горячечный бред про свободу передвижения прочно засел
в головах многих, даже образованных людей. :))) это как до перестройки - мечтая о свободах передвижения и отмене московской "прописки" никто не воображал себя с шваброй в московском туалете при вокзале (и спать там же в каморке рядом.чтоб в 5 утра приступать к обязанностям) - а только на мерседесе и берне-лозанне летним отпуском :))).
Если.исключить "свободное передвижение" переселенцев типа."десятифунтовых помми" в астралию или.русских крестьян в Сибирь - о чем мы говорим? О свободе узкой кучки богатеньких - и "примкнувших к ним" представителей "благородных" сословий? А за пределами? Покажите мне хоть одно прошение на загранпаспорт от крестьянина пупкина или работяги хрюпкина - "с целью оздоровле ния семьи и осмотра исторических достопримечательностей" желающего посетить Рим или Париж - не говоря уже о египетских пирамидах :))). Другой аспект - Британская Империя раскинулась на полсвета, и по ней ездило из конца в конец довольно много небогатого служового люда - но ездило по казенной надобности, стоимость таких поездок была бы им недоступна за свой счет - да и пездки эти скорее можно рассматривать как внутренние :). С такой точки зрения как задан вопрос - я скажу что самое свободное передвижение было реально доступно в СССР - почти вся (кроме погранзон) 1/6 часть суши была доступна практически всем - в силу наличия доступного дешевого транспорта и времени у людей. Современный мир тоже в-общем доступен массам народу как никогда. Но рассматривать "белляпок" 19 века сквозь очки нескольких привилегированых буратин на фоне остального населения тогда, которое часто и в соседний околоток раз в жизни могло себе позволить сьездить - это просто смешно :))