>Протяженность фронта играет в обе стороны: с одной стороны немцы не встречали на востоке такой концентрации противника, с другой стороны и задача по прикрытию этого фронта требовала бОльших сил.
Согласен. Но это работает в том случае, если обе стороны планируют прикрывать ВЕСЬ фронт, а не отдельные его участки. Наши "размазывали" истребители по всему фронту (ну где-то плотнее, где-то пореже), в отличие от немцев. Это, кстати, и давало возможность немецким бомберам и штурмовикам летать на восточном фронте почти до конца войны. Плотность истребителей была не та, что на западе.
>Основная проблема, в том, что как уже написали выше, на востоке у немцев часто считают только фронтовую авиацию, а на западе - как фронтовую, так и ПВО собственно рейха, причем в ПВО была задействована едва ли не большая часть немецких истребителей.
Бесспорно. А то иногда складывается ощущение, что вся ПВО Рейха воевала исключительно против союзников,а наши летали где хотели.
Собственно моя изначальная мысль была в том, что простое сравнение "на западе 3/4, на востоке 1/4" ничего не объясняет. Вся советская авиация действующей армии на 1.06.44 насчитывала около 12 тыс боевых самолетов, союзники только для поддержки "оверлорда" сосредоточили около 11 тыс. (даже не беря в расчет итальянский фронт и авиацию флота). Сопоставьте размеры фронта в Нормандии и на востоке и все станет ясно.
На западе нужно было больше авиации не потому, что союзники были круче, а потому, что их самолетов было просто тупо больше в любой конкретной точке фронта, чем русских. Отсюда и общее число потерянных самолетов на западе у Люфтваффе естественно больше, чем на востоке.