WWII; Фортификация; Артиллерия; Искусство и творчество;
Так в исходнике у Георгия Маркова посера-то и не было!
Доброе время суток!
В основе фильма - повесть тогдашнего (1945 год) спецкора газеты "На боевом посту" Забайкальского фронта Георгия Маркова "Орлы над Хинганом" (исходное название - "Солдат пехоты"), впервые вышедшая журнальным вариантом в 1947-м, книжным - в 1948-м году. http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/562/
Самое свежее переиздание - у "Эксмо" в 2012 году в авторском сборнике Маркова "Отец и сын".
В повести, в отличие от кина, боевые действия 17-й Армии ЗабФронта показаны ближе к реалу, а количество жертв посера, т.е. боевых потерь среди главных действующих лиц гораздо меньше: в частности, в книге в живых остались сержант Шленкин, который в кине и рванул кенигсбергский катакомб, военврач Екатерина - и, если мне не изменяет склероз, замполит Буткин. За такой соцреализм Маркова (по)читали до 1985 года и обсирали как основоположника "секретарской литературы" впоследствии.
ПМСМ, в фильме, в отличие от книги, посер устроили в соответствии с "духом эпохи": кино снимали в 1981-1982 гг., когда уже было ясно, что Афган - это всерьез и надолго, "грузов 200" из горно-пустынной местности ожидалось много - и надо было в пропагандистском плане и на схожем ярком примере объяснить и оправдать потери/посеры в боях против местных фанатиков в подготовленных теми укрепрайонах.
В действительности всё обстояло совсем не так, чем на самом деле.
М. Токарев