|
От
|
Booker
|
|
К
|
И. Кошкин
|
|
Дата
|
04.06.2009 12:58:10
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Ранние московские князья - мальчики для битья для русских историков
от Карамзина до Скрынникова. Особенно Юрий, да. Искренне защищает их только тверской уроженец Иван Забелин, пожалуй. Его "История города Москвы. Неизданные труды" вышла в издательстве Сабашниковых в 2004, я её в киоске ГИМа недавно купил. Сотрудники ГИМа - составители и комментаторы.
В истории с Константином Рязанским многое непонятно, возможно была какая-то крамола, она вскрылась и закончилась бегством братьев Юрия и смертью Константина. Который уже 5 лет как был пленён.
С уважением.
>Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>...Юрий Данилович, вообще гворя, активно ни во что не ставил Орду:
>В 1305 году Токта отдал ярлык на великое княжение Михаилу, войско которого незадолго до этого московская рать при поддержке переяславцев разбила. Положение Юрия было настолько хреновое, что отнего в Тверь сбежали родные братья, а осенью 1305 года на Русь пришла Таирова рать. Если учесть, что до этого Михаил отнял у Юрия Переяславль, пользуясь своим положением (как раз после эитого Александр и Борис Даниловичи бросили брата), то рать, скорее всего, была как раз на Юрия. Тем не менее, Юрий продолжает проводит собственную политику, и уже зимой убивает рязанского князя Константина, который активно проводил политику Токты с 1300 года
>В 1307 году Юрий воюет с великим князем Михаилом за новгородское княжение, но проигрывает, однако затем отбивает вторжение Михаила в свое княжество буквально под стенами Москвы.
>В 1310 году Юрий завладевает выморочным нижегородским княжеством и снова против воли ставленника Токты Михаила.
>В 1312 год Токта умер, в 1313 году ханом стал Узбек, и именно Михаил, а не Юрий побежал в ОРду, чтобы выпросить себе великое княжение, Юрий не поехал. Михаил просидел в Орде аж до 1315 года, а Юрий тем временем отжал у него ВЕликий Новгород, сын Великого князя, Дмитрий МИхайлович, ничего не смог поделать и хотя и собрал войско, не осмелился выступит против новгородцев, которые поддерживали Юрия и вышли с его наместником против своего бывшего князя. Дмитрий заключил мир, признав отход Новгорода к Юрию.
>В 1315 году Узбек ВЫЗВАЛ Юрия в ОРду и тот вынужден был приехать. Между ним и Михаилом состоялась "пря велика", и Узбек, верный татарской политике поддерживать лузера против сильного и смелого, решил спор в пользу Михила, который осенью привел на Русь большой татарский отряд во главе с послом ("смотрящим") Таитемиром. Татары и Михаил 10 февраля разбили новгородцев, возглавляемых братом Юрия, Афанасием, под Торжком. После этого Михаил подступил к Торжку и потребовал выдать Афанасия и Юрьева наместника в Новгороде, Федора Ржевского. Наместника новгородцы выдали, но вот брата своего любимого Юрия Даниловича отдавать отказались. Затем Михаил сказал: "Ну, раз мир - приходите ко мне Афансий и новгородские бояре чисто пговорить". Те, как лохи, пришли (Великий Князь, все денла, мир заключил), и немедленно были взяты в заложники, после чего новгородцы вынуждены были принять наместников Михаила.
>Однако уже в том же году новгородцы вновь выступили против Михаила и разбили его.
>А в 1317 году Юрий предпринял перпендикулярный ход и женился на сестре Узбека, Кончаке (обратим внимание на заслуженное тюркское имя), которая ради этого перешла в православие (при том, что Узбек был уже мусульманином). После этого Токта отдал зятю ярлык на великое княжение и дал отряд Кавдыгая (судя по тому, что отряд не назван "ратью", а чин Кавдыгая русский летописи определяют, куак "посол", воинов с ним было всего ничего, важен был статус). Михаил признал главенство Юрия и уступил ему престол, после чего Юрий припомнил ему все хорошее и стал травить Михаила так же, как тот травил его, вторгшись с Кавдыгаем в Тверское княжество. 22 декабря 1317 года Юрий и Кавдыгай были разбиты у Бортенева (чему не устают гулять руками разнообразные тверские сепаратисты), в результате чего Юрий бежал в Новгород (и новгородцы опять его приняли!) а его жена и брат попали в плен. Кавдыгая Михаил, опасаясь Узбека, отпустил.
