признать возможным выпуск новых машин с соответствующим комплектом за¬пасных частей во втором и третьем полугодии *, довести по заводу «АМО» — 1,5 тыс. шт. и Ярославскому заводу — 250 шт. при условии отпуска необходимых на расшире¬ние и дооборудование заводов средств и рационального использования оборудования тех заводов, кои не имеют мобзадания, связанного с выполнением заявки НКВМ.
Тракторы. Заявленная IIKBM потребность по гусеничным тракторам удовлетво¬ряется на 44,7%. Мобзадание промышленности по производству колесных тракторов является излишним, поскольку таковые не обеспечены гусеничными приспособлениями и приценками, а также [ввиду] отказа TIKBM от их широкого использования. Мобзадание по производству тракторов тяжелого типа не увязано с производственными возможностями промышленности и действительной потребностью армии; выпуск тракторов (гусе¬ничных) за 1,5 года войны можно принять 377 шт. (252 «Коммунар» и 115 «Большевик»), Изъятие по мобилизации и использование колесных тракторов для транспортных целей всецело зависит от производства гусеничных приспособлений и наличия прицепок.
Танки. Мобзадание промышленности недостаточно для удовлетворения мини¬мальной заявки НКВМ.
Обоз. Мобзадание промышленности, приведенное в ценностном выражении, не дает возможности судить о размерах удовлетворения по требности НКВМ в отдельных видах обоза.
Необходимые мероприятия
В военное время. Отпустить автопромышленности средства на pacширение и до¬оборудование заводов. Увязать мобзадание по заводам с заявкой НКВМ. Обеспечить производственную программу автопромышленности необходимыми материалами. Признать необходимым ремонт машин (капитальный) производить в армейских и фронтовых мастерских, каковой должен сводиться к монтажу запасных частей, изготовленных и изготовляемых на госавтозаводах; массовую отправку машин для капитального ремонта с фронта в тыл — центр признать нерациональным как по времени, потребном для перевозки, так и по загрузке железнодорожного транспор та.
Тракторы и танки. Увязать мобзадание по колесным тракторам с производством гусеничных приспособлений и тракторных прицепок. Считать возможным при объявлении мобилизации изъять полностью все находящиеся в стране гусеничные трактора, мобилизацию колесных тракторов произвести в зависимости от потребности РККА и наличия гусеничных придатков и прицепок. Признать необходимым форсировать ра¬боты по увеличению производственных возможностей танкостроения.
Обоз. Мобзадание по обозу увеличить до пределов, обеспечивающих потребность РККА, предусмотрев использование и полную загрузку всех видов как существующих производств, так и могущих быть приспособленными в военное время. Обеспечить снабжение всех видов обоза соответствующим комплектом запасных частей. Создать в районах сосредоточения обоза ремонтпо-обозные базы.
Мирное время. Автотранспорт. Импорт автомотомашин должен быть увязан с внутренним производством, причем покупка машин должна производиться преимущественно у тех фирм, которые при равных технических и коммерческих условиях Рдоут согласны предоставить конструктивные чертежи и сведения о своем производственно-техническом опыте или же участвовать своим капиталом в организации на территории СССР заводов по постройке автомотомашин. Количество импортируемых и производимых внутри страны марок и моделей машин ограничить до минимума; машины, подлежащие ввозу из-за границы, должны быть обеспечены соответствующим комплектом запасных частей. Выдачу лицензий на ввоз автомашин производить на тс марки и модели, постройка коих предположена внутри страны.
Немедленно приступить к проектировке новых заводов по производству грузовых машин, легковых полевого типа и мотоциклов; проектная мощность новых заводов должна быть рассчитана на годовой выпуск машин в одну смену не менее 20 тыс. грузовых. 5 тыс. легковых и 3 тыс. мотоциклов. Принять меры к максимальной загрузке существующих автозаводов путем введения дополнительных мер. Припять меры к репному обеспечению автомобильных заводов необходимыми для их бесперебойной работы материалами, как-то: специальными сталями и чугуном, оловом, алюминием и щ: Выяснить вопрос о привлечении концессионеров по постройке в СССР автозаво¬да- и организации на них производства автомотомашин.
Увеличить на ближайшее пятилетие контингент по импорту автомотомашин с 116 млн руб. до 160 млн руб. за счет уменьшения запроектированной по пятилетнему плану суммы на импорт тракторов. Предложить Комитету по местному транспорту при НКПС на основе запроектированных по пятилетнему перспективному плану валютных средств составить импортный план, учитывая главным образом потребность НКВМ. Предложить Наркомторгу СССР приступить к переговорам с иностранными фирмами о даче целевого заказа на авто-, мотомашины и запасные части к ним в точен* соответствии с разработанным Комитетом по местному транспорту при НКПС импортным планом; реализацию пятилетнего импортного плана по автотранспорту произвести в наикратчайший срок с рассрочкой платежей па 5 и более лет.
Наркомпросам союзных республик предусмотреть но согласованию с НКПС (по ЦУМ Ту) мероприятия по подготовке шоферов и прочего технического персонала, требуемого для нормального обслуживания автотранспорта, и ввести в школах второй ступени и техникумах как обязательный предмет теоретическое знакомство с автотракторным делом.
Тракторы и танки. Усилить темп работ по постройке Сталинградского тракторного завода, обеспечив бесперебойное финансирование работ. Предусмотреть постройкой на указанном заводе соответствующего количества гусеничных тракторов и танков, в каличествах удовлетворяющих на ближайшее пятилетие заявку НКВМ.
Увеличить производство колесных трак торов для сельского [хозяйства] на заводе «Красный Путиловец». Подготовить производство в массовом масштабе гусеничных приспособлений для колесных тракторов.
Установить типы и марки тракторов, подлежащих ввозу в Союз, в соответствии с техническими требованиями НКВМ.
Обоз. Доклад по пятилетнему плану обозостроения, исходя из потребностей обо¬роны страны, с проектом постановления направлен в СТО.

