ГЕМФУРТСКИЕ СИРОТЫ, или неизвестное "чудо-оружие" Третьего рейха.
Серней ЧУЕВ, фото из архива автора
-----------------------------------
- Казаки в Италии - фотография из журнала главного управления казачьих войск "На казачьем посту" за 1945 год
- Украинские подростки
- Листовка-обращение к украинской молодежи вступать в т.н. «Службу Батьков-щине» - - украинский аналог немецкой «Службы трудовой повинности».
- Нарукавная повязка члена "Союза белорусской молодежи"
-----------------------------------
На полках магазинов и книжных развалов в последнее время появилось множество изданий о немецком «чудо-оружии» времен Великой Отечественной войны. Их яркие обложки пестрят изображениями летающих тарелок и межконтинентальных ракет, самонаводящихся торпед и танков-малюток. Но до сих пор читающей публике неизвестным остается факт широкого применения с первых месяцев войны иного «чудо-оружия» фашистской Германии - детей и подростков. Именно дети и молодежь разных национальностей (в первую очередь русские, украинцы и белорусы) стали одной из козырных карт немецких спецслужб в годы войны...
Первый опыт
Слово документам: «Из сообщения У НКВД по Смоленской области № 3044/2 в особый отдел НКВД Западного фронта об использовании немецкой разведкой детей и подростков.
4 сентября 1941 г.
За последнее время германская разведка на Западном фронте практикует переброску через линию фронта детей и подростков с заданиями по разведке расположения наших аэродромов и частей Красной Армии, а также для подачи световой сигнализации в местах скопления войск Красной Армии и артиллерийских батарей.
Управлением НКВД по Смоленской области на линии фронта в районе Ярцево задержан одиннадцатилетний мальчик по фамилии Петров Иван, происходящий из дер. Батыево Ярцевского района, где он проживал совместно с дедом.
Допросом Петрова установлено, что он совместно с товарищем односельча-Ч нином Абраменковым Михаилом, 15 лет, 16 августа с.г. в лесу был задержан немецким офицером, который, выяснив их место жительства, предложил сходить за линию фронта и выяснить расположение частей Красной Армии, обещая по возвращении выдать им вознаграждение - Петрову 2000 руб., а Абраменкову 5000 руб., причем тогда же Петрову подарил ботинки и чулки, а Абраменкову рубашку. Получив согласие ребят следовать в расположение частей Красной Армии, немецкий офицер выдал им ракетницу и пять ракет для подачи световых сигналов в ночное время о местонахождении войск Красной Армии.
Перейдя линию фронта, Петров и Абраменков 17 и 18 августа беспрепятственно курсировали в расположении частей Красной Армии. Абраменков записывал результаты наблюдений, а ночью с 17 на 18 августа, расположившись недалеко от одной из воинских частей Красной Армии, выпустили имеющиеся у них сигнальные ракеты.
Характерно, что на бродивших по линии фронта Петрова и Абраменкова никто внимания не обращал. При отдельных расспросах патрулировавших красноармейцев Петров и Абраменков объясняли, что они местные жители, и их без проверки отпускали.
Собрав нужные сведения, 19 августа с.г. Петров и Абраменков направились в расположение частей немецкой армии, по дороге Петров был задержан, а Абраменкову удалось скрыться. Меры к его розыску и задержанию приняты.
3 сентября в районе г. Вязьмы нами задержан 13-летний Шалманов Николай, проживавший в Смоленске. По показаниям Шалманова, проживая в Смоленске, он совместно со своими сверстниками Соловьевы» Леонидом, Плисовым Николаем, Ивановым Николаем немцами 4 раза посьиался на разведку в расположение частей Красной Армии, за что немцы их кормили и поили вином. Задачей этим малолетним преступникам ставилось выявление месторасположения частей Красной Армии и аэродромов.
Как показывает Шалманов, кроме него, Плисова 13 лет, Иванова 13 лет и Соловьева 18 лет, немцы также посылали из Смоленска Козюльского Виктора 13 лет, его брата Козюльского Леонида 16 лет, Иванова Евгения (брата Николая) 15 лет и некоторых других ребятишек по имени Владимир, Виктор и Алексей.
Все они ходили в расположение частей Красной Армии и приносили немцам требуемые разведывательные сведения.
Задержанный Шалманов Николай одинок, отец находится в рядах Красной Армии, неродная мать его бросила.
Задержанный Сафонским РО УНКВД 26 августа с.г. 18-летний Макуров Георгий из дер. Приселье Ярцевского района показал, что назначенный немцами староста села Приселье Лиличкж Александр 10 августа с.г. вызвал к себе его, Макурова, вместе со сверстником Фроленковым Павлом, предложил идти к немцам и выполнить их поручение. Встретившие ребят немцы поручили им разведать - есть ли на реке Вопь переправа и имеются ли там красноармейцы, причем при попытке ребят отказаться немецкие офицеры угрожали расстрелом. Под угрозой расправы Макуров и Фроленков ходили в разведку, но по возвращении якобы обманули немцев, заявив, что переправы и красноармейцев на реке Вопь не видели. Макурову и Фроленкову немцы давали табаку.