>Дальнейшее можно объяснить только непониманием Михаилом обычаев монголов. Женившись на сестре хана, Юрий стал гурганом, зятем чингисидов, более того, в обычае этого дома было внимательно отслеживать положение своих царевен, за кого бы они не были выданы. Кончака-Агафья умерла в плену (по НIЛ, которая, впрочем, в этом случае, очевидно, пристрастна, она была отравлена), после чего участь Михаила была решена. В 1318 году Юрий и Кавдыгай отправились в Орду, затем туда был вызван Михаил, представший перед судом хана. Михаила обвинили в сопротивлении послу, невыплате дани (Юрий не без помощи богатейшего Новгорода дань выплачивал исправно) и смерти Кончаки, после чего Узбек приговорил его к смерти и 22 ноября 1318 Михаил был казненю. Созданная в Твери "Повесть о Михаиле Тверском", в которой Юрия изображают страшным говнюком, тем не менее, указывает, что виновником смерти Михаила был Кавдыгай, а не Юрий, хотя последний и дал показания против князя.
>Три года Юрий наслаждался относительным покоем, и даже выдал свою дочь в 1320 году за третьего сына покойного Михаила, Константина (что говорит нам о том, что сыновья тверского князя не свитали Юрия прямым убийцей отца).
>Однако в 1321 году сыновья МИхаила все-таки восстали на Юрия, но тот сходил на них походом, и братья выплатили ему 2000 рублей серебром, кроме того, Дмитрий обязался не оспаривать права Юрия на великокняжеский стол. Эти бабки, правда, были не просто бабки, а "серебро выходное", т. е. дань в Орду, которую Юрий должен был передать по назначению. Однако Юрий не поехал навстречу послу и бабки не отдал, а уехал зимой 1322 в Новгород. Возможно он собирался использовать полученные бабки на погашение кредита у новгородцев.
>Дмитрий немедленно воспользовался этим и в 1322 году поехал в Орду, где обстоятельно вломил отца жены брата. Узбек послал на Юрия посла Ахмыла, который со своим отрядом "много сотвори пакости", как то: многих подданых юрия вырехал, а других увел в ОРду. Юрий отправился из Новгорода в Залесье, видимо, чтобы встретиться с Ыхмылом и все перетереть, но тут его поджидал брат Дмитрия, Александр Михайлович, который напал на Великого Князя в пути и захватил его обоз, после чего Юрий бежал в Псков, а оттуда - в Новгород.
>Ход тверских княжичей был безошибочным, теперь Юрий стал ханским ослушником, он не встретился с послом, и тогда осенью 1322 Узбек передал княжение Дмитрию. Вместе с княжением он дал ему своего посла Севенчбугу, который и проследил за формальным всхождением Дмитрия на Владимирский стол.
>В 1322-1324 году Юрий отсиживался в Новгороде и именно тогда нагнул шведов. Как видим, он сделал это не потому, что был такой самостоятельный от новгордцев, наоборот, он стремился отблагодарить город, который стойко и неуклонно поддерживал его даже под угрозой гнева Орды. Юрий сделал ровно то, что полагалось делат князю, сидяшему в Новгороде - оборонять интересы города от всяких там членов евросоюза. Это, кстати, не единственный его подвиг в защиту ГВН. В 1323 году устюжане ограбили новгородцев, ходивших за данью в Югру, в ответ в 1324 году Юрий с новгородцами сходили на Устюк, взяли его и, согласно НIЛ принудил "выход давати по старине" новгороду (в Никоновской летописи XVI в. появилась приписочка "в Орду", что позволяло многим радостно обвинять Юрия в проордынском шакальстве, однако в в более ранней новгородской первой летописи этой приписки нет, так что ее можно отмести).
>После этого похода Юрия отправился в ОРду, собираясь лично защищать сенбя перед ханом. Он прибыл туда в 1324, а в 1325 году туда же прибыли Дмитрий и Александр Михайловичи. Александра Узбек отправил на Русь со своими баскаками собирать дань, от котороый было много тяжести, а Юрия и Дмитрия оставил у себя. Узбек медлил решать судьбу Юрия, который, все-таки, был его зятем. Тогда Дмитрий без ведома хана убил Юрия. Узбек за это казнил Дмитрия 21 ноября 1326 года
>Таким образом видно, что Юрий никогда не был "злодеем... и христопродавцом, феодальным вредителем и монголо-татарским лакеем", хотя, конечно, убийство Константина - на его совести. Юрий проводил свою политьику и неоднократно выступал против воли ханов, в чем его верно поддерживал Великий Ногород, которому Юрий платил настоящей признательностью.
>И. Кошкин
>PS: Дабы никто не подумал, что это я такой страшный исследователь, перерывший все ПСРЛ: данные взяты из книги Горского "Москва и Орда". Впрочем, "Горский - это брэнд"(с)