Член-сотрудник Сектора обороны Госплана Союза ССР Гольдберг
РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 91. Д. 449. Л. 132—125. Подлинник.


А вот это - про сегодняшний день:

№ 141 Докладная записка наркома по военным и морским делам СССР и председателя Реввоенсовета СССР К. Е. Ворошилова председателю СНК СССР В. М. Молотову о создании специального органа для разрешения разногласий между ведомствами по военным заказам
18 марта 1931 г.
Совершенно секретно.
При размещении заказов НKBM в промышленности и в процессе их выполнения между органами НКВМ и органами ВСНХ возникает целый ряд спорных вопросов ценам, срокам и, особенно, техническим условиям заказываемой продукции. Эти споры часто задерживают оформление договоров и фактически препятствуют разменяю заказов, тем самым срывая сроки выполнения заказов и нарушая план финансирования. Такое ненормальное положение вызывается тем, что не существует особого органа, который разрешал бы эти споры между НКВМ и ВСНХС.
Объединения ВСНХС, на которые возложено в настоящий момент разрешение споров по отдельным заказам между предприятиями (трестами) и их заказчиками, (и по отношению к НКВМ являются лишь заинтересованной стороной и, следовательно, неавторитетны и некомпетентны.
Для устранения всех отрицательных последствий для обороны, связанных с замками размещения в промышленности заказов НКВМ, считаю необходимым возложить на особый орган разрешение всех споров между НКВМ и ВСНХ по военным вопросам.
Прошу этот вопрос обсудить на сегодняшнем (18 марта) заседании Комиссии обороны.

Наркомвоенмор и председатель РВС СССР Ворошилов ГА

РФ. Ф. Р-8418. Оп. 5. Д. 36. Л. 1. Подлинник.


"Сам Богомолов только и мечтает удрать с завода", или трудности роста:

