От Pout Ответить на сообщение
К Дмитрий Козырев Ответить по почте
Дата 19.02.2008 10:55:50 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Армия; Память; Версия для печати

покойный А.Зиновьев изобрел термин для этого рода практики

>>Возникли вопросы:
>>1. Без приезда и знакомства с работой по военно-патриотическому воспитанию воронежцев решить вопрос о присвоении звания было нельзя?
>>Зачем зря тратить народные деньги на командировки, когда всё и так ясно?
>
>Это традиционная форма "имитации деятельности" в рамках бюрократической системы.
>Простое изучение материалов не имеет внешнего выражения для отчета, а тут сорок тыщ одних курьеров дцать "служебных командировок по вопросам..."
>Буквально на разносе говоря "о какой работе можно говорить если ты ни разу никуда не съездил".
>Возможность решения вопросов по телефону и интернету встречает непонимание..
>Ну и прелести "неофициальной части " конечно же..

http://www.situation.ru/app/aut_t_53.htm
http://www.situation.ru/app/j_art_1112.htm
"свиптальность"

Возрождение Ибанска
«Свиптальность»


надо сначала определить, что такое свиптальность.



Этимологически выражение "свипт" есть аббревиатура для комплекса таких слов: "символическое", "вводящее в заблуждение", "имитационное", "показное" и "театральное". Свиптальным я называю такой аспект или признак некоторых действий людей (включая продукты этих действий), социальная роль которого может быть обозначена каким-то из слов, указанных в аббревиатуре, или их комбинаций. Свиптальность, иначе говоря, есть прежде всего аспект символичности, обманности, имитационности, кажущейся важности, показухи и театральности в человеческих действиях.



Этот аспект не исчерпывает всей характеристики таких действий. У последних имеется другой аспект, который я называю субстанциальным, или сущностным. В этом аспекте действия характеризуются другими словами, отличными от указанных в аббревиатуре "свипт", например - такими: полезность, эффективность, рациональность, технологический уровень, социальная значимость и т.д.



Различные действия обладают различной степенью свиптальности. Со временем у людей развивается способность изобретать и совершать действия, специальной ролью (социальной функцией) которых становится свиптальность: производить на людей желаемое впечатление, вводить их в заранее намеченное заблуждение, имитировать субстанциальный аспект, символизировать и изображать действия. Подчеркиваю: социальной субстанциальной функцией этих действий становится исполнение свиптальных функций. Мир человеческих действий разделяется на мир по преимуществу сущностных и по преимуществу свиптальных действий.



С социальным прогрессом разрастался, усовершенствовался и усиливался и свиптальный мир. Во многих сферах жизни людей он стал доминировать над миром сущностных действий. Стала возрастать степень свиптальности человеческих объединений в целом . Эта степень определяется числом действий с высокой степенью свиптальности и их значимостью в совокупности явлений жизни человейника. Когда эта степень достигает определенной величины, человейник становится свиптальным по социальному типу. Например, Ибанск до переворота, о котором я намерен говорить в дальнейшем, был близок к этому типу. Но качественный скачок произошел лишь после переворота, когда Ибанск встал на путь возрождения.



Свиптальность есть такое же реальное явление, как субстанциальность. Этим она отличается от того, что называют виртуальностью: последняя считается чем-то лишь воображаемым. Возможны свиптальные явления, которые не существуют эмпирически, существуют лишь на экранах телевизоров и компьютеров, лишь на картинах художников и в книгах писателей. Но свиптальность не ограничивается такими воображаемыми явлениями. И даже в случаях упомянутых воображаемых явлений их свиптальность заключается не в том, что они только воображаемые, а в том, чем они являются в той роли, в какой их изображают.



Свиптальность возникает на основе субстанциальности, связана с ней и питается ее соками. Она даже претендует на то, чтобы ее воспринимали как подлинную субстанциальность. Приведу характерный пример на этот счет. Потребовалось заключить какой-то договор между Ибанском и одной западной страной. Договор не очень важный, но все-таки деловой, субстанциальный. Договор могли подписать чиновники даже не высшего уровня. Подписать в деловом порядке, без всякой шумихи. Однако его значение в средствах массовой информации раздули до размеров эпохального события. Для подписания его полетел сам глава высшей власти Ибанска с огромной свитой, с мощной охраной, с толпой журналистов. Была торжежственная встреча с почетным караулом, речами, банкетами и прочими компонентами ритуалов такого рода. В мероприятие были вовлечены тысячи людей. Были заняты все средства массовой информации. Сотни миллионов людей на планете смотрели все эти спектакли по телевидению. Главу ибанской власти превозносили как великого государственного деятеля. Свиптальная шумиха оказалась неизмеримо более важной, чем ее субстанциальный повод.



Свиптальные явления зачастую создаются специально. Вот типичный пример тому. В Ибанске пришло в упадок сельское хозяйство. Как его ни пытались поднять, ничего путного не получалось. А перед всем миром надо было демонстрировать выдающиеся успехи. Тогда решили создать показуху - построить выставку мнимых достижений сельского хозяйства. Выставку устроили грандиозную. Весь мир был потрясен. Многие стали считать увиденное на выставке показателем фактического состояния сельского хозяйства Ибанска. Такую же роль играли демонстрации, парады, торжественные собрания, юбилейные торжества. Они создавали видимость всеобщего счастья и единства народа.



Свиптальные явления как явления социальные, взятые вне их противоставления явлениям субстанциальным, подлежат действию общих социальных законов. Вместе с тем, в качестве свиптальных они имеют свои специфические законы, отличные от законов мира субстанциального. В человейнике свиптального типа они становятся главными регуляторами социального бытия людей. А между тем они фактически совсем не изучены научно.



