Черти на якутском - абаасы, существа Нижнего (инфернального) Мира. У чукчей наверно как-то иначе зовутся.
> - Один человек сделал очень плохо. Пришел в одну семью, сказал, что хочет приемник купить. Те не продали. Он всех убил - мужа, жену, бабушку, трех детей. Даже собак убил. Взял приемник и уехал. Только через два дня узнали, что он их убил. Милиция на вертолете прилетела, стали искать. А как найдешь? Он места хорошо знал, охотник был к тому же. А в тундре еще семьи кочуют, и геологи там ходили. Встретится с ними - беда будет. Тогда я стал просить духов, чтобы они его нашли. Медведя просил, песца просил, поморника, сову и косатку. Косатка злая за это была.
Просто так из-за приёмника убить - не катит. Лучше "напился и убил" - много ближе к действительности.
Вместо касатки КМК ворон - существо изначально инфернальное.
> - Нашли. Я пошел к милиции, сказал, что знаю, где искать. Не сказал, что шаман, сказал, что знаю места, догадался, куда пойдет. Мы на вездеходе поехали - там его нашли. Он сидел у костра, костер потух, а он сидел, хотя и жир был, да и нарты мог разломать. Лицо было - как сырое мясо, он весь такой был. Очень плохо умер. Мне потом уже сказали, что нельзя духов посылать людей искать. Только песца можно послать искать, да и то лучше не делать.
На вертолёте будет достовернее. На вездеходе можно замаятся искать даже знакомое место.
> - Да, учил. Мы, чукчи, с коряками не очень. Но он сказал, что шаманов мало осталось, а неученый шаман много вреда может принести. Он мне много рассказывал.
Вряд ли. Не будет учить. До русских друг друга резали,такое не забывают,тем долее шаманы.
> - Хороший, плохой... Люди ко мне идут, платят, значит не такой плохой.
Белый/чёрный, наверно.
Платить - нельзя так писать, это совершенно не товарно-денежные отношения. "Люди ходят, люди просят", КМК.
> - У Кэкэев? Там не болезнь была, там черт был. Доктор все правильно делал: послушал, температуру померял, укол сделал, потом, погодя, второй укол. А ей не помогает. Он сказал - надо в Анадырь везти, оттуда, самолетом, в Москву. А Лена уже горела вся. Меня позвали. Я смотрю - в ней черт сидит, плохой черт. Я плясать начал, потом поморника позвал - он чертей не любит очень. Прогнали.
"Ленка" - о детях обычно не говорят в официальной форме, только в уменьшительной.
> - Ну, Ольга не первая приходила. Раз шаман - должен знать мифы. Фольклор. Еще чай пей.
Если отношение к "Ольге" хорошее или, наипаче, уважительное, то только с отчеством, и никак иначе.
> - Спасибо. Чтобы с духами общаться нужен бубен?
> - Некоторым - нужен. Да и просто так бубен у многих есть - под него плясать хорошо. Но я долго плясать не могу - колено болит. Так их зову.
Бубен нужен ВСЕГДА. Бубен душа шамана. Ещё одеяние надобно, с амулетами и железом.
"Плясать" - не в тему.
> - Ты при этом что-то принимаешь?
> - Вот вы заладили. Нет, ничего не принимаю. И мухоморы не ем. Что еще спросить хочешь?
Северный человек не понял бы быслово "принимаешь", обязательно бы переспросил.
> (После этого вопроса Эттыргын долгое время молча пил чай, затем внезапно поднял карабин и положил рядом с собой. Я сидел не шевелясь, руки держал на виду. Трофим выпил еще три чашки чая. Все это время мы молчали потом он заговорил)
> - В Якутске, в институте языка, литературы и истории есть записи Платона Ойунского, его опросов шаманов, когда он был наркомом просвещения в Якутии. Там написано, что два из семнадцати опрошенных шаманов произнесли эти слова. Из оставшихся пятнадцати одиннадцать никак не отреагировали, когда он спрашивал об этом, четверо, видимо, что-то знали, но отказались говорить.
Сейчас есть ИГИ - Институт гуманитарных исследований. Есть какое-то научно-исследовательское учреждение по Олонхо. Архив Ойуунского (псевдоним: ойуун - белый шаман) разбросан по учреждениям и потомкам. Кстати, сам Платон был семинаристом, только вот доучился он или нет - не знаю =))
> (После этого разговора я вышел из чума и полчаса ходил по стоянке. Из чума доносилось пение, ударов бубна я не слышал, потом из дымохода повалил густой белый дым. Затем Трофим Эттыргын выглянул из чума и махнул мне рукой. Когда я зешел, карабина рядом с ним не было, но рядом с его местом лежал длинный нож. Эттыргын предложил мне чай.)
После камлания шаман не выйдет, т.к. он в трансе. Но это фигня по-большому счёту, НЯП. Для вписанности в действительность можно приписать шаману фразу "Входи, "Атан!" кричать не буду" и указать, что нож перед шаманом был воткнутв чурбак, ручкой вверх.
> - Что ты - не совсем живой человек.
"что ты людям чужой". С "не совсем живым" белый шаман говорить бы не стал.
> - Я тоже немного знаю. Хорошо, я скажу тебе то, что сказал тот коряк. За все, что делает шаман, он должен платить. Чем больше делаешь - тем больше плата. В старые времена могли заплатить кровью - своего, или чужака. Шаман не должен хотеть делать так, чтобы платить было не нужно.
Не могли, а платили - кровью оленя.
> "Совершенно секретно. Фрагмент магнитофонной записи разговора капитана Клочкова И. Н. и знатного оленевода Эттыргына Т.В. копия - в секретариат Особой КОмиссии ЦК КПСС"