№ 133
Письмо наркома по военным и морским делам СССР и председателя Реввоенсовета СССР К. Е. Ворошилова председателю ВСНХ СССР С. Орджоникидзе о выполнении танкостроительной программы на заводах «Большевик» и Ижорском
3 декабря 1931 г.
Совершенно секретно
18 ноября я знакомился с ходом работ но танкостроению на заводах «Большевик» и Ижорском. На «Большевике» выполнение заказа идет в общем удовлетворительно но, остается лишь подтянуть завод по отдельным вопросам (предложения см. ниже).. Положение же на Ижорском заводе внушает большую тревогу за выполнение заказа особого квартала и 1931 г. тем более, что от Ижорского завода зависит выполнении программы на «Большевике» (должен дать в 1931 г. «Большевику» 300—360 бронекорпусов для Т-20).
Ижорский завод имеет задания на особый квартал: Т-24 — 15 шт. Машинообъединение и заводоуправление эту заявку опротестовало и берется дать 10 шт. При существующем положении завод, очевидно, не выполнит и 10 машин (это прямо заявил техдиректор завода). На 18 ноября в сборке было только 2 танка; Т-18 — 90 корпусов (+10 недодела). Пока не было сдано ни одного корпуса, заводоуправление обещало сдать к 1 декабря 52 танка, остальные плюс недодел также выполнить к 1 января 1931 г., но никаких гарантий, что это будет выполнено, нет. Корпусов для автобронемашин — 65, сдано в октябре 7. На 1931 г. программа Ижорского завода: корпуса для танков Т-20, Т-24 к танкеток — 1050 шт.; бронирование шестиколесных автомобилей, БА-27 и АА — 150 шт. брони 8—10 мм — 391 т. В общей сумме потребность брони на 1931 г. — 3,5 тыс. т.
Обеспечение этой программы, от выполнения которой в огромной степени зависит весь план механизации РККА, помимо некоторого дополнительного оборудование (о чем ниже), требует, чтобы завод в течение особого квартала коренным образом пе¬рестроил всю свою работу. Между тем обстановка на заводе совершенно неудовлетворительна. 18 ноября в моем присутствии состоялось импровизированное совещание по вопросам выполнения военных заказов руководящей административной, технической.
Партийной и профсоюзной головки, в котором участвовала также комиссия Ленобкома обследующая завод, работники, военные и ГПУ. На совещании, представлявшем собою форменную потасовку между различными работниками, где каждый стремился (прежде всего свалить ответственность с себя, выяснилась безобразнейшая картина, говорящая о том, что завод тяжело болен, что указания, неоднократно даваемые заводу, в частности постановление Ленобкома от 9 октября, не выполнены:
1. Руководящая головка завода не сумела сработаться. Поддержки директору со стороны парт[ийной| и профорганизаций нет.
2. Директор Богомолов мягкотел, время его уходит на бесконечные совещания и дрязги, в цеха не спускается, соответствующих помощников фактически нет, единоначалие и авторитет директора отсутствует. Сам Богомолов только и мечтает удрать с завода (чего сейчас допускать не следует, нужно заставить его по-настоящему взяться а дело).
3. Технический директор Власов (но данным ГПУ, сознавшийся вредитель) перепуган и просто жалок, делу не помогает. Зав. механической [мастерской] № 2 (где выполняются военные заказы) арестован, временно исполняющий эти обязанности инженер Лосицкий беспомощен и так же жалок, как и технический директор. Руководства цехом и в самом цеху нет.
4. В общем, царит полнейшая безответственность. Почти все выступавшие, в том числе и ряд работников завода, заявляли, что на заводе «сверху донизу не ясно, кто за по отвечает», «никто на заводе не знает, будет выполнена программа или нет».
5. Организованности технологических процессов нет. Планирование отсутствует, ice хотят взять напором. Простои оборудования из-за отсутствия организации производственных процессов огромные, материалы вовремя не подаются, что еще больше взвинчивает рабочих, и без того весьма слабо дисциплинированных. Переплачиваются огромные деньги за фактически не сделанную работу, платят за брак, за одну и ту же работу получают разные рабочие.
6. Невыходы на работу огромны. Вторая смена работает еле-еле (85 чел. против 685 в первой), третья смена подчас вовсе срывается из-за не прихода рабочих. Рабочие приходят работать в ту смену, в которую им сегодня удобнее, хотя числятся в другой смене. Администрация и парторганизации реагируют на это только на бумаге. В механической мастерской] № 2 дело хуже, чем во всем заводе.
7. Брак чудовищный — последний раз запороли 60 танковых башен.
8. Постройка нового цеха идет самотеком, планирования и руководства строительством нет.
9. Парторганизация, по-видимому, очень слаба, пассивна, руководство казенное, бюрократическое, выносят кучи всяких постановлений, но за выполнением следить не умеют. Отсталые настроения рабочих, рвачество, прогулы, даже прямые хулигански контрреволюционные выступления отсталой части рабочих (открытая ругань матом на собрании по адресу обращения ЦК) отпора не встречаю т.
10. Назначенные постановлением Ленобкома на подкрепление завода новые технические] и административные работники не прибывают — Судотрест, «Русский дизель» и ЛСНХ не выполняют имеющихся на сей счет постановлений. Зато на заводе непрерывно работают всевозможные комиссии (Машинообъединения, союза металлистов, райкома, обкома и др.), которые отрывают работников от дела и нервируют их.
В общем, вся сумма обстановки на заводе требует немедленного вмешательства и помощи в целях обеспечения реализации поставленной заводу программы особого квартала и 1931 г. Все основания говорят за то, что завод имеет внутри себя громадны| возможности, чтобы справиться с поставленными ему задачами.
Для обеспечения бронетанковой программы особого квартала и 1931 г. считав необходимым:
По заводу «Большевик»: а) форсировать изготовление опытного образца Т-20 с и ким расчетом, чтобы 1 декабря танк поступил на войсковое испытание; б) форсирован технический процесс производства по модели Т-20 с тем, чтобы в установленный ере (апрель 1931 г.) начать производство этих машин; в) во что бы то ни стало закончи первый образец Т-19 к 1 января 1931 г.; г) заводу «Большевик» взять на буксир Ижорский завод в целях полного выполнения последним своих заданий.
По Ижорскому заводу: а) во что бы то ни стало обеспечить выполнение программ как особого квартала, так и предстоящего 1931 г.; б) немедленно приступить к реконструкции бронетанкового цеха завода (2-я механич[еская] мастерская); в) форсировал начатую постройку дополнительного бронетанкового цеха (6-я механическая |масте| ская|), обеспечив его своевременно надлежащим оборудованием. Новый цех должен быть построен с таким расчетом, ч тобы пустить термические печи с 1 апреля, а остальную часть с 1 марта 1931 г.
Я полагаю, что ВСНХС должен взять завод па ближайшее время под свое особое наблюдение. Возможно, было бы полезно послать на завод одного из членов През[идиума] ВСНХ, не для того чтобы начинать новую инспекцию, а чтобы на месте помочь директору создать на заводе нормальную производственную обстановку и через Ленобком провести необходимые мероприятия по оздоровлению и усилению работы партийных] и профорганизаций завода.
Прошу не отказать сообщить мне Ваше решение по этим вопросам.

