>>При чем тут гранулированный порох. Его достоинство - способность долго храниться и стабильность состава, а не сколько-нибудь существенная прибавка в мощности.
>
>Конечно же это не так. Гранулированный порох дает существенную прибавку в мощности. Это давно проверено экспериментально современными реконструкторами, как буржуйскими, так и нашими. Как мне сказали: "явно мощнее, даже звук другой". А дело в том, что у него меньше потери на пиростатическом периоде. Тогда как негранулированный порох некоторое время горит прямо в стволе без взрыва.
>Кстати, "Монс Мег" разорвало в 17 веке именно тогда, когда в нее зарядили гранулированный порох вместо порошкообразного.
>Можно еще добавить, что, помимо большей мощности, он менее гигроскопичен и лучше сыпется. Если же банку с порошкообразным порохом "повернуть под углом 90 градусов, то он не осыпается, а стоит стеной". Это, как ты понимаешь, позволяет повысить скорострельность орудий.
Ну мне не хочется тут вдаваться в длинные объяснения с теми, кто не понимает ничего в историческом контексте данного дела.
В 15 веке "гранулированного" в очном смысле этого слова (в смысле зерненого) пороха не было вообще, первые упоминания о нем появляются в 1520-х гг., описания технологии получения - еще позже (первое надежное - в 1540 г.). Поэтому он к событиям 15 в. не имеет отношения в принципе.
В 15 в. (с 1420-х по 1520-е) использовали так называемый "лепешечный" порох (не знаю, есть ли для него термин на русском). То есть порох мякотью спекали в лепешки алкоголем и даже мочой, а перед боем толкли в ступке пестиком, получая "крошку". У такого пороха нет существенной разницы в мощности с свежепомолотым и хорошо перемешанным "порошковым". Единственные достоинства этого метода - долгое хранение и защита от расслоения при хранении.
И еще раз - отказ от сверхбольших бомбард в пользу многочисленных средних не имеет никакого отношения к грануляции пороха, ни по времени, ни по причинам. Хотя бы потому, что и без грануляции можно увеличить силу выстрела простым увеличением порохового заряда (по весу), а также длины ствола. Ограничением тут является не качество пороха, а качество ствола (если слишком много заложить хоть самого "мякотного" - разорвет).
Переход от больших бомбард к средним во 2-й пол. 15 в. произошел по тактическим и организационным причинам, в первую и вторую очередь. Технические причины были третьестепенны. Причем и они не имели отношения к пороху (он если и имел какое-то значение, то только для эволюции легкого огнестрельного оружия). Главным образом, это внедрение чугунных ядер, позволивших уменьшить калибр при тактически приемлемой массе орудия (и вес пушки с лафетом нежелательно делать более 2,5 т для удобства конной тяги, и у веса ядра есть ограничения, вызванные подтаскиванием и закладкой вручную). И также внедрение бронзового литья, позволившее более-менее надежно согласовывать толщину и длину ствола с пороховым зарядом определенного веса (максимально допустимого).
>Остальной пустопорожний треп про "отсталость" поскипал.
Ну если ты ничего не понимаешь в истории Европы 15 века, так зачем встревать. Наиболее передовой в то время была артиллерия Франции. Именно там, усилиями братьев Бюро, были выработаны примерно к 1450 г., наиболее прогрессивные тактические и организационные формы применения артиллерии. Да и в технике тоже - колесные лафеты, чугунные ядра стали впервые применять именно там и в то самое время. Позже эти формы распространились по другим странам (и достигли Турции в том числе).
А Турция - да, была отсталой технически по сравнению с Францией, иберийскими странами, Италией, Германией, Англией. Вообще вся "турецкая техника" вторична, не могу припомнить ни одного серьезного оригинального технического изобретения или тактического приема. А в силу вторичности - иногда своевременно заимствовали что-то, а иногда с запозданием.
В данном случае, французские артиллерийские методы конца Столетки к моменту осады Константинополя в 1453 г. до них не дошли. Они и в Зап. Европе начали преобладать только с 1470-х гг. (когда практически перестали делать "большие бомбарды"), а полностью - после 1494 г.