Ибанск, 26.10.2005


«Ибанские события»


В мои обязанности корреспондента, аккредитованного в Ибанске, входит информация о наиболее важных и интересных событиях текущей ибанской жизни. Но событий происходит огромное количество. Обо всех не скажешь. Надо выбирать именно наиболее важные и интересные. С какой точки зрения и для кого важные и интересные? Каковы критерии отбора? В Ибанске такие критерии выработаны и применяются фактически. Поясню их на примерах.



Как я уже сообщал в предыдущей информации, все, происходящие в Ибанске, события разделяются на субстанциальные и свиптальные. Степень важности любого свиптального события выше степени важности любого субстанциального. Сообщение в СМИ о субстанциальном событии само есть событие, причем - более важное, чем то событие, о котором сообщается. Степень важности событий, случающихся с ибанцами, зависит прежде всего от социального статуса (например, должностного ранга или богатства) самих этих ибанцев. Самое пустяковое событие с ибанцем, имеющим высокий социальный статус, важнее самого значительного события с ибанцем, имеющим низкий социальный статус. Такого рода явления можно наблюдать и вне Ибанска. Но это говорит лишь о том, что Ибанск возник не в стороне от большой дороги мировой цивилизации, а на ней.



Публичное высказывание высокопоставленного ибанца о некотором событии есть событие не менее важное, чем событие, к которому оно относится. А чаще первое важнее второго. На прошлой неделе, например, по телевидению сообщили, что целый район на севере Ибанска остался на зиму без топлива и пищи: их не успели или позабыли завезти туда до морозов. По телевидению выступил сам Президент Ибанска (сокращенно - Презибан). Он со свойственной ему ясностью и мудростью мысли заявил, что это событие есть признак недостатков в ибанской жизни, что этот недостаток надо исправить, а виновных в нем - найти и наказать. Это заявление Презибана есть событие более важное, чем тот факт, что несколько десятков тысяч рядовых ибанцев оказались в катастрофическом положении. Об этом несчастье скоро позабыли, а о призыве Презибана бороться с недостатками и наказывать нерадивых чиновников все СМИ взахлеб трубили до следующего столь же мудрого заявления Презибана. Тут, кстати, можно видеть пример одного из критериев оценки важности событий: чем больше говорят о событии в СМИ, тем важнее это событие.



Что касается интересности событий, то тут положение подобно положению со степенью важности. Присоединяется лишь декоративно-зрелищный компонент. Расскажу на примере, как это происходит.



В Ибанске наступила эпоха перманентного реформаторства. Решений о реформах принимается огромное количество, порою - десятки в неделю. Было принято решение реформировать и систему образования. Как заявил Презибан, систему образования надо радикально улучшить. И включил это в число приоритетных программ. В качестве первой ласточки реализации этой эпохальной приоритетной программы (это - слова из речи самого Презибана) в селе Ибанчиково срочно построили новую школу по американскому образцу. По случаю открытия школы сам Презибан посетил село со свитой, в два раза превосходившей по численности жителей Ибанчикова; с охраной, в два раза превосходившей по численности свиту; с толпой журналистов и с оравой попов во главе с Патрибаном, главой ибаславной церкви.



Зрелище состоялось грандиозное, вполне на голливудском уровне. Разодетые по-древнеибански "крестьяне" пели старинные ибанские песни и исполняли старинные ибанские пляски. Презибан в своей речи заявил, что дети - наше будущее, что дети должны хорошо учиться, а учителя - хорошо учить. Пообещал в течение ближайших пяти лет повысить учителям зарплату на целых пять рубаней (напомню, это - наша ибанская валюта). Подарил школе самый современный американский компьютер, совершающий триллион интеллектуальных операций в секунду. Под гром аплодисментов и воплей восторгов собравшихся Презибан сказал, что один такой компьютер превосходит по интеллектуальной мощности все человечество девятнадцатого века и что вручение его школе есть начало стопроцентной компьютеризации ибанского образования. В заключение Патрибан под звон колоколов срочно восстановленной церкви освятил школу.



Это очень красочное и интересное с театральной точки зрения зрелище несколько дней по нескольку раз показывали все телевизионные каналы. А вот что произошло после отбытия Презибана из села Ибанчиково. Школьные уборщицы унесли ультрасовременный компьютер в сарай, так как во всем районе не было специалиста по такой интеллектуальной технологии, а все способные шевелить мозгами жители района вполне обходились двумя-тремя интеллектуальными операциями в сутки: триллион операций в секунду - им было несколько многовато. Пьяные мужики сдали компьютер на металлолом, получив за него бутылку самогона. Школу закрыли из-за отсутствия учителей, сбежавших из Ибанчикова, поскольку им целый год вообще не платили зарплату, и из-за отсутствия подлежащих компьютеризации детей, переставших рождаться. Об этом в общем-то заурядном событии сообщила лишь местная газетенка.



Но не следует думать, будто первое из рассмотренных выше событий было сплошным надувательством. Никакого надувательства тут не было. Это было реальное событие в реальном образе жизни участвовавших в нем ибанцев, причем - на самом деле более важное для них, чем второе. Второе событие вообще для них не существовало. Они жили так, как будто школа на самом деле открыта, реформа образования осуществляется успешно, и ибанские дети осваивают новейшие компьютеры. Они жили по принципу: "сказано - сделано". Но не в том смысле, что в субстанциальном мире выполнено все то, что обещал и к чему призывал Презибан, а в том, что сделанным является сам факт сказанности. Презибан, не имея в субстанциальном аспекте никакой власти на осуществление даже самой пустяшной реформы, ощущает себя в свиптальном аспекте всесильным владыкой, малейшее желание которого немедленно исполняется как закон.



Ибанск, 3 ноября 2005 г.

http://situation.ru/