Народный комиссар по военным и морским делам и председатель РВС СССР К. Е. Ворошилов

РГВА. Ф. 31811. Оп. 1. Д. 245. Л. 241—245. Заверенная копия.

№123 Справка НКТП СССР о выполнении военной промышленностью заказов Наркомата обороны СССР за 1932-1935 гг.
Не позднее 9 января 1936 г. Совершенно секретно.

Наименование 1932 г. 1933 г. 1934 г. 1935 г. Итого за 4 года
Заказ Сдано Заказ Сдано Заказ Сдано Заказ Сдано Заказ Сдано
Танки 3735 3121 4616 4005 3660 3565 3290 3030 15 301 13 721
Пулеметы 68 260 62 705 33 235 35 024 23 762 29 226 29 630 29 630 154 887 156 585
Винтовки 385 000 280 280 205 000 205 000 300 000 303 000 267 000 207 000 1 157 000 995 280
Винтпатроны 681 млн 371,4 млн 285 млн 285 млн 417 млн 306 млн 845 млн 650 млн 2228 млн 1612,4 млн

РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 41. Д. 177. Л. 63.


№ 132
Постановление СТО СССР № ОК-14сс «О принятии на вооружение РККА и заказе на 1936 г. танков Т-29, Т-46 и Т-38»

28 января 1936 г. Совершенно секретно.

