От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К Алтын
Дата 08.04.2013 07:53:21 Найти в дереве
Рубрики WWI; Униформа; 1917-1939; Версия для печати

Re: это "шапка...

вот кусок статьи из альманаха

Наследие предков №3/2005
УНИФОРМОЛОГИЯ
А.А. Петров
Униформа егерей и портупей-юнкеров Учебно-Инструкторских школ армии адмирала Колчака: попытка реконструкции
. . . . . . . . .
гивающейся на крючок. Судя по всему это не единственный вариант покроя подобных шапок, на фотографиях периода Первой Мiровой войны можно видеть подобные шапки с округлым колпаком, закругленными сверху ушами и с полукруглым передним откидным клапаном . В годы Первой Мiровой войны «шапки типа Нансен» не получила в Русской армии широкого распространения; однако известно, что эти шапки носились в автобронечастях и в зенитных автомобильных батареях9. Классическая зимняя «шапка типа Нансен» использовалась и в Белых войсках на Востоке России. Так, в утвержденной в январе 1919 г. Морским министерством новой табели обмундирования, выдаваемого добровольцам флота, среди прочего значится: «Шапка теплая Нансена - одна на 2 года»10. Однако с лета 1919 г. в Белой Сибири получает широкое распространение « летний» вариант подобной же шапки, которую с полным основанием можно было бы называть: шапка - «колчаковка». От «классического» образца шапки Нансена она отличалась тем, что, во- первых, была целиком суконной (то есть, ее назатыльник с ушами и передний клапан не обшивались мехом), а, во-вторых, кроме вертикального переднего она имела еще и козырек (по-видимому, также обтянутый сукном). Одно из первых упоминаний о наличии в войсках нестандартных головных уборов можно встретить в «Дневнике» барона Будберга.
Описывая парад Ударного корпуса, состоявшийся 8 мая 1919 г. в Екатеринбурге, он замечает: «среди разнообразных форм неприятно поражали чешские колпачки ударных полков, заменившие наши фуражки (уверяют, что колпачки легче шить)»10.
Впрочем, как нам кажется, в данном случае Будберг имел в виду не « колчаковки», а обычные пилотки: именно их носил в частности 4-й Чешско-Словацкий стрелковый имени Прокопа Великого полк. К осени 1919 г. «колчаковка», которую правильнее, наверное, все же было бы называть «летний вариант шапки Нансена», получает в войсках адмирала Колчака очень широкое распространение. Она не вытесняет полностью папахи и фуражки, однако на многих фотографиях можно видеть белых бойцов вперемешку в фуражках и в этих шапках, а некоторые части (опять же, судя по фотографиям) были снабжены исключительно этим новым вариантом головных уборов. Известный историк Белой Сибири Б. Б. Филимонов упоминает, что и два года спустя, во время Хабаровского похода « Белоповсганческой армии» генерала В.М. Молчанова зимою 1921 - 1922 гг., подавляющее большинство стрелков в Ижевско-Воткинской, Поволжской и 1-й стрелковой бригадах в качестве головного убора имели « суконные шапки с ушами принятые в Сибирской армии при Адмирале Колчаке»12.
Кстати, можем отметить еще одну интересную деталь: если у офицеров на вертикальном переднем клапане шапки стандартно крепится кокарда ( которая ингда заменяется пришитой наискось бело-зеленой «сибирской» ленточкой), то на подавляющем большинстве фотографий у рядовых бойцов кокарды просто отсутствуют. Это может быть связано с нехваткой кокард, но также возможно, что уже сам необычный вид этого головного убора являлся отличительным признаком именно белых бойцов.13
Впрочем, «шапки Нансена» ( точнее, ушанки различного вида и покроя) носили в Сибири не только белые, но и интервенты. Так, канадские контингенты многонационального экспедиционного корпуса носили вариант американской целиком меховой шапки образца 1879 года; скорее всего подобные же шапки имели и американцы. Японцы носили собственные зимние шапки, как раз и послужившие прототипом для «шапки Нансена».
В Северной области англичане приняли еще один вариант, подобной шапки: с высоким колпаком из белого сукна и темного меха ушами и передним клапаном; возможно, этот головной убор они носили и в Сибири. Не исключено, что все эти образцы также могли закупаться небольшими партиями и носиться в каких-либо белых частях.
Однако, и это следует подчеркнуть особо, ни в одной из иностранных армий не было головного убора, который являлся бы точной копией шапки-«колчаковки», что позволяет считать последнюю чисто сибирской разработкой. И в заключение необходимо отметить еще одно обстоятельство, придававшее внешнему виду белых воинов в Сибири особое разнообразие.
Дело в том, что здесь, на всей подконтрольной Белым территории совершенно отсутствовали как фабрики по производству сукна, так и значительные его запасы. Поэтому все обмундирование, кроме того, что бралось в виде трофеев у красных, приходилось либо шить из привозного материал, либо закупать уже в готовом виде за границей. Разумеется, того и другого не хватало, и Белые войска, как и вее население Сибири, существовали в обстановке постоянного «мануфактурного голода». Хуже всего было положение с шинелями, их старались добывать, откуда только можно. При этом поставки обмундирования в готовом виде в основном шли из Англии, тогда как сукно, насколько можно судить, в первую очередь, закупалось в Японии. Впрочем, только этими двумя странами дело не ограничивалось.
Так, сформированный в августе 1919 года Отдельный морской учебный батальон получил, по свидетельству лейтенанта Г.А. Мейрера, на весь свой состав серо-голубые французские шинели."14
Наконец, имеется свидетельство Филимонова, что во время Хабаровского похода зимою 1921-1922 г.г. часть бойцов 1-й стрелковой (Глудкинской I бригады и подавляющее большинство чинов 3-й Пластунской бригады все еще продолжали ходить «в плащах (красно-бурого цвета, имелись в Армии Ад мирала Колчака, в них же ходила и 5-я Польская дивизия)»15.
Плащи эти были слишком холодными и в условиях Сибирской зимы показали свою полную непригодность. Можно предполагать, что эти «красно-бурые плащи» на самом деле не что иное, как закупленные старые шинели армии США образца 1883 или 1904 годов, которые действительно были красновато-бурого цвета.
Тем более, что наряду с ними Филимонов упоминает имевшиеся в армии «Белоповстанцев» «американские высокие резиновые галоши», закупленные уже правительством Меркуловых, и также оказавшиеся совершенно непригодными в походных условиях.
Так что, на наш взгляд, не следует удивляться нестандартному покрою шинелей на многих фотографиях белых бойцов того периода, (как и соседству рядом с ними многочисленных курток, полушубков и вполне «цивильных» шуб) - источники, из которых они были получены, могли быть самыми неожиданными.

