Нет, совершенно. Ну вы даете. Сент-Экс, конечно, хороший автор и м.б. пилот, но
>Нет, всё равно он авторитетнее.
делать из его крылатого словца правду в последней инстанции, просто потому что он современник - мы же не собираемся.
Если Вы уж хотите маленький наброс по теме кто был там (Франция/Германия) образованней, то во Франции почти все население к 1940 г. было грамотно, существовала централизованная система учебных заведений с стандартным набором образования, сильная и централизованная система технического образования и развлетвенная сеть начальных школ по всей территории метрополии и других территорий, где образование было, опять же, стандардизовано.
В Германии к этому пришли очень поздно, централизации не было, и существовали существенные разницы между регионами. Плотность школ была меньше чем у Франции, не было общегосударственного стандарта образования и стандарта допуска к учительской деятельности.
Если к этому добавить аспект диалекта в качестве родного (материнского) языка (де факто отсутсвующий во Франции уже не одно столетие, где литературный и родной язык - не отличались или очень мало, в отличии от), отсутствие в Германии аналога Французкой академии, которая добилась полной стандардизации лингвистического аспекта, и таких типично немецких извращений типа курентшрифта, то можно понять почему уже такой базовый аспект образованности как грамотность в Германии был на более низком уровне чем в Франции. О чем нем. военачальники часто жаловались, кстати.
Вообще у меня валялись где-то доки из архивов Education nationale того времени, где было очень красиво и по таблично расписаны все ТТХ рекрутов, вкл. грамотность. Точную цифру не помню, но она была очень высокой и регионально/профессионально/социально мало отличалась по категориям (крестьянский сын, рабочий). Корсиканцы, кстати, имели самый низкий показатель - но тут сказывается языковой фактор (фр. - не родной).