Совет труда и обороны постановляет: 1. На основании результатов заводских и войсковых испытаний, взамен Т-37, Т-26 и Т-28 принять на вооружение РККА танки Т-46 и Т-29.
2. Установить головные заводы для производства танков на базе существующей ?рации: по Т-38 — завод № 37, по Т-46 — завод им. Ворошилова, по Т-29 — Киров- завод.
3. Утвердить программу 1936 г. по новым образцам танков: Т-38 — 1100 шт., — 70 шт., Т-29 — 10 шт.
4. НКТяжпрому в трех месячный срок представить план мероприятий о сроках снятия с производства танков Т-26, Т-37 и Т-28 и порядке производства и снабжения запасными частями снимаемых с производства танков на мирное и военное время.
5. Обязать НКТяжпром в 1936 г. изготовить первую серию танков с пультовыми управлениями: Т-26 — 10 шт., БТ-7 — 10 шт., Т-28 — 10 шт., Т-35 — 10 шт., Т-46 — 2 шт.
Т-29 — 2 шт.
6. НКТП и НКО испытать тяжелый артиллерийский трактор конструкции Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна. IIKTTT изготовить на этом те в текущем году 10 шт. тракторов этого типа.
7. Отпустить Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна из ре¬зного фонда CНK СССР 22 млн руб. дополнительно к отпущенным НКТяжпромом 24 млн. руб. для форсированного строительства и оборудования цехов под производство танковых дизель-моторов с тем, чтобы в текущем году закончить строительство дизельного цеха и изготовить не менее 100 шт. танковых дизель-моторов. НКТяжпрому обеспечить не позднее III квартала 1936 г. все необходимое оборудование для этих цехов.

Председатель Совета труда и обороны В. Молотов
За секретаря Совета труда и обороны Базилевич

ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 28. Д. 8. Л. 78-79. Подлинник.


№ 187
Докладная записка наркома обороны СССР К. Е. Ворошилова председателю Комитета обороны при СНК СССР В. М. Молотову об организации производства колесно-гусеничных танков


12 мая 1937 Совершенно секретно
В середине 1935 г. правительством принято решение о производстве колесно-гусеничных танков Т-46 и Т-29. В январе месяце 1936 г., после окончания войсковых испытаний, правительство предложило организовать производство и начать выпуск этих танков на Кировском заводе и заводе № 174 им. т. Ворошилова. Однако в 19; промышленность не выпустила ни одного серийного танка Т-46 и Т-29. В настоящее время есть опасения, что заказ 1937 г. по этим машинам также будет сорван промышленностью, так как за 4 месяца этого года не выпущено ни одного танка Т-46 и Т-29.
Основными причинами задержки в выпуске танков Т-46 и Т-29 являются: малочисленные и слабые конструкторские бюро танковых заводов до настоящего врем не обеспечили производство серийными чертежами; конструктивные изменения которые требовалось внести согласно результатам войсковых испытаний, до сих пор в чертежах не сделаны. Несмотря на неоднократные наши требования внести эти изменения (апрель 1936 г., август 1936 г.) серийные чертежи не отработаны до настоящего времени.
Прошло 2 года с тех пор, как были сделаны первые образцы танков Т-46 и Т-29, 4 года с начала проектирования этих машин, однако серийного производства нет до настоящего времени. В результате конструкция этих машин начинает морально устаревать. Танки Т-46 и Т-29 являются сложными машинами, изготовление которых требует до 10 тыс. чертежей каждая, а танковая промышленность решает вопрос изготовления чертежей и разработки технологического процесса кустарно. Для примера можно сказать, что доводка конструкции двигателя Т-46, очень мало отличающейся от авиационного двигателя, производится всего 10-12 конструкторами (производство авиационного мотора АМ-34 обеспечено конструкторским бюро в составе 100 чел.).
В связи с тем, что промышленность не принимает решительных мер по организации производства танков Т-46 и Т-29, о чем неоднократно НКО предупреждал HKOП и НКТП, выпуск этих машин может быть сорван так же, как и в 1936 г. Ввиду этого прошу вопрос о производстве танков Т-29 и Т-46 поставить на ближайшем заседании Комитета обороны.

К. Ворошилов

ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 12. Д. 99. Л. 2-3. Подлинник.

№ 188
Справка Сектора обороны Госплана СССР о боевом и техническом снабжении РККА в 1931-1937 гг.

12 мая 1937 г. Совершенно секретно. Лично.

