Плакатная графика принадлежит к одному из самых массовых видов изобразительного искусства. Особую страницу в истории е╠ развития вписал советский политический плакат, выполнявший задачи наглядной пропаганды и агитации.
Начавшись в 1919 году со знаменитых "Окон сатиры РОСТА", плакат достиг пика политической остроты и высокого художественного уровня в период Великой Отечественной Войны, когда на смену символическим, нарочито упрощенным пришли плакаты реалистические, эмоциональные рисовавшие доходчивый, живой образ человека с яркой психологической характеристикой. Отзываясь на главные и характерные события времени, плакаты Великой Отечественной призывали к защите Родины, убеждали в справедливости освободительной борьбы.
Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское отделение государственного издательства "ИССКУССТВО".печатались плакаты и в крупных городах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Средней Азии, Закавказья, издавались политорганами РККА и ВМФ, редакциями газет.
В жанре плакатного искусства в годы Великой Отечественной Войны работали многие художники. С Московским отделением издательства "ИСКУССТВО" сотрудничали С.Адливанкин, В.Айвазян, П.Алякринский, А.Бубнов, Н.Ватолина, С.Герасимов, Н.Денисов, С. Зелихман, В.Иванов, А.Кокорекин, А.Кокорин, В.Корецкий, Кукрыниксы, А.Лаптев, в.Лебедев, П.Мальков, В.Нисский, В.Одинцов, Ю.Пименов, Б.Пророков, Г.Савицкий, П.Соколов-Скаля, П.Шухмин, А.Щербаков, М.Теремных.
Систематически занимались плакатом художники студии имени Грекова черпавшие сюжеты во время командировок на фронт, - Л.Голованов, Н.Жуков, В.Климашин, карикатуристы - Л.Бродатый, В.Дени, Б.Ефимов, С.Костин, Кеша(И.Проскуряков), Н.Радлов. В Ленинграде работали художники М.Авилов, М.Гордон, Б.Иогансон, А.Казанцев, Е.Кибрик, В.Лебедев, В.Милошевский, Л.Орехов, В.Орешников, А.Пахомов, В.Пинчук, И.Серебряный.
В создании текстового сопровождения плакатов принимали участие известнейшие мастера советской литературы: Н.Асеев, Д.Бедный, А.Безыменский, А.Жаров, М.Исаковский, В.Лебедев-Кумач, С.Маршак, А.Прокофьев, А.Сурков, И.Уткин. Часто использовались стихи В.Маяковского.
Удачный плакат порой был обязан своим рождением не только художнику и писателю, но и редактору. В издательстве "ИСКУССТВО" плакаты редактировали С.Алянский, С.Астапов, К.Еринова, М.Иоффе, М.Манизер, Е.Поволоцкая.
Одними из самых знаменитых плакатов Великой Отечественной Войны были "Окна ТАСС", продолжившие традиции окон "РОСТА" периода гражданской войны. Плакаты этой серии состояли из нескольких взаимосвязанных рисунков с соответствующими текстами. Тиражировались вручную, при помощи трафарета, наиболее удачные переиздавались печатным способом. Широкую известность получили периодические плакатные серии : " Слава Героям Отечественной Войны", "Боевые эпизоды" (издательство "ИСКУССТВО"), "Герои и Подвиги (Госполитиздат), "Боевой карандаш" (Ленинградское отделение Союза советских художников), Сатирическое обозрение "Бьем"(Политуправление Военно-Морского Флота (Кронштадт)),газета-плакат "Раздавiм фашыскую гадзiну" и сатирический листок "Партызанская дубiнка"(ЦК КП(б)Б). По сути малой формой плаката являлись иллюстрированные фронтовые и партизанские листовки.
Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели было выпущено массовыми тиражами пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти:
Уже к вечеру 22 Июня 1941 года Кукрыниксы(М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" в первоначальном варианте штык красноармейца пронзал руку Гитлера, поэтому плакат звучал скорее как предупреждение. Однако, 24 июня он появился на улицах Москвы и был напечатан в газете "Правда" с несколько иным сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Фюрера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах. В числе плакатных листов Июня 1941-го - работа А.Кокорекина "Смерть Фашистской Гадине! ".Сюжет плаката и его художественное решение напоминают плакат Кукрыниксов. Найдено удачная эмблематическая характеристика фашизма. Враг показан ввиде мерзкого гада в форме свастики которого пронзает штыком Воин Красной Армии. Эта работа выполнена своеобразным художественным приемом без фона с использованием только черного и красного цветов. Фигура воина представляет красный плоскостной силуэт. Такой прием, безусловно в какой-то мере был продиктован необходимостью. Время-военное сроки-сжатые. Для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была быть ограниченной.
