|
От
|
Владимир Савилов
|
|
К
|
А.Погорилый
|
|
Дата
|
25.01.2008 17:59:56
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Re: Севастополь -...
>На мой взгляд, когда обсуждают ситуацию при обороне Севастополя в 1942 году и во время Крымской операции 1944 года, недостаточно уделяют внимание географическому фактору.
>Севастополь находится в юго-западном углу Крыма. Поэтому, хотя расстояние от него до Констанцы и Новороссийска практически одинаковое, условия были сильно разные. Путь между Севастополем и Новороссийском более чем на две трети пролегал вдоль захваченного немцами побережья Крымского и Креченского полуостровов. А путь в Констанцу - в открытое море с удалением из Крыма.
>Это сильно облегчало действия немецкой авиации и легких сил (тка) в 1942 в сравнении с советскими в 1944. Что не могло не сказаться, причем сильно, на действиях тех и других.
Расстояние от Севастополя до Констанции в начале эвакуации немцев было около 180 в конце - 220 миль, расстояние от Севастополя до Новороссийска и портов Кавказа – от 400 до 480 миль. Немецкие конвои уходя из Севастополя с каждой пройденной милей все дальше и дальше отдалялись от побережья Крыма, от советских аэродромов, тем самым затрудняя повторные вылеты для советской авиации. Советские же корабли вынуждены были более 2/3 своего пути идти вдоль Крымского побережья оставаясь в радиусе действия немецких бомбардировщиков, позволявшим неоднократно одними и теми же самолетами атаковать советские корабли на переходе.
Начиная с 5 ноября 1941 г. маршруты движения кораблей и судов из Севастополя в Новороссийск и порты Кавказского побережья были удалены в море, что значительно увеличило их протяженность. Так, например, если протяженность прежнего маршрута до Новороссийска составляла около 250 миль, то более мористого — около 420 миль. Достигнуть скрытности переходов конвоев морем в этих условиях оказывалось невозможно. Продолжительность темного времени суток (13-14 часов в ноябре — декабре) допускала скрытные переходы в Новороссийск по прежнему маршруту только боевых кораблей. Однако потребность в средствах и грузах, необходимых для обороны Севастополя, не позволяла отказываться от использования обычных транспортных судов, переходы которых осуществлялись небольшими группами с походным охранением, а иногда и одиночно.
В феврале 1942 г. прежние мористые маршруты движения конвоев-были заменены новыми, так как воздушная разведка противника в достаточной мере изучила их. Однако в апреле пришлось отказаться от движения по новым маршрутам, потому что и они были выявлены разведкой противника.
Ачкасов В. И., Павлович H. Б. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне. — М.: Воениздат, 1973.
С уважением, Владимир