Номенклатура главнейших предметов вооружения
1931 г. 1932 г. 1933 г. 1934 г. 1935 г. 1936 г. 1937 г. (план) Итого за 1931-1937 гг.
Артиллерийские орудия шт 1823 2046 1797 5164 4895 6923 70733* 29 7213*
Винтовки всего шт 184 400 286 100 241 000 319 600 220 603 442 558 553 182 2 247 443
в том числе автоматические шт — — — 700 918 9050 10 400 21 068
Пулеметы всего шт 48 700 68 900 32 700 29 500 29 789 34 496 39 135 244 085
Танки и самоходные установки шт 928 3347 3640 3440 3061 3989 2154 20 560
Торпеды шт — — — — 741 453 1000 2194
Автомобили и шасси шт — — 7000 9589 14 450 28 272 35 406 94 717
Тракторы шт. - - 1650 1052 2690 4670 6334 16 396

РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 91. Д. 3001. Л. 1. Копия.

Справка подготовлена для председателя Госплана СССР Г. И. Смирнова. Таблица заполнена от руки.
Данные снабжения приведены на основе материалов промышленности и НКО (АБТУ). (Прим. док.).
В том числе 20-мм пушки 1IIBAK. 1937 г. без данных по Уралмашу и Кировскому заводу (полковая и танковая пушка). (Прим. док.). Включая пулеметы, установленные на танках и самолетах. (Прим. док.).
Данные о производстве торпед за 1931-1934 гг. отсутствуют. (Прим. док.).

Планы на III пятилетку

Объяснительная записка Сектора обороны Госплана СССР к плану развития оптико-механической промышленности в III пятилетке
13 мая 1937 г.
Совершенно секретно