Другой известный плакат А.Кокорекина "Бей Фашистского Гада !" - варьирует описанный выше, но нарисован он более объемно, конкретно всего же за годы войны художник ыполнил не менее 35 плакатных листов.
Среди первых военных плакатов - работа Н.Долгорукова "Врагу не будет пощады !". Это плакат из тех, где изображение человека играет подчиненную роль. Здесь важны правильный отбор деталей, остроумие сюжета, динамика движения, цветовое решение.
Накануне великой отечественной войны художник постановщик киностудии "Мосфильм" В.Ивано создал плакатный лист посвященный Красной Армии. На нем были изображены поднявшиеся в атаку бойцы, наступающие танки, проносящиеся по небу самолеты. Над всем этим могучим целеустремленным движением развевалось Красное Знамя. Судьба этого последнего предвоенного плаката получила необычное продолжение. Плакат "догнал" автонра на пути к фронту. На одной из железнодорожных станций В.Иванов увидел свой рисунок, но: Текст на нем был уже другим "За Родину, За Честь, За Свободу !".
Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет "Родина-Мать зовет!" И.Тоидзе. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа - в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в е╠ призывающем жесте.
В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Таковы плакаты : "Вперед за нашу победу" С.Бондара, "Наше дело правое. Враг будет разбит!" Р. Гершаника, "Фашисты не пройдут!" Д.Шмаринова, "Вперед Буденовцы!" А.Полянского, "Стальной лавиной раздавим врага" В.Одинцова, "Руби ГАДОВ!" М.Авилова, "Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!" А.Кокорекина. Многофигурность композиции этих плакатов должна была подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу.
Остановить нашествие любой ценой призывал плакат А.Кокоша "Боец, оказавшийся во окружении. Борись до последней капли крови!"
Достаточно часто сюжетами плакатов становились эпизоды мобилизации, создания народного ополчения. Таковы плакаты "Могучее Народное Ополчение" В.Цветковой, "Молодежь, в бой за Родину!" В.Правдина, З.Правдиной "Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР", "Наши силы неисчислимы" В.Корецкого и другие.
В плакатах 1941 года содержание часто углублялось присутствием второго символического плана, исторической параллели. Художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений, символизирующих Родину. К числу таких плакатов относятся : "Так было:Так будет!"Н.Долгорукова, "Славна богатырями земля наша" В.Говоркова, "К оружию, Славяне! Разгромим фашистских угнетателей" В.Одинцова, "Грудью на защиту Ленинграда" А.Кокорекина. Одним из наиболее распространенных был сюжет с образом женщины заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Лучшие плакаты этой темы "Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!" Н.Ватолиной и Н.Денисова, "На трактор девушки садятся смело:"Т.Ереминой, "Мы поклялись своим мужьям" М.Бри-Бейн, "Чем крепче тыл, тем крепче фронт!" О.Эiгес.
Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: "Прогулы ликвидировать полностью!" С.Игуманова, "Брак-Враг:" Б.Клинч, "Водители машин бесперебойно:доставляйте грузы на фронт" Я.Бекетова, "Собирай ЛОМ", "Ты чем помог Фронту?" и другие:
Один из самых известных плакатов тыловой тематики - "Не болтай! Будь на чеку:" принадлежилт московской художнице Н.Ватолиной. Позировала для плаката соседка художницы, мать солдат-фронтовиков, текст к плакату написал С.Маршак. Этот же актуальный сюжет лег в основу плаката В.Конашевич "Не болтай, враг слушает" .
Художники - плакатисты не оставили без внимания и тему партизанского движения.К числу наиболее известных относятся плакаты: "Партизаны, Бейте врага без пощады!" В.Корецкого и В.Гицевич, " От народной мести не уйти врагу!" И.Рабичева, "Разжигайте партизанскую войну в фашистском тылу!.." А.Кокорекина.
Удачным опытом глубокого психологического решения патриотической темы в плакате явились работы В.Корецкого "Будь героем!", "Народ и Армия непобедимы!", "Вставайте в ряды фронтовых подруг. Дружинница Бойцу помощник и друг!". Они создавались специальной режиссерской съемкой с использованием фотографии. Почти все последующие листы В.Корецкого,Особенно решенные как единое сцена с несколькими персонажами, выполнялись методом фотомонтажа.
Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.
*********.
__________________________________
Home | Введение | Фронтовые плакаты | Партизанские плакаты | Тыловые плакаты |Боевые подруги|Плакаты на тему союзничества |E-mail | Ссылки