Из приведенных фактов усматривается, что немецкая разведка путем подкупа, спаивания и принуждения широко использует в борьбе с Красной Армией малолетних детей и подростков, в связи с чем Управлением НКВД по Смоленской области приняты меры по фронтовым районам к задержанию и внимательной проверке всех проходящих детей и подростков.
Начальник УНКВД Смоленской обл.
майор государственной безопасности КЛЕПОВ
Начальник КРО УНКВД Смоленской обл.
ст. лейтенант госбезопасности Андреев».
В ноябре 1941 года в войска и органы НКВД СССР была направлена директива НКВД № 292/к, прямо отмечающая факт широкого использования подростков в качестве немецких разведчиков.
В это же время особым отделом НКВД 34-й кавалерийской дивизии были задержаны трое мальчишек 8-10 лет. От них стало известно о существовании в Бобруйске курсов по подготовке малолетних разведчиков. На курсах обучались сироты. Задержанным было поручено выяснить места дислокации штабов, засечь огневые точки в районе г. Изюм.
Вскоре от первоначального «кустарного» использования подростков в разведывательных целях Абвер перешел к планомерной подготовке малолетних кадров. Речь уже шла не о лишней пачке табака или выпивке, а о работе «на пользу тысячелетнего рейха». В 1942 году сеть спецшкол была раскинута на оккупированной территории. Каждая имела свою особую специализацию. Так, школа в Бобруйске (функционировала под видом «Детского дома сирот» под опекой «Союза борьбы против большевизма») готовила разведчиков для выполнения различных заданий. В г. Райгородок натаскивали разведчиков ближнего тыла РККА, в Славянске - специалистов по работе в глубоком тылу СССР, в Орше обучались подростки-диверсанты. Краснодарская спецшкола готовила разведчиков-диверсантов и парашютистов из молодежи от 13 до 20 лет. Обучение велось под контролем Абвера и местных коллаборационистов-казаков.
Особой головной болью для советских органов госбезопасности была Гемфуртская диверсионная школа.
Гемфуртские птенчики
Школа подготовки диверсантов-подростков в местечке Гемфурт под г. Касселем была создана в июле 1943 года абверкомандой-203 и именовалась «Зондеркоманда Гемфурт». В школу вербовались 13 - 17-летние подростки обоего пола из детских домов Орши и Смоленска. Ребят вербовали якобы для службы в «Русскую освободительную армию», девочкам говорили о курсах медсестер. После прибытия в школу и предварительного промывания мозгов новичкам объявляли, что все они будут диверсантами. Подростков склоняли к согласию и окончательно оформляли вербовку.
Школа одновременно готовила от 25 до 75 человек, срок обучения колебался от 1 до 6 месяцев и более.
Помимо специальных дисциплин (диверсии и пользование спецсредствами) велись занятия по строевой и физической подготовке. Натасканных «детей Абвера» забрасывали самолетами с Минского и Смоленского аэродромов парами, в гражданской одежде. Легенда строилась на том, что «сами мы люди неместные, родителей потеряли» и т.п. Сироты-диверсанты снабжались взрывными устройствами, закамуфлированными под обычные куски каменного угля. В обязанности агентов входила доставка этого «угля» до тендера ближайшего паровоза на железнодорожной магистрали, питающей фронт. Под действием высокой температуры устройство срабатывало в паровозной топке, разрывая котел паровоза. Таким дешевым (для воюющего рейха) и эффективным методом абверовцы рассчитывали парализовать работу железнодорожного транспорта, обслуживавшего Западный фронт.
Помимо прямого использования детей в качестве диверсантов, немецкая разведка придавала их парам взрослых разведчиков (мужчина + женщина с ребенком), легендируя таким образом агентуру как семью. Отмечено также использование подростков в качестве связных, направлявшихся через линию фронта к агентуре в советском тылу.
До самого конца войны Гемфуртская школа ни на минуту не прекращала свою деятельность. В 1944 году, в связи с наступлением советских войск, она была передислоцирована в замок близ г. Конин, где продолжала готовить агентов-диверсантов. В августе 1944 года под г. Жгувом часть агентуры и преподавателей (в основном русские) была захвачена советскими войсками. Другая часть школы в начале 1945 года переместилась в г. Луккенвальде, где объединилась с особым лагерем Абвера. Далее ее следы теряются. По-видимому школа продолжала функционировать и дождалась прихода союзников. Большой педагогический опыт и часть невостребованной агентуры могли быть использованы западными спецслужбами в ходе тайных операций «холодной войны».
А казачок-то засланный...
О трагической судьбе русских казаков, выданных англичанами в СССР на расправу, написано немало, но отдельные эпизоды боевой деятельности казачьих подразделений Абвера остаются в тени. Между тем немецкие спецслужбы рассчитывали на широкое использование казаков в борьбе против Красной Армии в качестве разведчиков, диверсантов, пропагандистов.
