>Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...
>Эпизод с поездом раненых, отбивающем атаку немецких танков мог произойти... под Харьковом в марте 1943 г.
Приветствую! Из мемуаров генерала Шафаренко (25-я гв.сд):
"В этой обстановке утром 27 февраля мы получили шифровку Военного совета 3-й танковой армии, в которой говорилось, что по решению командующего Воронежским фронтом генерал-полковника Ф. И. Голикова 25-я гвардейская стрелковая дивизия снова входит в оперативное подчинение 3-й танковой. Ей надлежит, сдав занимаемый рубеж, к утру 28 февраля форсированным маршем из района Валки через Мерефу выйти к Змиеву, где прочно оборонять Тарановку, Змиев, Замостье, Зидьки, не допуская прорыва противника к Харькову с юга и юго-востока. Части дивизии предписывалось поднять по тревоге. Готовность оборонительных работ первой очереди устанавливалась к исходу 28 февраля.
Нам предстоял марш не легче боя. За сутки следовало преодолеть около 80 километров - и это при начавшейся распутице, по дорогам в нашем ближайшем тылу, которые, безусловно, держались под наблюдением вражеской авиации. Всем было понятно, что эти необычно сжатые сроки даны командующим в силу сложившейся обстановки. На карту ставилось слишком многое, и надо было во что бы то ни стало успеть.
В полках были созданы передовые отряды на машинах и санях.
... В том году март выдался сырой и теплый. Быстро таяли снега. Проезд тяжелой техники вне дорог оказался крайне затруднительным. Это обстоятельство еще больше повышало значение Тарановки. А захват гитлеровцами железнодорожного переезда у Беспаловки по условиям местности обеспечивал бы им поддержку бронепоездами в боях за Тарановку и Змиев.
Осмотрев работы и уточнив с Билютиным некоторые вопросы организации обороны и обеспечения, мы отправились к станции Беспаловка. Там проходил левый фланг дивизии. Надо было посмотреть, что успели сделать оборонявшие его подразделения.
Беспаловка, маленькая пригородная станция, лежала в развалинах. Невдалеке от вокзала виднелись стены небольшого разрушенного здания метеопункта, а за ним пруд и молодой сад. Впереди под еще не сошедшим снегом просматривалась уходящая вдаль долина Касьянова Яра и почти у самого горизонта - очертания совхозной усадьбы.