За II пятилетку оптическая промышленность по выпуску валовой продукции вал росла на 480%, объем капитальных вложений достиг 230 млн руб.
Постановлением СТО № 168сс от 20 июля 1936 г. определено развитие оптической промышленности с 1936 по 1939 г. На 1 января 1938 г., т. е. на начало III пятилетки должна быть достигнута мощность оптических заводов в 495 млн. руб. В результате капитальных вложений 1937 г. создаются мощности по оптической промышленности на 1 января 1938 г. — 450 млн руб.
Серьезным дефектом в развитии оптической промышленности за III пятилетку является сосредоточение основных оптических заводов в Ленинграде. Завод ГОМЗ достиг производственных мощностей, записанных постановлением правительства я 1 января 1939 г. — 122 млн. руб., достигают мощностей, намеченных постановлением правительства, заводы JIOM3, «Прогресс» в Ленинграде, и значительно отстала группа московских заводов, вновь строящихся и реконструируемых.
В оптической промышленности не разрешена проблема кадров, особенно остро ощущается отсутствие инженерно-технического персонала, и нет институтов, готовящих инженеров для оптических заводов. Не создана научно-исследовательская база в Москве, куда в основном переносится оптико-механическая промышленность. Производство военных оптических приборов находится в зависимости от импорта по ряду изделий и разным видам сырья. У нас не создано производство часовых механизмов для прицелов бомбометания. В 1937 г. их ввезено 7100 шт., а на военный год требуется в три раза больше. Секундомеры импортируются в 1937 г. — 5137 шт., от отечественных заводов оптическая промышленность получила только 63 шт. Бальзам канадский идет на склеивание оптических систем и целиком импортируется, из¬готовить его можно из сибирской пихты. Импортируется борная кислота в количестве 234 т, на военный год ее потребуется 700 т и т. д. (перечень импортируемых изделий, метизов, химикатов, прилагается). В III пятилетке необходимо ликвидировать зави¬сеть оптической промышленности от импорта.
Намечающаяся мощность по оптико-механической промышленности в 1,5 млрд. руб. на конец III пятилетки должна разрешить задачи по оснащению армии усовершенствованными оптическими приборами: 1) усовершенствование авиационных прицелов для бомбометания и для неподвижной установки; 2) конструирование ого прицела для пулеметов и пушек с турелыо; 3) по дальномерам необходимо решить проблему «теплоустойчивости дальномеров», над которой работает ГОИ,69-й завод совместно с АУ РККА; 4) улучшение качества изображения перископов; 5) улучшение качества объективов аэрофотоаппаратов; 6) освоение производства прожекторных зеркал и усовершенствование и модернизация всех военных приборов.
Создание мощной оптической промышленности позволит в III пятилетке ассимилировать ряд гражданских производств. Освободить полностью страну от импорта микроскопов и частично от импорта лабораторного оборудования. Для решения этой задачи необходимо произвести следующую специализацию заводов. На заводе «Прогресс» организуется производство микроскопов в количестве 40 тыс. шт. по самой разнообразной номенклатуре, начиная от студенческих микроскопов и кончая био¬ническими и поляризационными. Производство кино-фотоаппаратуры ассимилирует завод ГОМЗ. Завод ЛОМЗ специализируется на производстве лабораторных приборов: спектроскопия, рефлекторометрия и вместе с ГОИ осваивает производство поляриметрических приборов. 69-й завод будет выпускать контрольно-измерительные приборы для металлопромышленности, как, например, оптиметры, металлографические микроскопы с привлечением завода ЗОМЗ. Завод «Геодезия» будет выпускать геодезические приборы для гражданских целей и фотоаппаратуру мелкосерийную специальную. 217-й завод — геодезические приборы. Изюмский завод — очковые стекла пунктуальные, телескопические очки и бинокли. Завод № 237 — сложные лабораторные приборы.
Новые и реконструируемые заводы оптической промышленности должны организовать технологический процесс на основании новейших достижений техники. В целях максимального сокращения механической обработки на оптических заводах будет применяться горячая штамповка, литье под давлением и должны найти широкое примене¬ние пластические массы. Стандартизация и нормализация деталей должны упростить их производство и обеспечить подъем производительности труда. Конструирование новых приборов должно быть увязано с технологическим процессом, что даст большой экономический эффект. Необходимо ввести единый усовершенствованный метод по об¬работке стекла. Широкое применение твердых сплавов для инструмента, замена бронзы ковким чугуном для дальномерных тумб — все эти мероприятия обеспечат рост производительности труда на 85%, экономию металлов, снижение себестоимости на 35%.
Увеличение выпуска валовой продукции в 3 раза с лишним потребует удвоения количества рабочих и утроения инженерно-технического персонала на конец III пятилетки. Разрешение проблемы кадров в оптической промышленности требует подготовки и обучения рабочих на старых заводах для вновь строящихся, создание ФЗУ на одном из московских заводов, для ликвидации недостатка инженеров требуется создание оптического втуза и создание научно-исследовательского института в Москве.
Научно-исследовательские проблемы оптической промышленности в III пяти¬летке связаны с применением инфракрасных лучей для фотографирования, передача сигналов па расстояние и т. д. Применение ультрафиолетовых лучей. Эти проблемы могут быть разрешены ГОИ совместно с Академией наук.
По стекловарению стоит задача получить техническое стекло идеально чистых однородным и может быть разрешена в электропечах специальной конструкции. Над этой проблемой работает ГОИ.
Для разрешения всех задач, стоящих перед оптической промышленностью, требуется реконструкция и окончание строительства оптических заводов, по которые имеется решение правительства. Для этой цели потребуется 500 млн руб. капитальных вложений. Создание научно-исследовательского института и втуза в Москве потребует капитальных вложений 40-50 млн руб. Общий объем капитальных вложений в III пятилетке для оптических заводов составит 540-550 млн руб.
Намечаемый лимит по капитальным вложениям в 450 млн руб. не обеспечивает окончательного строительства 237 заводов. Отсутствие средств помешает создать научно-исследовательский институт в Москве, необходимый для поднятия техническое уровня оптической промышленности (разбивка 450 млн руб. по заводам и годам III пятилетки прилагается — составлена она ориентировочно, т. к. проекты и сметы по решению правительства должны быть представлены на утверждение в апреле месяце 1937 г.).
РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 91. Д. 3226. Л. 6-4. Подлинник.