Иллюстрации к статье см. также на 3-ей странице обложки.
Примечания
1 Еленевский А. Военные училища в Сибири. // Военная Быль. Париж, 1963. No64. С. 27.
2 РГВА. Ф. 39499. Оп. 1 . Д. 13. Л. 122.
3 В соответствии с Приказом Верховного Правителя и Верховного Главнокомандующего No 192 от 15 сентября 1919 г., после этих слов было добавлено: «шашкою, снаряжением, походным чемоданом-кроватью и комплектом уставов» (РГВА. Ф. 39499. Оп. 1 . Д. 13. Л. 143.)
4 Приказ по Военному Ведомству No 282 от 19-го ноября 1886 г. Здесь следует отметить, что в Российской Императорской армии первоначально выпуска ш юнкеров из училищ именно в чине портупей-юнкера, и лишь через полгода следовало производство их в офицеры. К 1886 г. юнкеров выпускали в пехоту - подпрапорщиками; в кавалерию - эстандарт- юнкерами, в казачьи войска - подхорунжими; кандидаты на классную должность ожидали производства в военные чиновники.
5 Приказ по Военному Ведомству No 332 от 24-го ноября 1899 г.
6 Подробнее см Петров А. А. Портупей-юнкера адмирала Колчака//Исторня белой Сибири. Материалы 6-й международной конференции 7-8 февраля 2005 г. Кемерово, 2005. С.71-77.
7 Собрание Узаконений и Распоряжений при Правительствующем Сенате. 1919 г. Омск, 15 мая 1919 г., No5, Отдел первый, Статья 57.
8 Антонюк В. Отдельный корпус Пограничной Стражи. 1819 - 1917. // « Форменная Одежда» («Однострий»). No1. 1998. С. 4 - 5.
9 Многочисленные фотографии бойцов автоброневых частей в подобных шапках можно увидеть в книге: Барятинский М., Коло- миец М. Бронеавтомобили Русской Армии 1906 - 1917 гг. М. 2002. Стоит отметить, что шапка, точности повторявшая покрой русской «шапки Нансена» времен Первой М1ровой войны, стала стандартным и наиболее распространенным зимним головным убором в Финской армии с момента ее возникновения в 1918 г. 10 РГА ВМФ. Ф р.-1722. Оп. 7. Д. 183. Л. 24. " Будберг А. П. Дневник // Архив Русской Революции. Т. 14. М. 1992. С. 236.
12 Филимонов Б. Б. Белоповстанцы. Ч. 1. Шанхай 1932. С. 74 - 75.
13 Фотографии красных, одетых в зги шапки, очень редки, и обычно это - партизаны, действовавшие в Забайкалье и Приморье в 1920 - 1922 гг., успевшие уже пополнить свой гардероб за счет колчаков- ских трофеев. Некоторые из них при этом, для отличия от белых, нашивали на передний вертикальный клапан шапки большую и хорошо видную издали матерчатую красную звезду.
14 Мейрер Г.А. Краткая История о действиях Отдельного Морского Учебного Батальона // Морской сборник. No1. Бизерта, 1922. С. 58
15 Филимонов В. Б. Ук. соч. С. 74.