От dvzhuk Ответить на сообщение
К oleg100 Ответить по почте
Дата 18.04.2008 20:29:26 Найти в дереве
Рубрики Современность; Искусство и творчество; Версия для печати

Про асфальт из «Справочника инженера-дорожника»

Том «Строительство автогужевых дорог», 1935:

Основными типами асфальтовых смесей, укладываемых в дорожное покрытие и укатываемых в горячем состоянии, являются асфальтовый бетон и песчаный асфальт.
<…>
Асфальтобетонное покрытие — одна из старейших разновидностей искусственных асфальтовых мостовых Сев. Америки, которые выполнялись там еще в семидесятых годах прошлого столетия. Песчаный асфальт был разработан де-Следтом в 1870 г. в штате Нью-Джерсей. Затем последовало дальнейшее развитие постройки таких дорог в крупном масштабе и в других штатах Сев. Америки и не только в качестве покрытия городского типа, но и на дорогах загородных. В США имеются покрытия из песчаного асфальта, служащие от 20 до 45 лет.
До революции асфальтобетонные дороги в России не строились. В CCCР дороги этого типа стали получать распространение в производственном масштабе с 1928 г., и в настоящее время общее количество их составляет около 6 млн. кв. м.
<…>
Трамбованным асфальтом (Stampfasphalt, Rockasphalt, asphalt comprime) называется естественный или искусственный асфальтовый порошок, иногда с добавкой битума, уложенный и утрамбованный в горячем состоянии.
<…>
Применение асфальтового порошка как строительного материала началось примерно с 1712 г., после открытия первых залежей известняковой асфальтовой породы в Швейцарии. Постройка первого покрытия из трамбованного асфальта относится в 1849 г. и имела место также в Швейцарии. Далее с открытием все новых и новых залежей битуминозных каменных пород, применение трамбованного асфальта стало распространяться сначала в Европе, а позднее (конец XIX века) и в Америке. Наивысшей степени своего совершенствования трамбованный асфальт достиг в Германии, где и разработаны наиболее подробные нормы и инструкции. В России трамбованный асфальт почти не применялся, а сейчас в СССР не применяется вовсе.
С изобретением новых, усовершенствованных методов постройки асфальтовых покрытий (асфальтобетон, песчаный асфальт) трамбованный асфальт потерял свое значение.
Главной причиной этому послужила, с одной стороны, его дороговизна (длительная укладка, необходимость транспортировки минеральной части), а с другой — опасная скользкость покрытий в дождливую погоду. Многочисленные способы придания поверхности трамбованного асфальта шероховатости не достигают все же цели.
<…>
Литым асфальтом (Gussasphalt, mastix asphalt, asphalte coule) называется определенная смесь минеральных материалов: дробленого известняка, песка, гравия, высевок, с таким количеством природного или нефтяного битума, которое обеспечивало бы пластичность массы, достаточную для распределения и полного уплотнения ее разглаживанием.
Литой асфальт в своем первоначальном виде приготовлялся из природного асфальтового порошка. Путем добавки природного битума, из порошка приготовлялась листика. Затем мастика сплавлялась с песком или гравием и в таком виде укладывалась на тротуарах и по проездам. Первые тротуары были построенытаким способом в Париже в 1832 — 1836 гг. С 1871 г. литой асфальт стал распространяться в Англии, а затем в Германии и в большинстве южно-европейских государств.
В России первые асфальтовые работы были произведены также в конце XIX века, сперва в Петербурге, а потом и в других городах.
Укладка литого асфальта производится до сих пор в основном вручную. Эта медленная и затруднительная укладка и сравнительно большая стоимость и послужили главной причиной вытеснения литого асфальта с проезжей части и отчасти с тротуаров современными усовершенствованными асфальтовыми покрытиями.
<…>
Холодным мелкозернистым асфальтом принято называть искусственную смесь мелкодробленого каменного материала с маловяяким битумным веществом. Этот вид асфальта отличается от общеизвестных асфальтовых материалов тем, что укладка его в покрытие производится в холодном состоянии.
<…>
Рок-асфальт — американский мелкозернистый холодный асфальт — разделяется на естественный и искусственный, первый получается путем дробления в порошок естественных битуминозных пород, содержащих 1—7% незатвердевающего мягкого битума, второй — из инертных каменных пород. Битуминозные породы для естественного асфальта добываются в Кентукки, Оклахоме, Калифорнии, Техасе, и Ухте. Из них, главным образом, применяется кентуккский асфальтовый песчаник, поэтому асфальт называют иногда кентуккским.
<…>
Дамман-асфальт — немецкий мелкозернистый холодный асфальт — ставляет собою искусственную смесь из мелкодробленого доменного шлака или каменной породы, близкой по свойствам к шлаку — с каменноугольным дегтем, и в некоторых случаях с мягким (полужидким) битумом.
<…>
Холодный мелкозернистый асфальт с разжиженным битумом запатентован в 1928 г. в Швейцарии. В данное время асфальт, аналогичный указанному, находит себе применение в СССР.
<…>
Холодный мелкозернистый асфальт с битумной эмульсией отличается от вышеописанных тем, что как приготовление его, так и укладка на дорогу производятся в холодном состоянии. Способ этот при применении мелкозернистой минеральной массы не получил практического распространения. Заграницей имеются запатентованные способы получения такого рода асфальта, но и они не разрешают полностью задачи.
<…>
Холодный асфальт с порошкообразным битумом, или так называемый способ Кольпровиа, состоит в том, что минеральный аггрегат, обработанный предварительно каким-либо разжижителем, перемешивается с порошкообразным битумом.

С уважением, Д.Ж.