№184 Объяснительная записка 5-го Главного управления НКОП СССР к плану развития электрослаботочной промышленности в III пятилетке

13 мая 1937 Совершенно секретно
В результате роста вложений во II пятилетке до 401% (1937 г. В процентах к 1931 г. выпуск валовой продукции электрослаботочной промышленности возрос до 307,5.
Рост электрослаботочной промышленности шел как по количеству выпуска, так и по линии освоения новых видов оборудования. Основным недостатком в развитии техники и вооружения радиосвязи необходимо отметить имевший место разрыв между научно-исследовательской базой и производством, который отразился на росте внедрения новой техники в систему связи. Такие примеры имели место в производстве полетных радиостанций, испытанные образцы в научно-исследовательских организациях годами осваивали на производстве. Существенным недостатком явилась также неувязка роста выпуска радиостанций с производством источников питания (радиомашины, анодные батареи).
Основные задачи III пятилетки для электрослаботочной промышленности должны заключаться в следующем:
1. Довести рост выпускаемой продукции радиосвязи до 300% по отношению к итогам II пятилетки, особенно передатчиков, производство которых сосредоточено только в 5-м Управлении. Потребность в радиосвязи растет во всех отраслях народного хояйства и особенно в области вооружения связи РККА. Рост техники вооружения КА по линии воздушных, морских сил и мотомехчастей предъявляет большой спрос радиосвязь, как в количественном отношении, так и в части усовершенствования технических данных этой продукции. Так, например, рост авиации, намечаемый на пятилетку, требует роста выпуска самолетных станций в 7 раз на военный год и в 3 раза на мирный (1942 г. в процентах к 1937 г.).
2. В области технического развития в III пятилетке необходимо добиться увязки между научно-исследовательской базой и производством путем повышения качества научно-исследовательских работ и их быстрого освоения в массовом производстве.
3. Необходимо устранить разрыв в поставке источников питания в первые же годы III пятилетки.
4. Освоить и внедрить американскую технику в производство радиоприемной аппаратуры.
5. Для правильной организации производства необходимо изъять все мелкое заготовительное производство с основных заводов частично на вновь построенные частично на имеющиеся. Строительство новых заводов проектировать отдельно: монтажно-сборочные и заготовительные, производящие только детали. При этом заготовительные заводы производят детали как для мирной, так и для военной продукции, сборочные заводы разделяются на изготовляющие военную и мирную продукцию. Таким образом, заводы, закруженные сборочно-монтажной работой военной продукции, изолируются от широких масс. Кроме того, такая система обеспечивает возможность быстро переключать производство с мирной продукции на военную.
При лимите капвложений 850 млн руб. обеспечивается следующий рост мощностей по основным видам продукции. Намеченный рост мощностей обеспечивает потребность в вооружении связью на 1942 г. в соответствии с ростом соответствующих подразделений в РККА.

Наименование
продукции Единица
измерения Мощность на 1 января 1937 г. Мощность на 1 января 1938 г. Мощность на 1 января 1943 г. 1942 г. в процентах к 1 января 1937 г.

Военная продукция
Радиостанции самолетные шт. 7061 20 000 44 000 623
Радиостанции танковые шт. 3200 4000 16 500 515,6

Продолжение табл.
Наименование
продукции Единица
измерения Мощность на 1 января 1937 г. Мощность на 1 января 1938 г. Мощность на 1 января 1943 г. 1942 г. в процентах к 1 января 1937 г.
Радиостанции аэродромные шт. 228 270 600 263,1
Радиостанции войсковые шт. 4131 10 000 33 500 810,9
Гражданская продукция
Радиоприемники тыс. шт. 217 1000 3500
Приемо-усилительные
лампы млн шт. 8,5 17,0 70,0 823,4

Наращивание мощностей по производству радиопередающей аппаратуры должно пойти за счет строительства новых заводов, на которых в мирное время нужно разместить производство продукции радиоширпотреба. Строительство новых заводов нужно разместить но точкам, указанным моборганами: Вязьма, Харьков, Иркутск и Комсомольск. Эти заводы в мирное время будут производить военную радиоаппаратуру и служить ремонтными базами той же аппаратуры.
В мирное время эти заводы будут загружены производством продукции радио¬ширпотреба, необходимость в расширении которого давно назрела. В связи с этим в III пятилетке гражданская продукция в 5-м Управлении будет иметь большой удель¬ный вес — 63%, несмотря на то, что при выделении из НКТП-НКОП из 5-го Управления были выделены заводы, производящие гражданскую продукцию.

Подпись

РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 91. Д. 3224. Л. 3-2. Подлинник.


Если что-то из оглавления интересно, могу отсканировать и выложить на форум. Тома толстые,отсюда много ошибок при распознавании.

С уважением, Boris.