Казачья разведывательно-диверсионная школа была организована в Кракове, позже переброшена в г. Новогру-док (Белоруссия) и прикомандирована к штабу походного атамана казачьих войск С. Павлова, в октябре 1944 года переведена в Северную Италию - в Казачий стан генерала. Т. Доманова, в январе 1945 года разместилась в г. Толмеццо. Именовалась «Казачья парашютно-десантная школа особой группы «Атаман», конспиративное название - «Казачья авто-мотошкола». Начальником ее был бывший лейтенант Советской Армии Кантемиров (есаул Кантемир).
В школу набирались казаки и казачки в возрасте от 20 до 30 лет, имевшие спортивную подготовку и законченное среднее образование. Для поступления в школу требовалась аттестация от командования частей, в которых ранее служили кандидаты в курсанты с характеристикой их политической благонадежности. Особую часть школы составляла группа из малолетник сирот-казачат. Попадая в школу, каждый курсант получал часто менявшийся псевдоним или придуманный цифровой номер.
В программу обучения будущих разведчиков и диверсантов входили общая подготовка: умение владеть огнестрельным оружием различных систем и «национальностей», метание гранат, рукопашный бой и специализированная подготовка: знание радио- и телефонной связи, изучение различных видов сигнализации. В школе велась полная подготовка боевиков-снайперов, подрывников, медсестер, связисток, копировальщиц, шифровальщиков, переводчиц и т.п.
В школе одновременно обучалось до 80 человек, разделенных на 2 группы. Срок обучения длился от 3 до 6 месяцев. За время своего существования школа успела сделать лишь один полный выпуск. Второй набор, состоявшийся в апреле 1945 года, пройти учебный курс не успел. После окончания школы агенты направлялись в г. Трутнов (Траутенау, Чехословакия), откуда забрасывались через линию фронта.
В конце войны школа вместе с Казачьим станом передислоцировалась в Австрию, в зону английской оккупации.
В первые дни после капитуляции Германии по распоряжению английского командования реподавательский состав школы был направлен в г. Мильштадт под предлогом повышения квалификации. В отличие от основной массы казаков, воевавших на стороне Германии, «учащихся» школы англичане Советам не выдали, якобы по ходатайству генерала Шкуро. О дальнейшей их судьбе можно только догадываться.
Союзы и союзники
Большую помощь в подготовке разведывательно-диверсионных кадров немецким спецслужбам оказывали различные национальные антисоветские организации. Так, с 1942 года на территории всех оккупированных Германией республик СССР начинается создание национальных союзов молодежи. Не стала исключением и Россия, вернее - Белоруссия. На ее территории в 1944 году был создан «Союз русской молодежи» (СРМ) под руководством капитана РОА Лазарева. Помимо него, уже существовали «Союз белорусской молодежи» (СБМ), «Союз татарской молодежи» (СТМ), прибалтийские молодежные организации. Все они находились под опекой «Гитлерюгенда» и немецких спецслужб. Так, некоторые члены СБМ успешно окончили разведывательно-диверсионную школу Абвера в Минске и поступили в распоряжение фронтовых команд военной разведки. Впоследствии некоторые члены СБМ стали солдатами Белорусского воздушно-десантного батальона, представлявшего собой школу подготовки разведчиков-диверсантов и засылавшего свои отряды в советский тыл на территорию Белоруссии. На последнем этапе войны батальон курировал сам Отто Скорцени.
Помимо союзов молодежи для нужд военно-строительной организации ТОДТ начали создаваться молодежные отряды из уроженцев восточных территорий. Эти подразделения также рассматривались как мобилизационный резерв для национальных формирований СС и спецслужб.
Некоторое количество молодых людей всех национальностей служило в рядах войск противовоздушной обороны и люфтваффе. К концу войны все они перешли в ведомство Гиммлера и стали именоваться «воспитанниками СС» (SS-zoegling). Впоследствии большая часть «воспитанников» влилась в национальные боевые формирования немецкой армии (дивизии РОА, 14-ю дивизию СС «Галичина», эстонские и латышские дивизии СС).
Таким образом, вермахт и спецслужбы рейха обеспечили себя фактически неограниченным резервом для пополнения своих «пятых колонн», действовавших в советском тылу. Не предусмотрели только одного: перелом в войне также отрицательно сказался на воспитанниках этих курсов и школ, которые после десантирования с самолета шли с повинной к первому милиционеру. Огромную роль сыграла также успешная деятельность военных контрразведчиков, имевших своих людей в некоторых разведорганах противника.
Подводя итог, надо отметить один важный момент. Первоначальный расчет абверовских специалистов по «восточной проблематике» и психологов был построен на знании особенностей подростковой психики. «Добрые дяди» из Абвера натаскивали молодежь не только на ведение разведки и совершение диверсий. Задолго до появления в обиходе спецслужб таких терминов, как «нейролингвистическое программирование» или «агенты влияния», Абвер готовил свою «пятую колонну», рассчитывая на любой, даже самый неблагоприятный для Германии исход войны.
«В действительности все выглядит иначе, чем на самом деле». С.Ежи Лец