От истерик Ответить на сообщение
К ИгорьД
Дата 28.06.2009 20:01:05 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Re: Это неверно

>>(большей частью) переселились на Кубань в состав Черноморского и (впоследствии) Кубанского казачих войск.
>>Так что не совсем понятно, от кого себя выводят эти укровские "запорожцы".
>>Более смешны только западэнские "казаки".
>
>Вплоть до 1917-го года сословие "козак" (через "о") в Малороссии сохранялось. У моего деда в метрике так было записано.

>С ув.
>Игорь.

Если не ошибаюсь, по-тюрски "Козак" значит разбойник , вор, а "Казак" - название сословия государевых людей. В Смутное время одновременно были "городские казаки" и "козаки"
Этноним "казак", а правильнее говорить "_аза_", по мнению абсолютного большинства ученых, - тюрко-монгольского происхождения. Еще в древних памятниках Центральной Азии слово "казаклык" (казачество) применялось как эквивалентное обозначение понятия "вольность, вольный образ жизни". И оно в том же значении понималось на протяжении многих веков, о чем свидетельствуют литературные произведения, созданные тюрко-монголами раннего Средневековья.

Академик Н. А. Баскаков, авторитетный знаток тюрко-славянских взаимоотношений и разнообразных контактов, утверждает, что слово "казак-козак" в русском языке заимствовано из соседних тюркских языков, возможно, через польский и украинский языки и зарегистрировано впервые в русском языке в 1395 году со значением "работник, батрак", а позже со значением "козак" (то есть состоявший в военизированной пограничной охране от набегов кочевников). В. Даль предполагает происхождение слова "казак-козак" из "скитаться, бродить" так же, как слова "гайдук", "гайдамак". Все указанные значения связаны между собой и имеют общую семантику "независимый человек", подытоживает Баскаков. "C этим же значением, - пишет он, - связано и название тюркской национальности казах - свободный независимый кочевник". О неслучайности совпадения этнонима "_аза_" и термина "казак" писала Т. Ф. Благова.

Справедливость требует сказать, что на Северном Кавказе в ранней древности обитал народ касоги, по всей вероятности, предки современных кабардинцев, черкесов и абхазов, но мы полагаем, что в данном случае между терминами "касоги" и "казахи" имеется лишь фонетическое сходство и ничего другого.

Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, выдающийся казахский ученый Ч. Валиханов придерживались той концепции, что и этноним "_аза_", и понятие "казачество" как социальное явление, перешли в Русь от пришельцев из Центральной Азии. Как известно, первые и прочные контакты между тюркскими и славянскими племенами Евразии установились в V-VI веках н.э. Позже к Днепру переселились кочевые тюрки, берендеи, печенеги, спасавшиеся от своих же собратьев - половцев. В научном мире половцев твердо отождествляют с куманами и кипчаками - тоже тюркоязычными народами.

Древняя Русь, располагаясь географически близко с восточными, в том числе и кочевыми народами, имела с ними тесные контакты еще до принятия ею христианства. Естественно, происходило взаимовлияние их культур и языков.

Вполне вероятно, что слово "казак", как и само понятие "казаклык" (казаковать), перешло в Русь вместе с тюркоязычными племенами. В своей работе "Киргизская (казахская) родословная" Ч. Валиханов писал: "...нет сомнения, что казачество началось и развилось в Азии и перешло к русским от татар... У татар они должны были развиться ранее. Привольные и обширные степи киргизские (казахские), как Украина для Руси, сделались местом стечения удальцов и батыров, искавших свободу и богатство в добычах".
http://www.zakon.kz/our/news/news.asp?id=30019753
Георгий Вернадский посчитал возможным, несмотря на свою исключительную склонность к иранским этимологиям, присоединиться к касожско-черкесской версии: “Это слово (т. е. козак, казак - А.М.) происходит от этнического названия Каз, древнего северокавказского народа, известного сейчас как адыгейцы или черкесы. Последнее название в первоначальной форме звучало как Чахар-Каз, что значит “четыре клана Каз”. В русском языке, начиная с XV века, это название употреблялось в форме “черкасы”. Это название, появляется в “Codex Cumanicus” в форме cosac (написан около 1294 г.). Сугдейский Synaxarion XII века содержит дополнительную запись, датированную 17 мая 1308 г., о молодом христианине, убитом казацким мечом. По моему мнению, здесь опять имеются в виду касоги (черкесы). В московских документах XVI и XVII веков черкасами назывались как черкесы, так и украинские казаки. Что касается последних, то это название шло, по-видимому, от города Черкассы на реке Днепр к югу от Киева, а тот, в свою очередь, был одним из центров днепровско-казацкого региона. Вероятно, город Черкассы был первоначально черкесским поселением (Allen, The Ukraine, p. 69). Следует принять во внимание образование подобным же способом названия города Яссы (по румынски, Jasi), старой столицы Молдавии, который был первоначально основан аланами. По древнерусски “ясы” значило “аланы”. Черкесское поселение в районе Черкасс, вероятно, было основано в XI веке, если не раньше. В то время у князя Мстислава Черниговского и Тмутараканского была личная охрана из черкесов. Вероятно, новые черкесские поселенцы были приведены в этот район монгольским ханом Ногаем в конце XIII века... Исходя из тел неполных статистических данных, что мы имеем, можно предположить, что в конце XVI в. около 80% запорожских казаков были западнорусскими (украинцами и белорусами); остальную часть составляли московиты, поляки, молдаване и черкесы”. http://www.djeguako.ru/content/view/68/36